понедельник, 10 февраля 2020 г.

"Цветочная симфония" в январский дождь.

Память очень избирательна. Многое из нее пропадает, а некоторые детали остаются яркими на года.
Так у меня произошло с поездкой в город  Павлов Посад. Я не помню в каком году и откуда я поехала туда на экскурсию. Совсем не помню города , хотя это один из старейших городов (первое упоминание о нем относится к 14 веку.) Но ярким пятном в памяти  осталась комната вся увешанная павловопосадскими шалями. Они висели очень плотно на всех стенах, лежали толстым слоем на большом столе в центре комнаты...

Январь 2020 года. На улице снега нет , часто моросит дождь. Все кругом серое и мрачное.
Просматриваю афишу выставок в Москве  и  вижу, что в выставочных залах РАХ проходит выставка "Цветочная симфония  павловопосадской шали". Выставка посвящена 225 -летию предприятия народного художественного промысла России "Павловопосадской платочной мануфактуре".
Много лет я с удовольствием  такие платки носила на голове холодными московскими зимами. Но прошло время. Давно уже никто эти платки в Москве  не носит, хотя наверное в каждой семье они есть , но убраны и много лет не достаются с полок шкафов.

В памяти сразу возникла та яркая комната, увешенная шалями. До закрытия выставки оставался три дня и я поехала туда.
 Когда я от метро "Кропоткинская" по улице Пречистинка  дошла до РАХ, начался настоящий дождь.
Тут меня ждал "сюрприз". Оказывается, выставочный зал начинал работать не в 11 часов, как было указано на сайте, а в 12 часов.
Дождь не на шутку разошелся, хорошо, что над входом есть большой козырек. Таких как я, собралось несколько человек. Время идет медленно.
Но вот двери открылись и мы входим во внутрь здания. Выставка на втором этаже.

Вход для всех 50 рублей.
Два зала .


 На стенах платки.



Кажется, что всю выставку можно обойти за 5-10 минут и особенно здесь смотреть нечего.
Но постепенно настраиваешься на экспозицию и начинаешь видеть то, на что сначала не обращаешь внимание .
Мне казалось, что этим народным художественным промыслом могут заниматься только женщины. Оказалось, что это не так.
Главный  художник на мануфактуре -заслуженный художник Р.Ф, член  корреспондент РАХ Зубрицкий Виктор Иванович ,1946 года рождения.
Его работа, посвященная истории образования  павловопосадской мануфактуры, открывает выставку.


Впервые село Павлово упоминается в 1339 году в духовной грамоте Ивана Калиты. 
Крестьянское кустарное предприятие из которого в последствии образовалась платочная мануфактура было создано в 1795 году крестьянином села Павлово- И.Д.Лабзиным. 
Платки появились на Руси в 17 веке, а слово "шаль" было заимствовано с персидского языка веком позже.
Его правнук Яков И.Лабзин  перепрофилировал  фабрику на производство шерстяных шалей с набивным рисунком. Первые шали появились в 1860 году. Вот этому человеку Зубрицкий В.И и посвятил свою шаль.
 
Рядом с этим платком показана другая работа Зубрицкого В.И. "Святой Василий Павловопосадский".
 На Павловопасадской мануфактуре бережно  хранят память о семейных  династиях.
Одна из старейших династий на мануфактуре - Постигов С.В. (1826-1904г.)  Настоящая его фамилия -Васильев.У него было три сына, которые продолжили его дело.
Впервые это имя встречается в документах с 1871 года. То что Степан Васильевич был прекрасный мастер говорит то, что денег за работы он получал намного больше других мастеров.
На мануфактуре существует легенда, что фамилия Постигов, произошла от его желания "постигать искусство". На выставке я увидела одну из его работ.


Современные художники ни в чем не уступают в мастерстве художникам 19 века.
Вот еще одна работа Завадского В.И. под названием шаль "Лабзинская". На первый взгляд- платок, как платок.
 Но стоит только приглядеться к рисунку этого платка, то понимаешь, как велико мастерство этого художника.

Ведь именно с рисунка "крока" начинается работа над каждым платком. Жалко, что на выставке эти рисунки не были представлены. А как бы было и интересно увидеть весь процесс изготовления шалей. Увидеть мастериц занятых на этом производстве. Для этого было бы достаточно в зале поставить TV и показать о мануфактуре фильм. Ведь ей исполнилось 225 лет. Но этого нет, и приходится читать мелкие маленькие этикетки возле каждой шали.
Старинных шалей, как обещано в аннотации к выставке, в залах нет. В основном представлены работы последних лет.
Рассматривая подробно рисунки шалей начинаешь видеть и мастерство каждого художника. Многие работы выполнены заслуженными художниками РФ.
Этикетки к шалям я фотографировала не очень внимательно. Каждая шаль имела свое название, отражая то настроение который вкладывал художник в свою работу. Боясь ошибиться, приведу лишь два названия: шаль "Злато-Серебро", шаль "День осенний златой".
А разглядывать рисунки на шалях можно очень долго. Одна работа интереснее другой.





Я и не заметила, как постепенно все посетители , что вошли со мной на эту выставку, покинули ее.  
Пора заканчивать осмотр выставки  и мне.
Дождь на улице почти перестал
но мне показалось, что от ярких рисунков павловопосадских шалей, этот зимний дождливый день стал немного светлее.
 (16 января 2020 года.)



-

Комментариев нет:

Отправить комментарий