суббота, 25 февраля 2023 г.

К.Коровин - художник, рассказчик и писатель.

 Быстро летит время. Кажется, что  совсем недавно вся Москва стремилась попасть в Третьяковскую галерею на Крымском мосту на выставку К. Коровина (1861-1939). Это была масштабная выставка посвященная 150-летию художника. . 250 работ из 20 музеев России показывала Третьяковская галерея в 2012 году. 

Творчество художника мне интересно давно. Если очень кратко, то К. Коровин родился в Москве в доме деда в Ямской слободе в 1861 году. Учился в  училище Живописи, ваяния и зодчества (1875-1886) у Саврасова А.К. и других передвижников. В 1885 году познакомился с С.И Мамонтовым и попал в Абрамцевский кружок ,где уже были Репин, Поленов, Антокольский, Серов и Врубель.

Это по заказу С.Мамонтова К.Коровин и В.Серов поехали на Север. Под впечатлением от этой поездки Коровин написал несколько  панно для павильона "Крайний Север" на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. Эти панно потом украшали Ярославский вокзал в Москве, а позже, были переданы на хранение в Третьяковскую галерею. Одно из таких панно после реставрации я успела увидеть, но в постоянной экспозиции галереи их нет.

Входил в состав "Мир искусств "А.Бенуа. Учавствовал в "Русских сезонах" С.Дягилева в Париже.

Стал эмигрантом случайно. Не успел из-за болезни жены и сына вовремя вернуться в Москву из Парижа в 1923 году ,где  была его персональная выставка. Умер в 1939 году.

Прошло  10 лет. Теперь уже "Доме русского зарубежья"(ДРЗ) проходит выставка "Константин Коровин и его круг. Москва-Париж". 

В январе 2023 года, я посмотрела там выставку "Китай в работах художников -эмигрантов" и рассказала в предыдущем сообщении. Эта выставка произвела на меня очень сильное впечатление и  я даже пожалела, что купила билет еще и на  выставку- К. Коровина.

Вторая выставка проходила в другом здании ДРЗ. 

Поднимаюсь на нужный этаж и останавливаюсь в недоумении. Такое можно редко увидеть.

Из светлого фойе попадаю в очень темное пространство , где  как тени движутся люди. На стенах картины и пояснения к ним, которые из-за отсутствия света в зале, невозможно прочитать.

К сожалению в такой темноте , без вспышки ,мой старый фотоаппарат и смартфон сделать качественные снимки не смогли т.ч. фотографий в тексте сообщения будет не много.

Подбор картин на выставке интересен. Я не ожидала увидеть так много работ  самого К.Коровина.  В последние годы жизни К.Коровин много рисовал натюрмортов и на выставке было несколько таких работ.

Ни одна репродукция и фотография не в состоянии и близко передать впечатлении от виртуозной техники художника.Его называли первым русским импрессионистом.

Вот дама сидит в кресле. Солнце падает на ее платье. Мазков кисти на холсте   не видно, кажется, что на картине сама ткань просвечивает от бликов солнца .Увы, на фото и близко нет этого эффекта.

Представлены работы его учеников и тех художников, чья манера живописи близка к работам  К.Коровина.

Много на выставке новых для меня имен . В интернете про некоторых художников нашла интересную  информацию.

"Девушка с кувшином", А.Шевченко.


"Улица в Печорах "-С.Виноградов.


 Больше других картин, мне запомнились пейзажи Георгия Лапшина (1885-1950). В 1922 году он эмигрировал в Париж. В Париже  около трех десятков лет будет одним из видных деятелей Общества французских художников. В Музее русского импрессионизма в Москве оказывается проходила выставка его работ. Какой это мастер пейзажа! Сколько в этих пейзажах света! И уже в который раз сожалею о темноте в зале.

 Особое внимание на выставке уделено друзьям художника. Среди них -М.Нестеров, В.Серов, А.П.Чехов, К.Станиславский  Н.Гончарова , М.Ларионов.

Запомнились работа Н.Гончаровой

и М.Ларионова.
Эти люди -друзья, ученики , последователи его творчества  и составили круг К.Коровина.


В отдельном помещении показывали фильм о творчестве К.Коровина.

То ли я проглядела, то ли об этом ничего не было сказано на выставке, но я не увидела информации о другой грани таланта Константина Коровина.

Иногда говорят- талантливые люди, талантливы во всем. Это с уверенностью можно отнести к К.Коровину.

Многие художники оставили свои воспоминания ,но не многие имели такое литературное дарование, как К.Коровин.  Он был непревзойденным рассказчиком и ни раз ему говорили, чтобы он их записывал.

Но только в эмиграции, когда здоровье художника ухудшилось, он в качестве дополнительного источника средств для своей семьи, стал публиковать свои рассказы и воспоминания. Позже все они были собраны в одном литературном произведении "Моя жизнь. К.Коровин вспоминает".

Прошло уже много времени, как я их прочитала, но впечатления об этой книге сохранились у меня до сегодняшнего дня.

Прекрасно о К.Коровине как рассказчике написал в своих "Воспоминаниях" (том 2, стр.1172 ) А.Н. Бенуа(1870-1960):

 ...Я познакомился с ним в Париже в 1898 году ...Вскоре перешел с ним на "ты". Какой это был красавец, как очаровательно играли его бархатные , всегда немного смеющиеся цыганские глаза!..

(Как это описание К.Коровина похоже на его портрет работы В.Серова.)

И какой это был чудесный, несравненный рассказчик!

Его рассказы про свои путешествия по Северу и по Средней Азии я мог часами слушать. Возможно,что они не были всегда правдивы, но они всегда были полны удивительной красочности.

Красноречив был Коровин не только тогда, когда говорил, но и тогда, когда умолкал. Костя скажет вполголоса слово "тихо", замолчит, обведет слушателей каким-то напряженным взглядом... и начинает казаться...точно сам плывешь в белую ночь по пустынной лесной реке или ступаешь по мшистым кочкам среди чахлых берез и елей...

Позже А.Бенуа читал воспоминания К.Коровина....Кое-что из этой прелести Коровин сумел вложить в свои очерки., но они все же уступают его устным рассказам, и я почитаю за особое счастье, что мне доставалось много раз Коровина слушать...

Портрет 30-летнего К. Коровина  Валентин Серов(1865-1911) написал в 1891 году, 

Но уже  1921 году К.Коровина трудно было узнать. Этот портрет Михаил Вербов написал в  1921 году . Перед нами не  полный надежд художник , а многое переживший человек.

В Россию К. Коровин после 1923 года уже не возвращался. Умер Константин Алексеевич Коровин от сердечного приступа на одной из улиц в Париже в 1939 году. 

Заключение.

Я январе 2023 года в  Доме русского зарубежья я посмотрела две выставки: "Китай в работах художников -эмигрантов" и "К. Коровин и его круг. Москва -Париж." 

Выставки уникальны и одна лучше другой.

 Но очень жаль, что на выставке К. Коровина организаторы перемудрили с освещением. (Может так было только в день моего посещения и мне просто не повезло?)

(Москва. Январь 2023г.)









Комментариев нет:

Отправить комментарий