понедельник, 3 сентября 2018 г.

"Проверка на прочность." (выставка на ВВЦ)

Когда я подошла к выставочному павильону "Рабочий и Колхозница" на ВВЦ, то увидела, что  кроме выставки "Сотый апрель" о Вл.Маяковском ,
 там проходит еще одна выставка под названием "Проверка на прочность". 
О чем эта выставка я не представляла, но собираясь осмотреть весь павильон "Рабочий и Колхозница" купила билеты сразу на две выставки.

Закончив знакомство с выставкой "Сотый апрель" о Маяковском (о ней я рассказала в предыдущем сообщении),я стала подниматься на третий этаж.
 Уже оформление  между выступами стен подготавливает зрителя к восприятию выставки "Проверка на прочность", избранные произведения из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств". На стенах развешаны старинные гравюры Екатеринбурга.


Екатеринбург основан в 1723 году как железоделательный завод,  императрицей Екатериной I (супруги Петра I). Екатерина II в 1781 году даровала Екатеринбургу статус уездного города.
 Как промышленный индустриальный город Екатеринбург был  сформирован в эпоху первых пятилеток в 1920-1930 годах и в период Великой отечественной войны (1941-1945г.), когда в Свердловск были эвакуированы производства из Центральной России. Вместе с заводами на Урал приехала и техническая интеллигенция.
Выставка "Проверка на прочность " и рассказывала о  процессе преобразования уральских заводов в центр металлургической промышленности на Урале.
Скажу честно, "индустриальная живопись" меня не очень интересует и я думала  быстро пройти по залам этой выставки, что бы составить впечатление о всем пространстве павильона "Рабочий и Колхозница", но получилось иначе.
Выставка занимала два этажа.
На третьем этаже были представлены произведения посвященные истории Екатеринбурга до 1940-х годов.
Начиналась выставка с зала посвященному Павлу Бажову. Здесь были представлены иллюстрации к его сказкам: "Малахитовая шкатулка","Хозяйка медной горы"и др.



Разные манеры письма у художников, но каждая работа по своему выразительна.
Хожу одна по залам выставки 
и постепенно меня захватывает этот мир труб, мускулов, оптимизма, стали и дыма. Я даже поймала себя на том, что почти не останавливаюсь у картин с пейзажами Урала.
Я впервые в таком объеме рассматриваю " индустриальную живопись".
Эта картина написана в 1830 году: "На старом уральском заводе".

Рядом небольшая работа " Кузница" .1877г.
1920-1930 годы-  это время возведения новых заводов на Урале гигантскими темпами. 
Героями картин становятся рабочие. Художник Ю.И.Пименов (1903-1977г) в 1934 году написал триптих "Работницы "Уралмаша":
"В ложе театра".
 "На заводе."
 "За чаем."
Работы эти большого формата. Понимаешь, что работницы на картинах идеализированы, но все равно останавливаешься перед этими работами.
А в этом зале "Портрет землекопа" написан между 1932-36 годом, художник Андерсон Вальдемар (1897-1966г.) Рядом его фамилия и имя в русском варианте-Андерс Владимир.
А вот две гравюры другого художника- Лехт Фридрих Карлович (1887-1961г.)  написанные в 1932г.

Необычные фамилии для Урала. И я вспомнила. Мои родители познакомились на Урале на  строительстве " Магнитки", где-то после 1930 года. Они не очень любили вспоминать это время. Помню только, что мама рассказывала, что инженерами на стройке работало много иностранцев. Они даже жили отдельно от русских инженеров. Может быть и эти художники когда-то приехали на строительство заводов в Екатеринбурге.
Я заканчиваю осмотр этих залов. Вот рабочие в шахте,
а эта картина стала визитной карточкой выставки.
 На выставке кроме картин, представлены  скульптуры.
 Одна из них называлась "Гордиев узел." Это работа скульптора Камбарова И.А.(1879-1958г.) выполнена в 1919 году. В музее изобразительных искусств Екатеринбурга  находится несколько работ этого скульптора, но эта самая выразительная.
На 4-м этаже выставки показывались произведения художников 70-х годов 20 столетия. В этих залах я встретила еще одного посетителя.

В одном из залов большой экран. На нем шел показ рисованного фильма.


Висят картины большого формата, написанные в 70 годах двадцатого века.

Картины очень похожи на плакаты советского времени. Но эта картина мне понравилась. Как она перекликается с нашими днями, когда во всех скверах начинают обрезать ветки деревьев и остаются одни стволы.
 Картина названа "Весна". Художник Метелев Г.С. (1936-2006г.) написал ее в 1969 году, видно и тогда была та же проблема. 
Но один портрет "Художник Анатолий Калашников" выделялся на общем фоне своей выразительностью.
Рядом с картиной подробное пояснение.
Но даже не читая его , долго стоишь перед  этой картиной.
В этом зале больше скульптур и разных композиций чем на другом этаже.Вот только две работы из них.


Кажется все осмотрела, но в конце зала вижу еще один поворот. Попадаю в темный (скорее черный) коридор. С правой стороны , несколько ели  незаметных черных дверей . На каждой двери написано имя художника. Светятся только глазки.
 Это фамилия художника , портрет которого мне понравился. Заглядываю в "глазок". Внутри мастерская этого художника.
 Перехожу от одной двери к другой, заглядывая в "глазки"  и вижу художников, чьи работы представлены на выставке, в их мастерских, 


Вот теперь кажется , что уже выставка заканчивается. Впереди выход на лестничную площадку. И опять оказалось, что выставка продолжается. 
Очень красиво оформленный небольшой зал.
Всемирно известное произведение из Каслинского чугунного литья, шедевр мирового искусства, единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна.  Входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Хранится реликвия в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.
Первый павильон был показан на Нижегородской ярмарке в 1896 году. Но самым известным стал тот павильон, который был показан на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
Над его созданием на заводе в Касли работали 2 года. Было отлито 1500 чугунных деталей .
25 лучших мастеров отправились в Париж, что бы его собрать. Перед павильоном стояла чугунная скульптура женщины-воина "Россия". Павильон получил самую высшую награду-Гран-при.
Было много желающих купить павильон со скульптурой "Россия". Но доверенные лица отказались продавать скульптуру "Россия" вместе с павильоном и павильон вернулся на Урал.
Долгие годы пролежали детали павильона в ящиках на складе.
В 1921 году в связи с нехваткой чугуна и хозяйственной разрухой павильон решили переплавить. Рабочие завода стали на его защиту и смогли сберечь часть павильона. Позже встал вопрос о его реставрации, но работы начались только в 1957 году. По сохранившимся фотографиям удалось восстановить чугунный павильон и 3 мая  1958 года состоялось его торжественное открытие.
В 2000 году закончилась его повторная реставрация.
Но все это я узнала не на выставке в этом зале, а дома из интернета.
В зале два экрана, но на них показывали 2-3 картинки не дающие даже отдаленное представление о павильоне. 
В центре зала размещены 4 скульптуры великолепной работы и все. 





И хотя я не получила полное представление из этой экспозиции  о Кислинском чугунном павильоне и не поняла на каком месте там  находятся эти скульптуры, но зато потом прочитала много интересного об этом уникальном произведении русских мастеров.
Вряд ли я уже когда- нибудь буду в Екатеринбурге, но тем кто там будет - не упустите редкую возможность  увидеть" Каслинский чугунный павильон".
Вот теперь я осмотрела весь павильон "Рабочий и Колхозница". К сожалению экспозиция посвященная истории самого павильона и скульптуру  В.Мухиной, были закрыты. Вниз я уже спустилась на лифте.
Мне показалось, что пока я была на этих выставках, время для меня как-будто остановилось.
А на улице все также жарко и шумит современная Москва,

 но мысли мои еще ни раз возвращались к этим двум интересным выставкам.
И я  теперь точно знаю, что буду с нетерпением ждать открытия  новых выставок в павильоне "Рабочий и Колхозница" .











С

Комментариев нет:

Отправить комментарий