пятница, 31 января 2020 г.

Томас Гейнсборо (1727-1788г.) в Москве .

В Москве, почти одновременно, открылись две большие выставки: в Третьяковской галерее- Василий Поленов (1844-1927г.), а в Музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина -Томас Гейнсборо (1727-1788г.)
Я и представить  не могла, что на выставку Василия Поленова мне не захочется идти. Много лет он был одним из самых моих любимых художников. Я прочитала очень много книг о нем, три раза ездила в его музей- усадьбу в Поленово  на берегу Оки в Тульской области. Возможно это  потому,   что ничего нового для себя на этой выставке , я уже узнать  не могла.

Совсем другое дело- Томас Гейнсборо.
В январе 2004 года стали впервые выходить художественные журналы из серии  "Художественная галерея".
 К первому выпуску был приложен  вкладыш, в котором сообщалось: что каждые две недели читателей ждет новый выпуск журнала; что ко второму выпуску будет в подарок красивая папка, куда можно будет вставлять журналы. Каждая папка рассчитана на 15 журналов; Что всего будет издано 100 журналов и каждый журнал посвящен одному художнику и его картинам.
Так я стала собирать эту коллекцию. Я не ставила себе целью купить все выпуски журналов. Сначала мне захотелось купить журналы про художников, которых я хорошо знала, но у меня не было репродукций их картин. Но постепенно мои предпочтения стали меняться. Мне захотелось больше узнать про тех художников , имена и картины которых были мне неизвестны.
Так , купив в 2006 году 85 выпуск журнала, я впервые узнала про английского художника - Томаса Гейнсборо (1727-1788 годы).
Эта  репродукция в журнале  с картины Т.Гейнсборо "Портрет мистера Эндрюса с женой" стала одной из моих любимых . На фотографии трудно оценить мастерство художника. Голубой атлас на платье жены написан так правдиво, что на нем виден не только блеск атласной ткани , но и следы утюга на местах сгиба ткани.

Мне нравились портреты, которые он рисовал для себя. Это портреты его дочерей- Мэри и Маргарет.  Часто художник эти работы оставлял не  законченными, но на них всегда были тщательно прописаны лица дочерей.


Я стала следить за выставками художников из Англии.
Так, выставка в Музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина в 2013 году - "Прерафаэлиты", стала самой запоминающейся выставкой в моей жизни. (По силе впечатлений с ней может только сравниться   выставка Караваджо, проходившей в том же музее.)
Прошло много лет ...
И вот, в 2019 году в Москву, в Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, привезли работы Томаса Гейнсборо, одного из основателей британской художественной школы XVIII века, любимого художника короля Георга III.
Не откладывая на потом , я сразу  приобрела билет и  через несколько дней после  открытия  выставки подхожу к музею.

На удивление, очереди в музей  на улице не было. Но когда я поднялась по лестнице в залы, где были выставлены картины , то посетителей  было уже довольно  много.
Особенно сложно было подойти к картинам в моменты если перед ними останавливались экскурсионные группы. Аудио гид я брать в этот раз не стала, т.к. хорошо знала биографию художника и особенности его творчества.

В экспозиции было представлено около 100 произведений из 11 ведущих музеев Великобритании и  только один автопортрет художника. Томас Гейнсборо рисовал его в подарок своему другу в 1787 году. Но внезапная смерть друга так потрясли  художника, что портрет остался не законченным.
 Томас Гейнсборо разработал собственную живописную манеру, отличную от общепринятых в то время.
Художник больше всего любил рисовать пейзажи, но они стали пользоваться спросом только после его смерти.
На выставке было представлено много пейзажных работ.

Его живописная манера изображать зелень деревьев и облака , еще долго служили образцами в пейзажной живописи.
Медленно перехожу от одной работы к другой.  Как эти картины отличаются от репродукций ,которые я так давно знала. Трудно описать словами, то впечатление, которое на меня произвели эти картины. Кажется, что с картин в зал смотрят живые люди, которые только не одну минуты отвлеклись от своих дел.
 Полутемный зал, большое количество людей перед каждой картиной, заставили меня отказаться от тщетных попыток передать впечатление от картин, через фотографии.

Что бы зарабатывать на жизнь и содержать семью Томас Гейнсборо стал рисовать портреты и вскоре стал одним из самых востребованных художников в Англии.


Под влиянием французских мастеров, Т.Гейнсборо стал работать в жанре так называемого разговорного портрета. Изображая людей на фоне ландшафта предоставили мастеру уникальную возможность объединить портретную и пейзажную живопись.

К сожалению на выставке было мало  портретов его дочерей  Вот один из них.Судьба дочерей сложилась печально, но это уже другая история не имеющая отношение к живописи.
Т.Гейнсборо был хорошим музыкантом . На этой картине он изобразил своих друзей. Благодаря дружбе с музыкантами и композиторами художник оставил целую галерею их портретов.
Особую теплоту  картинам придавали портреты детей. Это были не розовощекие "ангелочки", а хрупкие детские образы.

Т.Гейнсборо выработал особую манеру изображать детали дамского туалета. На многих картинах изображена так называемая "гейнсборовская дымка". На самом деле эта ткань не смотрелась так эффектно, как ее изображал художник.

Еще одна деталь вносит интонацию душевности на портретах - это собаки. Они присутствуют на многих  картинах.
А на одной картине художник запечатлел двух своих любимых собак.
Трудно поверить, что это не фотография, а рисунок.
Томас Гейнсборо был очень любознательный человек с живым воображением и задатками экспериментатора. Так в 1781 году он был на первом представлении "волшебного фонаря".
Это было захватывающее зрелище. Под музыкальный аккомпанемент при помощи специального устройства  показывались подсвеченные с тыльной стороны  стеклянные картинки. Как вспоминает один из современников, что художник  ни мог говорить ни о чем другом, пока сам не сделал похожее устройство. Увлечение этим "детским устройством" , по мнению родных, иногда переходило всякие границы. Осталось лишь пожалеть, что до наших дней дошли лишь 10 стеклянных слайдов и обычно их никуда не вывозят из музея. Тем интереснее было увидеть две пластины на выставке в Москве. Вот одна из них.
На отдельной стене были представлены карандашные работы художника.

Умер Томас Гейнсборо  2 августа 1788 года. Городок Седбери , расположенный на востоке Англии , бережно хранит память о своем знаменитом уроженце. В 1913 году на центральной площади был установлен памятник художнику, а местной церкви есть еще более трогательный памятник- родителям художника. Одна из главных улиц города носит его имя, а в 1950-х годах открылся дом-музей художники.
(18 декабря 2019 года.)

P.S. Я использовала материалы журнала "Художественная галерея" выпуск 85/2006 и статью о выставке на сайте museum.ru.


Комментариев нет:

Отправить комментарий