пятница, 24 марта 2023 г.

Зима и зимние пейзажи Игоря Грабаря.(Выставка).

 Не из обычных людей

Тот, кого привлекает

Дерево без цветов.

(Это хокку японского поэта эпохи Эдо -Оницура (1661-1738)

Возможно, к таким не обычным людям можно отнести и меня. Любимое занятие ранней весной, поздней осенью и зимой любоваться кружевом черных ветвей деревьев и  их фотографировать .


Вот и в последнюю прогулку по Спасо-Андроникову монастырю, я сделала несколько таких снимков. Ажурные ветви деревьев, голубые тени на снегу, 


А  эти два снимка так похожи на картины Игоря Грабаря.(1871-1960).

Долго сомневалась -идти или не идти на  выставку И. Грабаря в Инженерном корпусе Третьяковской галереи , а после выставки радовалась, что ее не пропустила.

Из картин И.Гробаря я знала только одну - "Февральская лазурь". Помню , что его имя связано с реставрационной мастерской. В передачах про его выставку больше делался акцент на его общественную художественную деятельность, чем на рассказ об его  картинах.

В Третьяковской галерее из-за коронавируса  была давно. Утром  посетителей на выставке  мало. Выставка большая, расположена на нескольких этажах. Поднимаюсь на 3-й этаж.

Выставка состоит из нескольких разделов. На двух этажах посетители знакомятся с разными видами деятельности И.Грабаря. 

В начале 1913 года Московская городская дума избрала его попечителем Третьяковской галереи. На этой должности он оставался до 1925 года. 

Занимая эту должность, он провел много реформ в Галерее. Была проведена инвентаризация всего собрания. Издан подробный каталог с описанием каждой картины. Большое внимание  И.Грабарь уделял пополнению коллекции музея, приобретая как произведения старых мастеров, так и картины современных ему художников. 

В одном из залов выставки  показаны картины,  которые были приобретены Галереей в тот период. 

Рядом с картинами знакомых для меня художников- К. Петрова-Водкина,

Натальи Гончаровой 


и Михаила Ларионова ,
висят картины с новыми для меня  именами. -Илья Машков (1881-1944) "Камелия" .1913г.
Борис Григорьев (1886-1939) "Консъержка".1918г.
С 1918 по 1930 годы И.Грабарь  руководил реставрационными мастерскими, инициатором создания которых был.  Позже мастерской  присвоили его имя. Именно благодаря его мастерской мы можем сейчас по достоинству оценить работу Андрея Рублева "Святая Троица". Про реставрацию этой иконы И.Гробарь написал книгу. 
Под его руководством была проведена реставрация многих картин Третьяковской галереи.
Целый раздел выставки посвящен рассказывает про этот период деятельности И.Грабаря.

 



Был на выставке в отдельном зале воссоздан уголок библиотеки И. Грабаря, где представлены были и книги написанные им: многотомная  работа по "История русского искусства. ", книги о В.Серове, И.Репине, Неоткрытый Рембрант". "Моя жизнь" и др. произведения.
А.Бенуа в "Воспоминаниях" написал про И. Грабаря ..."Уже одним созданием и редактированием своей "Истории русского искусства" Грабарь создал нечто, за что русская культура обязана ему беспредельной благодарностью..." 

Самый большой зал отведен картинам художника.
 Творческое наследие его велико : здесь автопортреты, 

"Автопортрет в шубе" 1947г.,
портреты детей  и друзей художника, пейзажи ,
 натюрморты.

Индустриальные пейзажи художника мало привлекали. он и после революции остался верен своему пути в живописи.
А вот зимние пейзажи художника мне запомнились больше всего. Вот кто по настоящему любил красоту "деревьев без цветов".
Трудно назвать художника у которого было бы столько разнообразных зимних пейзажей.
Здесь и деревенские сараи -"Старый сарай в морозный день".

Старинные усадьбы -"Сентябрьский снег".
Рисовать он начал еще в гимназии. Позже в 1894 году И. Грабарь примкнул к кружку ученицы И.Репина М. Веревкиной. Там он впервые услышал имена Эдуарда Мане, Клода Моне, Ренуара,Дега... 
Совершенствовать  технику рисунка за границей.

Чтобы выразить красоту зимнего пейзажа  И. Грабарь обратиться к новым живописно-пластическим средствам.
Он стал использовать технику пуантилизма, в которой в России до него никто не работал.

Основоположником этой техники считается французский художник Жорж Сёра.  Художник вместо мазков кистью применял красочные точки, которыми покрывал всю поверхность картины. Метод состоял в том , что сетчатка глаза воспринимала не отдельные точки, а всю картину целиком.
Но техника Грабаря отличается . Он не обособлял одну  точку от другой, один мазок от другого, а напротив, он как бы сливал их вместе.
Ж.Сёр работал в мастерской, а И.Грабарь на пленэре . 

Так для картины "Февральская лазурь"1904г.,  вырыл в снегу глубокую траншею и поместил туда мольберт , чтобы березы были над ним.
 Художник просто очарован зимними пейзажами.
"Мартовский снег" 1921

Но особенно его привлекал иней на деревьях -"... зрелище фантастической красоты, мерцание инея на ослепительной синеве мартовского неба " ... Была создана целая серия таких картина.

Картина "Иней", большого размера  (122см.х160см.) ,была написана художником в 1905 году. 
На выставке ,отойду от этой картины, а потом снова возвращаюсь к ней. Взгляд нельзя отвести от сверкающего инея.
Объектив фотоаппарата -не глаз человека. И впечатление от техники пуантилизма фотоаппарат передать не в состоянии. 

Прошла по залам ни один раз, останавливаясь подолгу около понравившихся картин.
Немного устала.
Рядом с выставочным залом тихий холл. Присела отдохнуть. 
Вид на внутренний двор галереи.
  Снова привлекает внимание дерево на фоне белоснежной стены храма.

Немного отдохнув, спускаюсь по лестнице на первый этаж. Посетителей стало больше.
В фойе купила на память  альбом "Игорь Грабарь"( серия "Художники в Третьяковской галереи" ) и информацию из него использовала в этом тексте.

Через день, после посещения выставки, появилось сообщение, что не продлен трудовой договор с Зельфирой Трегуловой на  посту генерального директора Третьяковской галереи, т.ч. выставка "Игорь Грабарь к 150-летию со дня рождения" была ее последней работой. 

Мне искренне очень жаль. Возможно с ней и закончилась целая интересная эпоха Галереи .


Вместо заключения.
На выставке я была в конце января 2023 года. Пишу это сообщение в середине  марта,  снег еще лежит на земле .
Жду весны, а она все еще не наступает, совсем как в стихотворении  Футзивара-но-Ёсифуса (804-860) ,которое японский поэт написал более 1000 лет назад.

Слишком долго я ждал,
так что сердце невольно впитало
цвет и запах весны-
даже снег на ветках деревьев
представляется мне цветами...





(Москва,январь-март 2023)
 


Комментариев нет:

Отправить комментарий