среда, 23 сентября 2015 г.

Коллекционеры и частные коллекции. (Ожившие палаты.)

В дар музею А.С.Пушкина.

Мне захотелось продолжить свой рассказ про коллекционеров и частные коллекции.
Так  получилось, что в  сентябре 2015 года я посетила много выставок. Просматривая афишу музеев я обратила внимание на выставку "Ожившие палаты". Из аннотации к выставке я узнала, что она находится совсем рядом с музеем А.С.Пушкина в Чертольском переулке. Часто бывая в этом музее, я все время подхожу к нему со стороны Хрущевского переулка и совсем не обращала внимание на переулок который находится до него -Чертольский переулок.
А именно в этом переулке, позади усадьбы Хрущевых-Селезневых (где находится сам музей)  и сохранились до нашего времени палаты 17 века. Раньше рядом с палатами на месте школы стояла церковь.
Долго я искала где продаются билеты на выставку. Оказывается со стороны Чертольского переулка находится вход в сад, который видишь идя по Предчистенской улице в музей и попасть в который нельзя. В саду находится маленький особняк в котором продаются билеты и
там же  есть небольшой выставочный зал.
 Деревья в саду разрослись за последние годы. И особенно живописно смотрится маленький домик -дворницкая, увитый зеленью.

Купив билет на выставку я вернулась  к палатам.
Такие палаты можно встретить в Пскове, Гороховце, но в московском пейзаже они редки.
Именно в этих палатах организаторы выставки и решили воссоздать атмосферу жилого пространства (хотя в этих палатах никогда не жили) "Бунташного" века. Века Годуновых и Смуты, первых царей династии Романовых  и церковного Раскола.
На выставке разместились  предметы из российских частных собраний. Домашние коллекции собиравшиеся десятилетиями увидели свет в аутентичной обстановке 17 века и наверное по этому их так интересно рассматривать.
 Помещение внутри палат небольшое и  все предметы выглядят удивительно по домашнему.
 Так и кажется, что посуда хранит тепло рук.
 Думаешь, что это за предмет? Оказывается это дверной замок.
 Уникальный сундук с дюжиной секретных полочек и ящичков .

 А около этого столика-кресла  мы  со смотрителем  зала гадали, как в этом кресле можно было сидеть? Подошел другой сотрудник музея и просто перевернул крышку стола и перед нами удобное кресло, а это 17 век.
Осмотрев первый этаж выставки я поднялась по лестнице на 2-й этаж.



При отборе экспонатов на эту выставку особое значение придавалось исторической подлинности и наибольшему разнообразию памятников культуры и именно в этом зале это наглядно представлено. Каких только предметов быта здесь нет.



 Но особенно мне понравилась большая коллекция чернильниц, которые носили на поясе в 17 веке и сразу вспомнились мне "чернильница -непроливашка", которую я носила в начальных классах школы в специальном мешочке, прикрепляя его к портфелю  и от которой портфель, форма  и руки всегда были залиты чернилами.

 А этот  портрет Петра 1  был написан  еще при   его жизни.
Но особой гордостью выставки является  большой дубовый стол  с двуглавым орлом.

По словам старого московского антиквара Глиндзича этот стол был найден в 1910 годах в Меньшикой башне и было свидетельство, что стол был лично подарен Петром 1 Александру Меньшикову.
Все эти предметы были собраны и сохранены коллекционерами благодаря живому интересу их к Российской истории и любви к русскому искусству.
Билет на эту выставку давал право посетить и все другие временные выставки в основном здании музея. Этим я и воспользовалась.
В просторный вестибюль музея 

 выходят двери многих залов и за каждой своя выставка.
Вот выставка "Жизнь Томаса Манна в фотографиях".
В 2014 году наиболее сильные впечатления оставило у меня чтение произведений именно этого писателя :"Будденброки", Доктор Фаустус" и  "Волшебная гора". Поэтому я не задумываясь пошла на эту выставку. Томас Манн умер в 1955 году в Цюрихе. Спустя год после его смерти в Цюрихе был создан архив Томаса Манна. Часть этого наследия фотографии, которых на сегодняшний день насчитывает 5500 снимков. Вот они то и послужили основой выставки.Черно-белые фотографии хорошего качества удивительно передали атмосферу эпохи 19-20 века.
Тут же в вестибюле стенды , которые знакомят посетителей  с новыми поступлениями в музей. И большинство предметов получено в дар от коллекционеров. Так как я очень люблю рисунок и акварели, то мое внимание привлекли  рисунки Е.В.Шипицова переданные в дар музею.



 А рядом зал, где расположилась выставка про поэтов военного времени. Не знаю почему, но я там не фотографировала , наверное так увлеклась самой экспозицией. Стало расхожим выражение, что многие солдаты брали на фронт томики со стихами А.С.Пушкина, но когда видишь эти книги простреленными - это совсем другое чувство. Или фотография потомков А.С.Пушкина , прошедшие войну и их снимок на фоне военного  Берлина. 
Отдельный раздел -это акварели созданные в Москве в 1941-1943 годах из собрания  Т.А. Мавриной.  Странно было смотреть на знакомые улицы, но  во время войны.
Позже, я прочитала воспоминания этой художницы о том времени. Вот несколько отрывков:
"...1941 год! Война изменила жизнь... Чем я могу помочь. Надо скорее зарисовать все, что сохранилось в Москве, пусть хоть на бумаге останется. Я стала чуть не каждый день ходить по Москве и потихоньку рисовать. Заново открыла для себя древнерусскую архитектуру. Чтобы рисовать на улице, нужно было получить разрешение в МОСХе со всеми нужными печатями, а  у меня его  не было. 1941 год в Москве - бомбежки, затемнения окон, фонари не горят, на дорогах и тротуарах белые полосы, чтобы ориентироваться в темноте. Еда в городе закончилась. В рыбном магазине только черная икра -80 рублей кило, а на базаре картошка -тоже 80 рублей, но с бою. Оказалось есть икру большими порциями противно, но и ее скоро не стало. Добывали мороженную картошку и что придется...
...Невиданная ранее красота города без огней с ночным небом. Можно разглядывать Млечный путь и все созвездия. Только рисовать нельзя. Исходила всю Москву пешком потихоньку рисуя .  Скопилось очень много рисунков.
Эвакуация опустошила город. В нашей коммуналке из 14 комнат и 38 жителей, осталось только 4 жилые комнаты , 10 жильцов и кошка..."
А рядом еще одна выставка "Земли полуденной волшебные края..." Крым в русской культуре 18-20 веков.На большой выставке посвященной 195-летию поездки А.С.Пушкина в Крым я увидела акварели  уже знакомых мне коллекционеров -Сергея и Татьяны Подстаницких.

Впервые я познакомилась с их коллекцией акварельных работ на выставках в музейном комплексе школы-акварели С.Андрияки и с тех пор вижу произведения из этой коллекции на разных выставках.
 Но эта выставка требует отдельного рассказа . Вся история Крыма проходит перед глазами. Сколько исторических свидетельств о связи Крыма с российской историей. Но это уже совсем другой рассказ.
Много картин из частных собраний было и на выставке в Инженерном корпусе Третьяковской галереи -"Павел Кузнецов. Сны  наяву"."В плеяде изумительных он был самым изумительным." (А.Эфрос).
Хочется сказать большое спасибо коллекционерам. Это благодаря им мы имеем больше возможности увидеть прекрасное.



Комментариев нет:

Отправить комментарий