понедельник, 11 декабря 2017 г.

Турция. "Сиде - это гранат." (часть 5.Окончание.)

Собираясь рассказать про свою поездку в город Сиде в октябре 2017 года, я из википедии узнала для себя много нового и интересного.
На анатолийском  диалекте "сиде" означает "гранат", являющейся одним из символов богини Артемиды, покровительницы   всего живого на Земле.
 Этот древнегреческий город возник еще в 7 веке до н.э. В 190 году до н.э. Сиде стал ареной   морской войны между Родосом и Сирией. Сирийском флотом командовал Ганнибал. Потом город захватили пираты.    В 67 году до н.э. римский полководец Помпей расправился с пиратами. В римский период Сиде достиг расцвета. В 7 веке большая часть Антальи  подверглась арабскому нашествию. Арабы полностью сожгли город. Город опустел, а жители переселились в Анталью.
Лишь в конце 19 века на улицы города вернулись жители - его заселили турки - переселенцы с Крита. Со временем поселок разросся и стал городом. В 1947 году начались раскопки, которые продолжаются и по сей день.
В 1990 годы город стал развиваться как один из крупнейших туристических центров Турции.

Отдохнув у моря несколько дней в отеле "Барут Соргун Сенсатори 5*", мне захотелось новых впечатлений. И мы решили съездить в  Сиде. Я заранее дома из интернета распечатала нужную информацию про его  достопримечательности. На рецепшен попросила план города. А у русскоговорящего официанта получила информацию про автобусы.
Автобусная остановка напротив отеля. Автобус ходит каждые 5-10 минут . До Сиде  три километра.  Чистота в автобусе поразительная. Не прошло и 10 минут как мы в городе.
Учтя советы туристов из интернета, мы выехали из отеля рано утром.
Вышли из автобуса. Куда дальше? Немного странно было увидеть вокруг развалины.

Решили идти за всеми, смело идущих через них.
Сразу видишь торговцев гранатами. За 1 доллар Вам предлагают стакан свежего гранатового сока. Но боязнь инфекции , пересилило желание его попробовать.
На противоположной стороне улицы вижу одну из главных достопримечательностей города - Большой монументальный фонтан  Нимфеум. Нимфеум- небольшое святилище, посвященное водным нимфам.
Предполагают, что он был построен во втором веке н.э. К моему огорчению подойти к нему было нельзя. Большая территория вокруг него была огорожена.
 Пришлось рассматривать его издали.
Фонтан был построен в честь императора Веспасиана и его сына  Тита. У основания фонтана находился большой бассейн куда стекала вода. Высота фонтана 5 метров, ширина 35 метров. Дизайн фонтана был впечатляющим- в нишах стен струилась и сверкала на солнце вода, а сам фонтан был декорирован колоннами и статуями, некоторые из которых можно увидеть в музее Сиде.
Сначала трудно привыкнуть к виду города- куда не бросишь взгляд, всюду развалины.
Среди этих камней вдруг возникает то, о чем читала еще в Москве.
Вот и крепостные стены города.
 Город постоянно находился в опасности и был окружен крепостными стенами как со стороны суши, так и со стороны моря. Стены со стороны суши сохранились лучше.
 Осмотрев кусок стены идем дальше.
Дальше путь наш лежит к колоннам, которые я заметила впереди.
  Это оказалась знаменитая Колонная улица.
Таких улиц в Сиде было три. Мы находимся на улице которая идет в южном направлении. Она сохранилась лучше всего. Здесь наибольшее количество колонн. Можно разглядеть остатки дорожного покрытия.
 По краям дороги то там, то тут можно встретить камни с деталями орнамента.

Мы дошли до конца улицы. Дальше новый комплекс развалин древних сооружений. Посмотрев их немного мы решили идти к главным достопримечательностям город и повернули назад.
Снова вышли на главную магистраль города.
 Тротуар из деревянного покрытия предохраняет зону раскопок. Вдоль тротуара находятся остатки жилых домов,
 и кое где дальше вдоль  магистрали стоят отдельные  колонны.
Это вторая Колонная улица . Она была главной в Сиде и вела к Римскому амфитеатру. В наши дни здесь проходит транспортная магистраль города,  что не способствовало сохранности колонн.
Третья Колонная улица проходила в зоне жилых построек и до наших дней не дошла.
Но вот вдали уже видна главная цель нашей поездки - это Римский античный амфитеатр.
Подходим поближе.

Это самый большой сохранившийся амфитеатр в Турции. В нем вмещалось до 20 тысяч зрителей. Как он впечатляет. Стоя рядом с ним чувствуешь мощь Римской империи.
Со стороны главной магистрали хорошо видны и амфитеатр, и Агора.
 Сделав несколько снимков, идем покупать билеты. Для этого надо обойти почти весь амфитеатр. И тут за поворотом видим  знаменитые Арочные ворота.

Ворота воздвигнуты в 71 году до н.э. в честь императора Веспасиана. Их еще называют главными воротами в город.
Высота их 6 метров. Они построены между двух башен. Рядом расположены ниши, где раньше были установлены статуи.
 Проходим под воротами и идем к кассам амфитеатра.
Хотя во многих местах в Турции можно расплатиться долларами и евро , за билеты принимают только лиры. Я еще в Москве прочитала, что билет стоит 20 лир и мы в отеле поменяли евро. Вот билет куплен и мы начали осмотр.
 Сначала мы попадаем в подтрибунные помещения .

Размер их внушителен, через проходы выходим в амфитеатр. Первое, кого мы встретили - зто были туристы из России. Экскурсовод в черной кепке увлеченно рассказывал им про историю амфитеатра.
Но они сидели на таком сильном солнцепеке, что  мы,прослушав его пять минут, пошли дальше обходить амфитеатр.

Солнце все сильнее припекает и  среди камней становится невыносимо жарко.
Я раскрыла свой неизменный зонт, который спасал меня от жары в разных странах.
 Долгое время амфитеатр и рядом расположенная Агора использовались местными жителями как каменоломня. Но в последнее время эта территория взяты под охрану государства. Уже восстановлено часть сценического пространства, расчищены помещения под трибунами и часть галереи, но большая часть еще требует расчистки. В верхних трибун амфитеатра хорошо виден весь комплекс- площадь Агоры, Колонная улица.

Судя по конструкции сцены, амфитеатр использовался не только для представлений, но и для боев гладиаторов и травли зверей. Долго мы гуляли по амфитеатру, переходя с одного уровня на другой, спускались к сцене, рассматривали камни с орнаментами.

Здесь внутри я поняла, что проход к другой достопримечательности -  Арора, которая находится совсем рядом , закрыт.
Агора -в древнегреческих городах рыночная площадь. Место сбора горожан, размещалась обычно в центре города. В Сиде- Агора находится рядом с амфитеатром построенным во 2 веке н.э.
Это был огромный  невольнический рынок.Здесь было предусмотрено все -навесы от дождя, где зрители могли укрыться от непогоды и даже общественные туалеты красиво декорированные плиткой и это 2 век н.э. Но погулять там нам не удалось, эта территория закрыта для осмотра.
 День выдался очень жарким, хотелось уже скорее в отель и на пляж, но оставалась еще одна достопримечательность -храм Аполлона. Жаль было бы уехать так и не увидев набережную.
По плану города определили, что до набережной идти не далеко, а там рядом и храм.
Так и решили: осматриваем их и в отель. Погуляв еще немного вокруг амфитеатра ,
  мы  идем к набережной.
 Широкая торговая улица спускается к морю.
  Красивые аккуратные магазины по обе стороны улицы. Туристов немного. Чувствую себя не очень уверенно - можно ли здесь фотографировать или нет? Делаю украдкой несколько снимков.
Вот и набережная.
Мне казалось, что она должна быть уставлена судами, но их на удивление не много.

Длинный мол.
 Идем по нему и вдруг я узнаю ориентиры отеля "Барут Арум 5*", где мы провели два дня , пока нам готовили номер в отеле "Барут Соргун Сенсатори 5*".  Вот он в зелени перед отелем с зелеными башнями.
 Это с его променада я видела вдали Сиде с аркой и амфитеатром.
Как мы были близко от Сиде. А с другой стороны от мола, виден уже храм Аполлона.
  От него сохранились только 5 колон высотой 9 метров.
 А раньше он имел форму квадрата окруженными колоннами.
Погуляли  немного вокруг  него и всюду руины разных эпох.
 Они даже простираются под водой на многие километры вдоль побережья.
Вот и все, задача выполнена, мы прогулялись по Сиде. Некоторые туристы писали, что чтобы увидеть все достопримечательности Сиде и недели мало, но мы посмотрели все основные и они мне запомнились надолго. Теперь можно и к автобусной станции. Зная, что улицы идут параллельно, мы сначала захотели сократить путь и пройти по другим улицам.

Но пройдя немного, побоялись заблудиться.

Решили вернуться к морю,
 а от него  "как от печки", пошли к автобусной станции.
А навстречу нам, с автобусной станции, идут уже  толпы туристов ( т.ч. совет ехать в Сиде рано утром, нам пригодился).
Наш автобус как раз собирался отходить. Как хорошо и прохладно в полупустом автобусе. Через десять минут мы уже в отеле "Барут Соргун Сенсатори 5*".
И здесь мне бы хотелось сказать несколько слов про персонал отеля. Начитавшись в отзывах об особенностях персонала в отелях Турции, я была приятно удивлена. Такого приветливого, воспитанного, внимательного , тактичного персонала редко можно встретить. Его незаметно , когда они тебе не нужны и тут же приходят на помощь, если нужно. Может быть мне очень повезло , но так было в двух отелях сети Барут.

Заключение. Я очень довольна своим осенним отдыхом в октябре 2017 года  в Турции. Сиде- это курортная зона. Турцию по ней не узнаешь. Но даже мимолетное знакомство с ней доставило удовольствие. Турки отличные строители и мне показалось, что их города , улицы и дома (немного проехали по Антальи и  были в двух курортных зонах  Сиде) более аккуратные  и просторные, чем в Греции.
Скачав в поездку несколько книг турецких авторов, я уже почти два месяца их читаю.
Прочитала: "Джемо" Кемаля Бильбашара (1923-2015г.), "Легенда горы" Яшара Кемаля (1923-2015г.,"Юсуф из Куюджака" Али Саббахатина (1907-1948г.), а сейчас читаю последнюю книгу современного классика турецкой литературы Орхана Памука (1952г.) "Мои странные мысли".
Это разные книги, разное время , разные сюжеты. Но наверное это особенность турецкой литературы, что кажется, будто читаешь книги одного автора. Часто повествование строится на рассказах действующих лиц о главном герое романа. Повествование неторопливое, похоже на легенды или сказания, сюжеты грустные, судьбы героев трудные, всегда борьба за свое место в жизни, но читать турецкую литературу очень приятно и интересно.