Увидев на Арбате самый загадочный дом и встретив в его переулках М.Булгакова и кота Бегемота (предыдущее сообщение), я снова гуляю по арбатским переулкам.
Первое упоминание об Арбате относится к 15 веку. В 1493 году, в церкви Николы на песках посередине Арбата, забыли погасить свечу. От этой свечи выгорела большая часть Москвы. Тогда впервые Арбат и был упомянут в летописи. До наших дней дошла поговорка - "От копеечной свечи Москва сгорела".
Но уже в середине 18 века Арбат был застроен купеческими особняками, усадьбами и доходными домами.
Чтобы не плутать по десятку переулков, я, из старого атласа Москвы, срисовала их схему .
Скажете - старомодно! -Да!
Но зато не нужно отвлекаться на смартфон в поисках нужного направления, а уверенно сворачивать из одного переулка в другой.
Два длинных переулка идут параллельно Старому Арбату, остальные переулки идут вертикально.
Без труда можно выйти к бульварному кольцу, к Храму Христа Спасителя
или на набережную Москва-реки.
Теперь я готова начать прогулку.
Не задерживаюсь на шумном Старом Арбате.
Это туристическое место с аттракционами
и красивыми витринами.
Сворачиваю в переулки и сразу попадаю в другой мир. Здесь тихо, нет прохожих, редко слышен шум машин.
На своей схеме я отметила дома заслуживающие особенного внимания, но начав прогулку, от этого плана отказалась.
Разнообразие домов , построенных престижными архитекторами 19 века поражает. История сохранила до наших дней имена домовладельцев. Вот только некоторые из них: доходный дом Проховщикова, Лопыревского, Мельникова, Берга, Кусевицкой , доходный дом наследников Циркунова. Особняк Сергея Берга, особняк Федорова, дом с единорогом. Да разве можно перечислить их все... Поэтому я просто шла и наслаждалась прогулкой.
В арбатских переулках сохранились деревянные особняки.
Очень понравилась мне городская усадьба в Пожарском переулке, дом 6. Построена по индивидуальному проекту в 1876 году.
Ворота украшены красивыми фонарями.
Большой балкон с красивым видом на соседние переулки.
Понравилась современная деталь. Чтобы взгляд с балкона не упирался в кирпичную стену соседнего дома, на ней нарисовано граффити с пейзажем.
В Глазевском переулке, дом 8, находится первый особняк в стиле модерн. Построен знаменитым архитектором Л.Н. Кекушевым(1862-1917) для промышленника Отто Листа в 1898-1899 годах.
Обилие архитектурных и декоративных деталей на этом здании заставляют задержаться и внимательно их рассмотреть. На всех своих домах Лев Кекушев помещал изображение льва - своеобразный знак архитектора.
Каждый владелец доходного дома старался выделить его среди других домов. Поэтому с фасада дома украшались.
Из-за домов видны, красиво вписанные в архитектурный ландшафт, здания церквей. Некоторые построены в начале 18 века.
Хотелось бы, чтобы не только Старый Арбат, но и все арбатские переулки, стали заповедной пешеходной зоной. Во многих европейских городах есть территории Старого города, а в Москве такой зоны нет.
Вот и в арбатских переулках появился стекло-бетонный гигант - жилой комплекс "Стольник" (Левшинском переулке 5 к.2.) В интернете можно найти его прозвище -"Ужас летящий на крыльях ночи". Это конечно преувеличение. Возможно этот дом хорошо бы смотрелся в другом районе Москвы, а не в историческом Арбате.
Но я снова увлеклась...
А хотела рассказать о другом. Сворачивая по переулкам то в право, то влево увидела красивый особняк в Денежном переулке дом 5. Оказалось, что это посольство Италии. Оно разместилось в городской усадьбе С.П.Берга.
Фотографирую красивые архитектурные детали здания.
Что бы сделать фото особняка целиком, перехожу на другую сторону улицы. Вот тогда, я и увидела красивые плакаты на ограде посольства.
Здание посольства не то место, где можно спокойно фотографировать. Поэтому стараюсь быстро сделать несколько снимков с противоположной стороны улицы.
Оказалось ,что эти плакаты посвящены 700летию Данте , а это страницы из его книги "Божественная комедия".
На каждом развороте страницы иллюстрация и отрывок стихотворения из главы "Рай" на итальянском и русском языках.
Данте Алигьери (1265-1321) по справедливости считается первым поэтом Возрождения и одновременно последним поэтом Средневековья. Славу Данте принесли сонеты и "Божественная комедия"- шедевр мировой литературы.
Данте рано включился в политическую жизнь Флоренции и в 1302 году был изгнан из родного города и больше никогда в него не возвращался.
Я пыталась когда-то прочитать это произведение , но не осилила. Про Ад и его 9 кругов, я знала, а что в книге описывается еще "Чистилище" и "Рай"- нет.
В одной китайской пословице говорится- "Не стыдно не знать, стыдно не учиться."
Стала искать книгу в интернете, чтобы скачать ее в свою электронную книгу. Нашла "Рай". Скачала. Начала читать и ничего не понимаю. Стала искать в интернете про "Божественную комедию".
Один критик пишет, что сейчас редко кто читает это произведение. И если читает, то воспринимает его как приключение Данте и Вергилия в Аду, а не так как читатели много веков назад.
Оказалось, что "Божественную комедию" переводили много авторов. У каждого перевода свои плюсы и минусы.
Еще раз скачала "Божественную комедию" уже полностью и начала читать. Больше месяца у меня ушло на чтение этого произведения. Произведение состоит из трех разделов: ад, чистилище и рай.
Честно скажу, что ссылки, по ходу чтения, я не открывала. Они очень просторные и современному, неподготовленному читателю как я ,они трудны.
Меня больше поразило то , что это целая энциклопедия жизни людей 700 летней давности и как эта жизнь похожа на нашу.
Вот Беатриче объясняет Данте про силу разума.
Она говорит, что люди слепо верят, что их судьбой руководят Небеса и планеты. Потом объясняет Данте:
...Все люди - властелины над собою,
И счастье их в их собственных руках.
Ответа не ищите в Небесах:
Добро и зло идет рука с рукою,
Но силой вы одарены такою.
Той силою, которая могла
Всю разницу понять добра и зла:
И эта сила разумом зовется.
И постепенно Данте обретает непоколебимую веру в Бога, пройдя весь путь через "Ад" и "Чистилище". Подойдя к воротам рая, Петр экзаменует его: "Что такое Вера?
И Данте отвечает - Это когда непоколебимо веришь в то , что не в состоянии понять твой разум.
Примерно через двести лет , другой поэт Микеланджело Буонарроти (1475-1564), (да я не описалась- поэт, а не только великий скульптор и великий художник) писал:
Он зрел картины Божьего суда,
Он побывал в чистилище и, зная
Дорогу в рай, достиг при жизни рая,
Чтоб молвить правду, воротясь сюда...
...Когда б достиг я Дантовых высот,
И я бы счастью в этом злобном мире
Его печальный предпочел исход.
Стихи Микеланджело через 200 лет звучат совсем по другому. Но объединяют этих двух поэтов то , что и Данте, и Микеланджело вдохновляли на стихи их музы: Данте -Беатриче, а Микеланджело Буонарроти -поэтесса Виктория Колонна .
...Творенье может пережить творца:
Творец уйдет природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
...Пускай за гранью будущих столетий
Увидят все , как были вы прекрасны,
Как рядом в вами был ничтожен я.
(Москва. Ноябрь 2022г.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий