вторник, 15 сентября 2015 г.

Знакомство с частными собраниями. Коллекция Александра Володчинского.

---------------------------------------------
С годами у меня дома собралась большая библиотека книг, альбомов и журналов  по искусству. Но если хорошо проанализировать их содержание, то невольно приходишь к мысли , что во многих из них речь идет об одних и тех же произведениях искусства, особенно это касается картин русских художников. И постепенно , невольно складывается впечатление, что наши великие художники за всю свою творческую жизнь написали 1-2 картины.
Поэтому я и люблю ходить на масштабные выставки, посвященные одному художнику или одному направлению в искусстве. Тогда можно увидеть много новых работ привезенных из разных музеев.
Но в последнее время появился еще один источник знакомства с неизвестными работами художников и интересными произведениями искусства - это выставки из частных коллекций.
Я и раньше часто посещала отдел личных коллекций в ГМИИ имени А.С.Пушкина в  Москве. 
Но теперь там таких выставок  стало намного больше.
Вот об одной   такой  выставке я и хочу рассказать. В "Отделе личных коллекций" ГМИИ им.А.С.Пушкина в августе 2015 года открылась выставка "Русская живопись 19-20 веков" из собрания коллекционера Александра Володчинского.  
Это первый показ для широкой публики собрания коллекционера.
После первого посещения выставки я все не могла забыть представленных на ней картин. Мысленно раз за разом я снова по памяти любовалась ими. Узнать  подробнее об этом коллекционере я ничего не смогла И тогда пошла на  выставку второй раз. Коллекционер подготовил к показу около 120 произведений своей коллекции. Особенной гордостью для него является собрание работ А.Н.Бенуа. Но в выставочный проект музея попало только 80 работ, а работы А.Бенуа вообще не были представлены на выставке. Но зато коллекционер разрешил фотографировать картины, ( это является большой редкостью)т.к. он не успел выпустить каталог к выставке. Я и воспользовалась этой возможностью, что бы оставить себе на память понравившиеся работы. Хотя прекрасно понимаю, что они и близко не передают то впечатление, которое оставляют оригиналы работ.
Предлагаю вместе  со мной пройтись по залам выставки.  
В первом зале , а их 5, обращает на себя внимание работа К.Ф.Юона (1875-1958) "Натюрморт с купальницами". Честно говоря, другие работы К.Юона я вспомнить по памяти  не смогла, но сколько солнца, воздуха  и света было в этой картине, что трудно оторвать глаз.

На противоположной стене картина П.Ф.Кузнецова (1878-1968) "Мираж в степи". Это его персональная выставка как раз сейчас открылась в Инженерном корпусе Третьяковской галереи.
А вот небольшая картина И.И.Бродского (!883-1939) . Можно вспомнить его работы "Ленин в Смольном", "Растрел 26 бакинских комиссаров" и вдруг такой пейзаж, пронизанный золотыми нитями -"Ночь" (1923г.)
На выставке нельзя фотографировать со вспышкой и золотые блики , вместо тусклого желтого цвета, не передались.
 Целый зал отведен братьям Маковским, вернее одному из них -Владимиру, т.к. там представлена только одна работа Константина Маковского (1839-1915) "Портрет темноволосой красавицы".
Произведения Владимира Маковского, предмет особого внимания коллекционера. Конечно сразу на память приходят его картины "Свидание" ( Крестьянка приходит навестить своего сына , отданного в "люди"), или "На бульваре" (Крестьянская девушка печально сидит с грудным ребенком, а рядом, молодой человек, беззаботно играющий на гармошке). А здесь целый зал небольших работ, но от которых веет таким теплом.



На выставке были две работы И.Е.Репина (1844-1930). 
"Портрет жены художника "(1870-е)
 и "Портрет художника В.Ф.Леви" близкого друга Репина.
Очень понравились два пейзажа: Клодта (1832-1902) "Пейзаж с коровами"
 и необыкновенно солнечный пейзаж К.Коровина (1861-1939) "Летний пейзаж".
На выставке есть и совсем необычные произведения. В последние годы жизни И.Левитан (1860-1900) все больше и больше экспериментировал с красками, добиваясь нежного ему эффекта. Вот одна из таких работ и была на выставке -"Парусник".
Вот и опять тот случай, когда фотоаппарат не может передать ту гамму цветов, которая есть на картине. Вместо нежно- воздушного  голубого и прозрачного серого , на фото грязные тона. Но сохранила это фото, что бы в памяти остался этот удивительный пейзаж.
И закончить срой рассказ про эту коллекцию хочу одной из самых больших работ на выставке 
работой А.Степанова (1858-1923) "Качели".
Долгое время эта работа находилась в одном из музеев США.
Всех имен художников представленных на выставке даже трудно перечислить -Айвазовский, Перов, Васнцов, Кустодиев, Сомов, Фальк и др.
Предпочтения А.Н. Володчинского со временем изменялись, в итоге он остановил свой выбор на произведениях русской жанровой живописи.
В каждом зале есть плакаты, где коллекционер объясняет тот или иной свой выбор. 
"Сам коллекционер относится к своему увлечению как к интеллектуальной игре: "Были в собирательстве и победы и огорчения, но меня это не останавливало, наоборот, только подогревало мой азарт. В какой-то момент я понял, что это огромная часть моей жизни".
Честно говоря, мне бы очень хотелось еще не раз встретиться с произведениями из собрания  этого замечательного коллекционера -Александра Володчинского.





Комментариев нет:

Отправить комментарий