За окном осень.
Кажется, что только появились первые желтые листья на деревьях
и вот они уже все на земле.
Пасмурные дни
сменяются яркими закатами.
И вот уже ноябрь.
Всю жизнь ноябрьские праздники у меня связаны с днем рождения мамы -ровесницы двух революций (так она говорила про себя.) Родилась в 1905 году, а день рождения 7 ноября (25 октября по старому стилю.)
В этом году много говорят о столетии Русской революции 1917 года. Но если честно, то мне уже не интересны " новые прочтения" исторических событий .
Зачем я про это пишу?
Дело в том, что недавно я открыла для себя новое имя -Ирина Владимировна Одоевцева и мне захотелось об этом рассказать.
Первые послереволюционные годы затронули судьбы всех слоев русского общества. Но меня глубоко тронули судьбы русских поэтов Серебряного века. про которые я прочитала в ее воспоминаниях.
Почти все лето я читала ее книги и пока это самое сильное книжное впечатление лета 2017 года.
Ирина Одоевцева (1895-1990 г.) поэтесса, прозаик. Автор непревзойденных воспоминаний о поэтах Серебряного века: "На берегах Невы." и "На берегах Сены".
Она пишет не о себе, а рассказывает о людях с которыми свела ее судьба: Н. Гумилев, Г. Иванов, А. Белый, К. Бальмонт, А. Блок, В. Маяковский, М. Кузьмин, О. Мандельштам, З. Гипиус, Д. Мережковский и др. Трудно перечислить всех. Перед глазами проходят поэты Серебряного век, не "канонизированные", какими они стали позже, а живыми людьми, со своими достоинствами и недостатками.
Начинаются воспоминания в книге "На берегах Невы "с 1919 года ( вот почему я вспомнила про революционное время.) Время , когда открывалась масса курсов и люди после работы шли учиться всему, к чему тянулась их душа (без экзаменов).
Вот как она описывает свое поступление в "Институт живого слова": Кухонный стол, за ним товарищ в кожаной куртке и длинная очередь взволнованных желающих. Спрашивает фамилию и на какое отделение и вы студент. (Теперь не царское время! Экзамены не нужны.) Здесь она и познакомилась с Николаем Гумилевым. Он преподавал на ее курсе и она стала лучшей его ученицей и дружба эта длилась до его смерти.
Когда большинство студенток подражало Анне Ахматовой- "Я на правую ногу надела, туфлю с левой ноги." - и как спрашивает Гумилев, было удобно!
Ирина Одоевцева писала балладу о красноармейце , подсыпавшем битое стекло в соль и об ямщике возившего комиссара.
Она жила в хорошей квартире с родителями в Петрограде, тогда еще не начали их "уплотнять", прекрасно одета и всегда носила в волосах огромный бант .О том как сильно она голодала знал только Н. Гумилев.
Никогда и нигде, как в первые послереволюционные годы больше не было такого времени, когда голодные люди так превозносили стихи и поэтов. Голодные, уставшие после изнурительной работы ,шли пешком через весь город, собирались в огромных холодных залах, что бы послушать новые стихи. Когда было стыдно признаться, что ты голодаешь - это было "голодное благородство".
Ирина Одоевцева была признана поэтом и была принята в Дом литераторов. Вот как она пишет:
В Доме литераторов один раз в день выдавали тарелку каши и часто это был единственный прием пищи. Однажды она попросила К. Бальмонта вместо нее постоять в очереди т.к. ей нужно было отойти. А когда вернулась, то тарелка перед К. Бальмонтом была пустой. - А где каша? Я съел. Я не знал, что вы голодны. Каких сил стоило ей голодной удержать слезы, когда она стала расписывать К. Бальмонту, что она ела дома на обед . Наверное в голосе ее звучало такое отчаяние, что он покраснел, вскочил со стула и растеряно уставился на нее. Вы? Вы правда хотели ее съесть? Вы правда голодны? Да?
Тогда это было преступлением, хуже, предательством и большого труда ей стоило успокоить его и сказать, что она пошутила. Ну разве можно этим шутить , сказал он.
Она очень хотела прославиться своими стихами:
Нет я не буду знаменитой
Меня не увенчает слава
Я как на сан архимандрита
На это не имею права.
Ни Гумилев, ни злая пресса
Не назовут меня талантом.
Я- маленькая поэтесса
С огромным бантом.
О том, что она стала настоящим поэтом определил не Н. Гумилев, а Г. Иванов. На одном из вечеров, где Г. Иванову представлял своих учеников Н. Гумилев, Ирина Одоевцева прочитала свою "Балладу о битом стекле". Георгий Иванов никак не мог придти в себя от изумления и все спрашивал : " Это Вы сами написали ?". С этого вечера она стала знаменитой в Петрограде.
Когда она эмигрировав в Париж в 1922 году пришла в редакцию, предложить свои стихи, редактор спросил - как ее фамилия. Ирина Одоевцева, представилась она.- Не слышал , сказал редактор. -Русских поэтов надо знать ! ответила она ему. Редактор сказал, что стихи им не нужны, а если она напишет небольшой рассказ, то он его примет. Она гордо повернулась и вышла.
Но она послушала его совет и стала писать рассказы, повести , романы и этот же редактор с удовольствием их печатал.
И в этом она тоже отличилась от наших эмигрантов -поэтов и писателей. Когда почти все вспоминали о покинутой России, она стала писать о современной ей жизни эмигрантов в Париже.
В конце жизни ей предложили написать воспоминания т.к. она обладала удивительной памятью на имена и события. Долго она на это не соглашалась. Сначала написала "На берегах Невы"- жизнь в России с 1919 года до 1922 (до эмиграции). А над воспоминаниями "На берегах Сены" работала до конца своих дней.
А прожила она долгую и трудную жизнь. Многие годы вместе с мужем Георгием Ивановым, а потом со вторым мужем, жила в домах престарелых. Последние годы была прикована к инвалидному креслу. В 1987 году вернулась в Россию. Первое время она была окружена вниманием, а потом про нее все забыли. Умерла в 1990 году в возрасте 95 лет.
В России вышли полное собрание ее стихотворений, сборник избранной прозы и опубликованы ее воспоминания "На берегах Невы" и "На берегах Сены".
Ирина Одоевцева никогда не падала духом. Еще в юности она написала строки - "Я во сне и на яву с восхищением живу."
На протяжении жизни она иногда включала эти строки в свои стихи, заменяя в них только одно слово- "в восхищении","с увлечением" и т.д. И вот уже в старости она написала стихотворение "В чужой стране...", где как бы подводит итог всей своей жизни. Долго перечисляет она чего она была лишена , а в конце стихотворения пишет :
...И все-таки наперекор всему-
Сама не понимая почему, -
Наперекор безжалостной судьбе
И одиночеству,
По-прежнему во сне и наяву
Я с наслаждением живу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий