Прогулки по Москве в феврале 2023 года большого удовольствия мне не доставили. Низкое небо, серые дни.
Середина февраля, а около Парка им. М. Горького еще не убраны новогодние украшения.
Площадь Павелецкого вокзала красиво выглядела летом и осенью. А в пасмурный день , даже иллюминация не радовала.
Что бы немного согреться от холодного ветра, впервые зашла в ТЦ "Павелецкая плаза". Впечатление от него самые положительные.
Немного красок добавили в Масленицу украшенная пешеходная Школьная улица в Таганском районе г. Москвы.
Как и все, я порадовала близких блинами и варениками.
Праздник 23 февраля 2023 года стал другим. Если раньше, он ассоциировался больше как "мужской день". И поздравляя всех мужчин от "мала до велика" всегда добавляли, что желаем мирного неба над головой, то теперь этого нет.
Зато пагода в этот день была по настоящему праздничной. Небольшой мороз, на небе ни облачка. Как же мне захотелось увидеть чистый белый снег!
За город выехать у меня возможности не было. Вот я и решила прогуляться около Спасо-Анроникова монастыря.
Выбор был правильным. Над рекой Яузой,
на высоком берегу, видны белоснежные стены монастыря.
Реставрация монастыря, продолжавшаяся несколько лет, недавно закончилась и стены сверкали первозданной белизной.
Захожу в монастырь.
Про этот монастырь я уже много раз писала в своем блоге. А в эту прогулку я вспомнила про Андрея Рублева (1360-1428).В "Житие" святого митрополита московского Алексия рассказывается о том, что в память избавления от страшной бури при возвращении из Константинополя в Россию в 1356 году святитель решил основать в Москве монастырь. Алексий привез с собой икону Спаса Нерукотворного. Этому образу и был посвящен построенный около 1360 года на реке Яузе Спасский монастырь.
Первым игуменом монастыря был Андроник- ученик Сергия Радонежского. Позже монастырь и стал именоваться Спасо-Андрониковым.
Спасский собор -древнейший из соборов в Москве.
В память о Константинополе и бухте Золотой Рог, полноводный ручей, впадающий в Яузу севернее монастыря, был назван Золотым Рожком.
В наши дни о нем напоминают Золоторожская набережная. То же название в этом районе носят улица, вал и переулок.
В этом монастыре жил и работал Андрей Рублев(1360-1428).
Здесь он вместе с Даниилом Черным (около 1350-1428) выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора. Эти два иконописца много работали вместе и умерли вместе от "морового поветрия" т.е. чумы в 1428 году. Фрески в советское время были сбиты.
О жизни А .Рублева известно очень мало. Могилы его в Андрониковом монастыре не сохранилось т.к. некрополь вместе с колокольней уничтожили в начале 20 века.
Колокольня стояла недалеко от сегодняшнего входа в монастырь.
Колокольни в монастыре нет. Вместо нее на территории устроена деревянная звонница, около Братского корпуса (18 век).
В 1504-1506 годах при Иване III в монастыре была возведена великолепная одностолпная каменная палата. На снимке она с лева.
В 1947 году постановлением Совета министров СССР территория монастыря была объявлена музеем-заповедником имени Андрея Рублева. Сейчас здесь Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева.
Наиболее древние стены относятся к 17-18 векам.
В мою прогулку вход на одну из стен был открыт и я смогла пройти по стене выходящей на Яузу.
Творчество Андрея Рублева является одной из вершин русской и мировой культуры.
Его работ до наших дней сохранилось немного.
Фрески можно увидеть:
в 1408 расписывал Успенский собор во Владимире;
в 1405 расписывал Благовешенский собор в Кремле;
с 1425-1427 работал в Троице-Сергиевском монастыре.
Здесь же он написал "Святая Троица".
"Святая Троица" А. Рублева находится в Третьяковской галерее.
Мне повезло. В апреле 2011года в Спасо-Андрониковом монастыре была устроена выставка фресок А. Рублева. Она была посвящена 600-летию росписи А. Рублевым храма Успенского собора во Владимире. Он начал расписывать храм в 1408 году.
На выставке были представлены работы одного из лучших копиистов древнерусской фресковой живописи Николая Владимировича Гусева, которые были созданы в 1956-1965 годах. На протяжении 10 лет Н.Гусев приходил в храм и делал копии фресок в натуральную величину.
В те годы предполагалось создать музей в котором будет собрание воспроизведенных знаменитых фресок. Музей так не появился, а копии фресок хранятся в этом монастыре.
Меня все время удивляет, почему в музее имени А. Рублева его фрески были показаны только один раз, а не находятся постоянной экспозиции музея?
Прошло около 600 лет после смерти Андрея Рублева, но память о нем, интерес к его творчеству и личности сохранился до сегодняшнего дня.
Многие помнят фильм А. Тарковского - "Андрей Рублев" .
На сайте "Википедия" об Андрее Рублеве приведена скупая информация. Но дан обширный список литературы об иконописце.
Но этот список далеко не полный.
Недавно, я рассказала в блоге про писателя-эмигранта -Павле Северном (1900-1981).
После романа "Ледяной смех", я прочитала 1-ю книгу "Сказание о старом Урале".
Одним из лучших произведений писателя является роман "Андрей Рублев". Вот его-то, я с большим удовольствием и интересом читаю.
А. Рублев был свидетелем времен Дмитрия Донского, Куликовской битвы, Сергия Радонежского, Феофана Грека , подчинения Руси монголо-татарскому иго и др.
Художественный язык романа великолепен. Это не современный наш язык. Не древнерусский (хотя письменных источников того времени нет), а язык, которому сразу веришь, что так могли разговаривать на Руси в 14-15 веках.
Павел Северный мастер пейзажа. Богатством русского языка, описывающих природу, просто наслаждаешься.
Об А. Рублеве известно очень мало, но той версии , которую предлагает писатель, почему-то веришь.
Есть и другое произведение об А. Рублеве, которое не упомянуто в Википедии: Эдуард Лимонов- "Мои живописцы" .
Первый рассказ в этом произведении посвящен Джотто ди Бондоне (1267-1337) итальянскому живописцу.
Второй- Андрею Рублеву (1360-1428) .
Если информацию про Джотто я принимала на веру, то в рассказе про А. Рублева сразу заметила неточности.
Лимонов пишет, что Спасский собор монастыря был заложен в 1357 году, а Москва 1382 году?
Откуда взял Э. Лимонов эту цифру, не ясно.
Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 году.
В этом году Суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил "в Москов" черниговского князя Святослава Ольговича и 4 апреля устроил в его честь "обед силен".
С этой даты Москва отмечает день рождения города.
Лимонов утверждает, что Куликовская битва происходила на том месте, где позже была заложена Москва, а не на Куликовском поле на берегу Дона.
Мысль о том, что сначала появились монастыри, а уже потом Москва, тоже довольно спорная.
Рассказ об А. Рублеве занимает несколько страниц. но прочитав его, мне не захотелось читать "Мои живописцы" Э. Лимонова дальше.
В 2011 году , в сквере около монастыря, появилась ротонда-часовня в память о произведении А. Рублева "Святая Троица" .
Заключение.
Прогулки в феврале закончились. А интерес иконописцу Андрею Рублеву и его времени - нет. Впереди чтение новых интересных книг о нем и его времени и посещение музеев.
Комментариев нет:
Отправить комментарий