понедельник, 25 декабря 2017 г.

М.Ю. Лермонтов. М.Г.Хомутов и А.И.Клюндер .(выставка).

"...Слава богу! -стали писать о знаменитой "Хомутовской" коллекции акварелей А.И.Клюндера. Мне, посвятившему около 40 лет своей жизни отечественной иконографии, особенно приятно это внимание к обширной серии портретов офицеров лейб-гвардии Гусарского полка, сослуживцев М.Ю. Лермонтова. Собрание гусарских портретов было преподнесено в дар Михаилу Григорьевичу Хомутову, когда он покидал Царское село, где квартировали его гусары, что-бы отбыть в  Новочеркасск -ради новой службы...
Странная судьба у этой коллекции. Теперь хватились собирать- а она уже разрознена, рассыпалась по разным хранилищам словно колода карт, с горяча брошенная под стол неудачливым игроком.
Теперь собирать надобно!"
Так писал Валентин Пикуль в повести про  М.Г.Хомутова -"Слава нашему атаману". Я про эту повесть узнала только после посещения выставки  в ГЛМ им.А.С.Пушкина "Клюндер. Графика" из 20 музейных собраний России. А пошла я на эту выставку из желания познакомиться с акварельными работами неизвестного мне художника и портретами  М.Ю. Лермонтова.
Внимательно осмотрев выставку "Нащокинский домик" снова в Москве" (я о ней рассказала в предыдущем сообщении )я поспешила на эту выставку. Пройти пришлось через весь музей, по узким лесенкам подняться на верхний этаж. Здесь и проходила нужная мне выставка.
Выставка занимала несколько залов.

Сразу предупрежу : я ни разу не слышала ни о  художнике А.И. Клюндере, ни о  коллекции А.Г. Хомутова,  которую мне предстояло посмотреть. Вся информация получена мной из проспекта к этой выставке, размещенной на сайте музея и повести В.Пикуля "Слава нашему атаману".
Александр Иванович Клюндер (1802-1874/75) не относился к числу самых лучших портретистов 20 века. И хотя был художником очень востребованным для своего времени -удостоенным  звания академика, имел честь писать портреты членов императорской фамилии,
но в истории русского искусства 19 века, его имя сохранилось, возможно благодаря тому факту, что ему  дважды позировал М.Ю. Лермантов.

Но теперь обо всем  по порядку.
Расцвет популярности Александра Иван. Клюндера пришелся на 1830-1840 годы. В это время его старательность, точность в изображении лиц, хорошие навыки владения акварелью и быстрота выполнения заказов, в сочетании с умеренными финансовыми запросами, дали результат. Один за другим гвардейские полки поручали "недорогому" художнику создание офицерских портретов.
А кто же такой М.Г.Хомутов?
Валентин Пикуль в своей повести писал:
"Имя этого Хомутова остается для многих как бы в густой тени и только лермонтоведы иногда упоминают о нем. М.Г. Хомутов родился в 1795 году. Предки его были из Шотландии... Отцом был сенатор Григорий Аполлонович, мать из дворянского рода. Два дома на Мясницкой и Басманной были " полная чаша". Михаил учился в Пажеском корпусе. Срочно был выпущен из пажей в корнеты т.к. Наполеон вел свою армию к Москве.
Война сразу вскинула Хомутова в гусарское седло. В сражении под Красным юный корнет заслужил золотую саблю с надписью "За храбрость". Прошел всю Европу до Парижа, а было ему всего 19 лет.
Вернувшись на родину, повидался с родными, а затем служил лихим гусаром, в том полку, который квартировал в Царском селе. Тогда юный А.С.Пушкин, который в это время учился в Царскосельском лицее, и познакомился с ним.
М.Г. Хомутов быстро продвигался по службе и вот он уже полковник. Вскоре женился на кузине декабриста Бестужева-Рюмина. Но сам Хомутов был далек от идей декабристов.
В 1833 году стал командовать лейб-гвардии Гусарским полком. В полку не могли нахвалится добрым начальником. Служилось при нем легко и весело. Под началом М.Г. Хомутова служил не только М.Ю. Лермонтов, но и его сородичи -Столыпины в т.ч. и знаменитый "Монго" (Столыпин Алексей Михайлович(1816-1856).
Не хочешь, а вспомнишь Дениса Давыдова:
На затылке кивера,
Доломаны до колена,
 Сабли шашки у бедра,
А диваном -кипа сена...
Однажды Николай 1 пожелал говорить  с М.Г.Хомутовым и предложил ему перейти на службу в Новочеркасск на Дон. ( Вот об этом периоде его службы и рассказывает В.Пикуль в своей повести.)
Наверное именно тогда, ощутив близость разлуки с любимым командиром , офицеры и заказали А.И. Клюндеру галерею своих портретов на память Михаилу Георгиевичу." Так появился термин "хомутовская коллекция". Долгое время историки из этой коллекции выделяли только портреты М.Ю. Лермонтова.
И вот впервые  благодаря кандидату исторических наук, академику РАХ Александру Кибовскому  "хомутовская коллекция" и другие  работы А.И. Клюндера предстали зрителям  на этой выставке. В проекте приняли участие 20 российских музеев и частные коллекционеры. На выставке представлено 158 портретов работы А.И.Клюндера в т.ч. около 60 портретов гусаров двух поколений николаевской эпохи.
Я не буду говорить о всех работах А.И.Клюндера , а остановлюсь только на "хомутовской коллекции". Эта коллекция в таком полном виде представляется в первые.
"Клюндер умел добиваться портретного сходства, но в его акварелях почти невозможно уловить внутренний мир персонажей" (так было написано в аннотации к выставке).За это Клюндера ругали почитатели поэта- мол дважды рисовал  М.Ю Лермонтова, но не сумел отразить в портрете его литературного гения. Но если высокое предназначение Лермонтова не нашло отражение под кистью А.И.Клюндера, то внешнее сходство он вполне передал. Сослуживец поэта А.Д. Есаков вспоминал :" Из всех портретов Лермонтова, которые когда- либо  издавались, положительно ни один не схож с оригиналом. Помнится мне, что офицеры лейб-гвардии Гусарского полка поднесли свои акварельные портреты бывшему своему командиру М.Г.Хомутову. Меж этими портретами был и портрет Михаила Юрьевича, и единственный, по мне, лучше других его напоминающий..."
А.И. Клюндер писал портреты М.Ю.Лермонтова дважды- в 1838 году

 и в 1839-1840 годах. 

Но как отличаются эти портреты друг от друга. На одном перед нами человек полон надежд, а на другом, хотя прошло совсем немного времени, мы видим другого, повзрослевший, много пережившего  поэта. Как сильно отличаются эти портреты от других виденных мной.
В Москве, недалеко от "Дома книги" на Калининском музее находится "Дом-музей М.Ю.Лермонтова". В руках экскурсовода я увидела книгу про Лермонтова. Оказалось, что она в данный момент продавалась в "Доме книги". Я купила эту книгу "Лермонтов в воспоминаниях современников", Захаров -Москва.2005 год. Это одна из лучших книг про Лермонтова. В хронологическом порядке  расположены воспоминания людей близко знавших Лермонтова в данный период времени.
Удивительное свойство людей, каждый из них рассказывал о том, какую значительную роль сыграл именно он в судьбе М.Ю.Лермонтова и почти каждый из них писал о том, что Лермонтов был очень не  красив, стеснителен, ни чем особенным не выделялся.
 Сослуживцы М.Ю. Лермонтова остались очень довольны своими портретами, о чем свидетельствуют их многочисленные авторские копии.
Каждая война это плохо. Несколько лет назад в этом же музее проходила выставка "Дуэли и дуэльное оружие" ( за точность названия не могу ручаться.) Осмотрев ту выставку я  невольно подумала, какой смелостью должны обладать люди, стоя в нескольких шагах, глядя в глаза  своему врагу, перед этими пистолетами. Здесь же на выставке Клюндера, тоже был представлен пистолет и сабли гусаров, но не такие впечатляющие, как на той выставке.



На одной из стен висела картина написанная М.Ю. Лермонтовым в 1837 году "Битва при Варшаве". 




Лермонтов нарисовал эту картину в 1837 году под впечатлением рассказов однополчан, участвовавших 28 августа 1831 года в сражении под Варшавой, когда небольшой отряд гусар одержал верх над тремя полками польской кавалерии.
И здесь этот же вопрос: Как мужественны эти гусары, встречая врага на расстоянии вытянутой руки.
Глядя на молодые, спокойные лица гусар , 

  невольно жалеешь их, что в следующем бою они могут погибнуть.  И еще меня поразила информация около каждого портрета.
Мы хорошо знаем биографию М.Ю.Лермонтова, но что так подробно известны факты биографий его сослуживцев по Гусарскому полку, я и предположить не могла.
Вот например портрет Н.И.Бухарова (1800-1862г.)
Рядом с портретом висит информация о нем. Она настолько объемная, что если ее фотографировать всю, то тогда  ничего нельзя прочитать. Вот только небольшая часть 
 А что же А.И.Клюндер. Он дожил до 72 лет. Занимался последние годы в Петербурге преподаванием уроков рисования. Скончался в 1874 году в Ревеле (Таллин).
Шла я в музей утром  28 ноября 2017 года. На улице около 0 градусов,пасмурно, на земле ни снежинки, а когда вышла из музея , не поверила своим глазам. Как все посветлело.



 Все элементы украшающие здания музея, смотрелись особенно рельефно на фоне падающего снега.



Но метро уже совсем близко и моя прогулка заканчивается.


Вот так закончилась мое посещение Государственного музея А.С.Пушкина 28 ноября 2017 года. Сколько новой информации я получила на этих  двух выставках - "Нащокинский домик" снова в Москве" и "Клюндер .Графика", сколько интересных идей для чтения. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий