понедельник, 13 марта 2023 г.

Февральская смесь 2023г. и Андрей Рублев.

Прогулки по Москве в феврале 2023 года большого удовольствия мне не доставили. Низкое небо, серые дни.

Середина февраля, а около Парка им. М. Горького еще не убраны новогодние украшения.


Площадь Павелецкого вокзала красиво выглядела летом и осенью. А в пасмурный день , даже иллюминация не радовала.
Что бы немного согреться от холодного ветра, впервые зашла в ТЦ "Павелецкая плаза". Впечатление от него самые положительные.

Немного красок добавили в Масленицу украшенная пешеходная Школьная улица в Таганском районе г. Москвы.





Как и все, я порадовала близких блинами и варениками.
Праздник 23 февраля 2023 года стал другим. Если раньше, он ассоциировался больше как "мужской день". И поздравляя всех мужчин от "мала до велика" всегда добавляли, что желаем мирного неба над головой, то теперь этого нет.
Зато  пагода в этот день была по настоящему праздничной. Небольшой мороз, на небе ни облачка. Как же мне захотелось увидеть чистый белый снег!

За город выехать у меня возможности не было. Вот  я и  решила прогуляться около Спасо-Анроникова монастыря.

Выбор был правильным. Над рекой Яузой,
на высоком берегу, видны белоснежные стены монастыря.
Реставрация монастыря, продолжавшаяся несколько лет, недавно закончилась и стены сверкали первозданной белизной.

Захожу в монастырь.
Про этот монастырь я уже много раз писала в своем блоге. А в эту прогулку я  вспомнила про Андрея Рублева (1360-1428).

В "Житие" святого митрополита московского Алексия рассказывается о том, что в память избавления от страшной бури при возвращении из Константинополя в Россию в 1356 году святитель решил основать в Москве монастырь. Алексий привез с собой икону Спаса Нерукотворного. Этому образу и был посвящен построенный около 1360 года на реке Яузе Спасский монастырь. 

Первым игуменом монастыря  был Андроник- ученик Сергия Радонежского. Позже монастырь и стал именоваться Спасо-Андрониковым. 
Спасский собор -древнейший из соборов в Москве.

 В память о Константинополе и бухте Золотой Рог, полноводный ручей, впадающий в Яузу севернее монастыря, был назван Золотым Рожком. 
В наши дни о нем напоминают Золоторожская набережная. То же название в этом районе носят улица, вал и переулок.
В этом монастыре  жил и работал Андрей  Рублев(1360-1428). 
Здесь он вместе с Даниилом Черным (около 1350-1428) выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора. Эти два иконописца много работали вместе и умерли вместе от "морового поветрия" т.е.  чумы в 1428 году. Фрески в советское время были сбиты.

О жизни А .Рублева известно очень мало. Могилы его в Андрониковом монастыре не сохранилось т.к. некрополь вместе с колокольней уничтожили в начале 20 века.
Колокольня  стояла недалеко от сегодняшнего входа в монастырь.

Колокольни в монастыре нет. Вместо нее на территории устроена деревянная звонница, около Братского корпуса (18 век).


В 1504-1506 годах при Иване III в монастыре была возведена великолепная одностолпная каменная палата. На снимке она с лева.
В 1947 году постановлением Совета министров СССР территория монастыря была объявлена музеем-заповедником имени Андрея Рублева. Сейчас здесь Центральный музей древнерусской культуры и искусства  им. А. Рублева.

Наиболее древние стены относятся к 17-18 векам. 

В мою прогулку вход на одну из стен был открыт и я смогла пройти по стене выходящей на Яузу.



Творчество Андрея Рублева является одной из вершин русской и мировой культуры.
Его работ до наших дней сохранилось немного.
Фрески можно увидеть:
 в 1408 расписывал  Успенский   собор во Владимире;
 в 1405 расписывал Благовешенский собор в Кремле;
с 1425-1427 работал в Троице-Сергиевском монастыре.
Здесь же он написал "Святая Троица".
"Святая Троица" А. Рублева находится в Третьяковской галерее.

Мне повезло. В апреле 2011года в Спасо-Андрониковом монастыре была устроена выставка фресок А. Рублева. Она была посвящена 600-летию росписи А. Рублевым храма Успенского собора во Владимире. Он начал расписывать храм в 1408 году. 

На выставке были представлены работы одного из лучших копиистов древнерусской фресковой живописи Николая Владимировича Гусева, которые были созданы в 1956-1965 годах. На протяжении 10 лет Н.Гусев приходил в храм и делал копии фресок в натуральную величину.

В те годы предполагалось создать музей в котором будет собрание воспроизведенных знаменитых фресок. Музей так не появился, а копии фресок хранятся в этом монастыре. 

Меня все время удивляет, почему в музее имени  А. Рублева его фрески были показаны только один раз, а не находятся постоянной  экспозиции музея?

Прошло около 600 лет после смерти Андрея Рублева, но память о нем, интерес к его творчеству и личности сохранился до сегодняшнего дня.
 
Многие помнят фильм А. Тарковского - "Андрей Рублев" .

На сайте "Википедия" об Андрее Рублеве приведена скупая информация. Но дан обширный список литературы об иконописце.
Но этот список далеко не полный.

Недавно, я рассказала в блоге про писателя-эмигранта -Павле Северном (1900-1981).
 После романа "Ледяной смех", я прочитала 1-ю книгу "Сказание о старом Урале".
Одним из лучших произведений писателя является роман "Андрей Рублев". Вот его-то, я с большим удовольствием и интересом  читаю.

А. Рублев был свидетелем времен  Дмитрия Донского, Куликовской битвы, Сергия Радонежского, Феофана Грека , подчинения Руси монголо-татарскому иго и др. 
 Художественный язык романа великолепен. Это не современный наш язык. Не древнерусский (хотя письменных источников того времени нет), а язык, которому сразу веришь, что так могли разговаривать на Руси в 14-15 веках. 
Павел Северный мастер пейзажа. Богатством русского языка, описывающих природу, просто наслаждаешься.

Об А. Рублеве  известно очень мало, но той версии , которую предлагает писатель, почему-то веришь.

Есть и другое произведение об А. Рублеве, которое не упомянуто в Википедии: Эдуард Лимонов- "Мои живописцы" .
 Первый рассказ в этом произведении посвящен Джотто ди Бондоне (1267-1337) итальянскому живописцу.
Второй- Андрею Рублеву (1360-1428) .
Если информацию про Джотто я принимала на веру, то в рассказе про А. Рублева сразу заметила неточности. 

Лимонов пишет, что Спасский собор монастыря был заложен в 1357 году, а Москва 1382 году?
Откуда взял Э. Лимонов эту цифру, не ясно. 

Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 году. 
В этом году Суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил "в Москов" черниговского князя Святослава Ольговича и 4 апреля устроил в его честь "обед силен".
С этой даты Москва отмечает день рождения города.

Лимонов утверждает, что Куликовская битва происходила на том месте, где позже была заложена Москва, а не на Куликовском поле на берегу Дона.

Мысль о том, что сначала появились монастыри, а уже потом Москва, тоже довольно спорная.
Рассказ об А. Рублеве занимает несколько страниц. но прочитав его, мне не захотелось читать "Мои живописцы" Э. Лимонова дальше.

В 2011 году , в сквере около монастыря, появилась ротонда-часовня  в память о произведении А. Рублева  "Святая Троица" .

 Заключение.
Прогулки в феврале закончились. А интерес иконописцу  Андрею Рублеву и его времени - нет. Впереди чтение новых интересных книг о нем и его времени и посещение музеев.

(Москва. Февраль 2023г.)










Комментариев нет:

Отправить комментарий