среда, 22 августа 2018 г.

"Сотый апрель Владимира Маяковского".

В районе Проспекта Мира в Москве я бываю редко. Москва очень похорошела .

Несколько лет назад я ездила  туда смотреть на  монумент Веры Мухиной "Рабочий и Колхозница" .Тогда он не произвел на меня большого впечатления.
Но в этот раз монумент  мне понравился. То ли погода  17 августа 2018 года была очень хороша, то ли настроение прекрасное, но я с удовольствием его рассматривала.



Выставочный павильон тогда был закрыт.
 И вот появилась возможность его посетить. Я узнала, что сейчас там  проходит выставка "Сотый апрель" о Владимире Маяковском.
В название выставки взяты строчки из  поэмы В.Маяковского "Облако в штанах":
..."Я с сердцем ни разу до мая не дожили
а в прожитой жизни лишь сотый апрель есть."
В своей автобиографии "Я сам", В.Маяковский пишет: " Я родился в 1894(93) годах. Мнение мамы и послужной список отца расходятся." А умер Владимир Маяковский 14 апреля 1930 года.
Если мне захочется вспомнить какое-нибудь стихотворение , то скорее всего на память придут строки из стихотворений В.Маяковского.
Еще с детства :
"Крошка сын к отцу пришел 
и просила кроха, 
что такое хорошо?
 что такое плохо?.."
А со школы осталось в памяти, как я на вечере читала стихотворение "О Советском паспорте":
"Я волком бы выгроз бюрократизм
К мандатам почтения нету...."
или
"В сто сорок солнц закат пылал,
В июль катилось лето..."
Нет, тогда Маяковский не был моим любимым поэтом. Его творчеством я особенно не интересовалась.
Просто я не знала, что культ Маяковского обрел государственный масштаб в результате решения Сталина назначить его "лучшим и талантливейшим  поэтом" эпохи.
Маяковского больше нельзя критиковать, все исправления в стихи и в биографию вносит ГЛАВЛИТ, создавая образ , годный для монументальных форм и легкого тиражирования.
Появляются площади и улицы его имени, выпускаются миллионные тиражи книг.
Люди моего поколения заучивали  его стихотворения в детском саду и в школе. 
Появились памятники, масса бюстов,


плакаты,
марки , открытки.
Это экспозиция второго этажа выставки. Сама выставка занимает два этажа. Переход с одного этажа на другой-по пологому пандусу.
К потолку прикреплены плакаты со строчками стихов из поэмы В. Маяковского "Владимир Ильич Ленин".
...Проживешь свое пока,
много всяких
грязных ракушек
 налипает
нам на бока.
Можно подумать, что В.Маяковский предвидел свой "посмертный культ".
А между выступами стен размещены плакаты.


Изменилось же мое отношение к творчеству В.Маяковского после того , как я прочитала воспоминания Марины Цветаевой о Владимире Маяковском.
В 1933 году Цветаева писала: "Своими быстрыми ногами Маяковский ушел далеко за нашу современность и где-то, за каким-то поворотом, долго еще нас будет ждать."
 Я стала больше читать его его стихов. Постепенно мне стали его стихи ближе.
"Я хочу быть понят моей страной
а не буду понят -что ж?!
По родной стране пройду стороной,
как проходит косой дождь..."

Ты посмотри какая в мире тишь!
Ночь обложила небо звездной данью.
В такие вот часы встаешь и говоришь
векам, истории и мирозданию...
А начиналось все в Москве, куда он с матерью и двумя сестрами, после смерти отца переехал.
Отец умер от заражения крови, уколовшись иголкой. Потом всю жизнь Маяковский не любил иголок и булавок.
 Родился Вл. Маяковский в селе Багдады , Кутаисская губерния, Грузия. Сам себя всегда считал  грузином. На выставке на большом экране показывали фильм со старыми видами Грузии.
Футуристом он становился постепенно отбрасывая от себя все лишнее. Он интересно пишет о себе в автобиографии- "Я сам":
-Перестал интересоваться природой, когда сильно  поцарапался шиповником и  впервые увидел электричество. Понял, что природа не совершенна.
-На экзамене не смог ответить священнику, что такое "око" и чуть не провалил экзамен. Поэтому сразу возненавидел -все древнее, все церкви и все славянское.
-отец в детстве к именинам заставлял заучивать стихи , хвастаясь гостям его памятью:
Как-то раз перед толпою
соплеменных гор..
Он не знал -что такое "соплеменные горы" и скалы. Потом узнал, что это поэтичность и тихо стал ее ненавидеть .
-цензура убрала из поэмы "Облако в штанах" 6 страниц текста , оставив только сплошные точки. С тех пор ненавидел точки и запятые тоже.
Ситуация постепенно меняется в 60-е годы. В театрах стали ставить пьесы Маяковского, издаются воспоминания его современников.
На выставке ,на одном из экранов -артисты читают воспоминания современников о Маяковском.

На нейтральном фоне один за одним появляются артисты одетые одинаково в белое и читают отрывок из воспоминаний того или иного современника Вл.Маяковского.
 Наверное потому, что ничего не отвлекало от самого текста ,то слушать их чтение было очень интересно.Перед тобой как будто возникал сам Маяковский или люди его времени.
Залы выставки оформлены очень интересно.


А на  стенах портреты, 


фотографии разных лет,


  шаржи на В.Маяковского, 


строки воспоминаний современников.
На выставке представлено более 100 экспонатов из Государственного музея В.В.Маяковского.
Музей был создан в 1937 году. Сейчас он закрыт на капитальный ремонт. 
Собираясь на эту выставку, я скачала первый том полного собрания произведений В.Маяковского. В этот том вошли произведения написанные в 1912-1917 годах. Стихи меня поразили. По ним можно изучать историю Первой мировой войны и Революции. Некоторые стихотворения настолько тяжелые, что я их не могла даже читать. Меня очень тронуло стихотворение "Хвои", написанное Маяковским в 1916 году. содержание стихотворения не рассказывают прозой, но в этот раз мне это захотелось сделать.
Взрослые  объясняют малышам, почему у них не будет рождественской елки: что отца в лесу могут ранить осколки, что вата для елки нужна раненным, что свечи  нельзя зажигать т.к. окна должны быть затемнены, что брат не может на рояле  играть новогодние песенки, т.к. он убит,
что дед не принесет игрушек:
...Не говорите.
Глупые речь заводят:
чтоб дед пришел,
чтоб игрушек ворох.
Деда нет.
Дед на заводе.
Завод?
Это тот, кто делает порох...
Не плачьте.
Зачем?
Не хмурьте личек,
Не будет-
что же с того!
Скоро
все, в радостном кличе
голоса сплетая,
встретят новое Рождество...
Если вспомнить цитату М.Цветаевой, то кажется, что Вл. Маяковский где-то там впереди еще ждет нас.

"Сотый апрель"- это первая выставка по программе межмузейного обмена запущенная на ВДНХ в 2018 году. Цель проекта -показать уникальные собрания столичных и региональных российских музеев. 
Сама выставка и выставочный павильон мне очень понравились . Мне не хотелось так быстро уходить оттуда и я стала подниматься на следующий этаж, 

что бы посмотреть еще одну, не запланированную мной, выставку. Но об этом в следующий раз.
 (Продолжение следует.)


Комментариев нет:

Отправить комментарий