воскресенье, 21 сентября 2025 г.

Фрида Кало. Да здравствует жизнь! (Выставка.)

Про Фриду Кало узнала случайно. Просматривая подборку лучших биографических фильмов, обратила внимание на фильм "Фрида". Кто это? Певица, художник-  не знала. Заинтересовало то , что премию Оскар 2002г. фильм получил за лучший грим и за лучшую музыку (композитор Эллиот Гоаденталь).

Фильм -драма снят по книге Хейден Эррера "Фрида:.Биография Фриды Кало"в 2002 году. Режиссер Джули Теймор. В ролях мексиканская актриса Сальма Хайек, Альфред Молина .В маленьком эпизоде, почти без слов, снялся Антонио Бандерас. Фильм для аудитории  18+. 

Прошло больше месяца,  все еще нахожусь под впечатлением от фильма,   от судьбы  и творчества  мексиканской художницы Фриды Кало (1907-1954) и  художника Диего Ривера (1886-1957). 

В интернете прочитала , что  Хейден Эррера американская писательница. Родилась в Америке в 1940 году, т.е. когда Фриды Кало не стало, писательнице исполнилось   только 14 лет.

Х.Эрерра получила  хорошее образование. Готовя диссертацию по филологии, отправилась в Мексику. Друзья посоветовали ей посетить  выставку Ф.Кало, о которой она никогда не слышала. 

В 1976 году Хейден Эррера написала статью о Ф.Кало, а в  1981 году посвятила художнице Фриде Кало свою диссертацию. Позже, опубликовала диссертацию в виде книги. По сути это художественно оформленные дневники Фриды Кало. Фрида Кало начала  вести дневник в 1944, когда совсем не могла ходить и делала записи в нем  до последнего дня. 

Хейден Эррера написала еще две книги . Но первая книга "Фрида. Биография Фриды Кало " имела самый большой успех. В 2024 году писательнице исполнилось 84 года.

Возможно , так бы и не увидела картин Ф.Кало и Д.Ривера, если бы опять не случай. 

Делая часто запросы в Поиске Яндекса про Фриду Кало и рассматривая ее картины , на экране ноутбука  всплыло окно: "Возможно вы захотите сходить на выставку - легенду этого лета "Фрида Кало. Да здравствует жизнь!". 

Стала читать. Выставка проходит до 28 сентября 2025 года в арт-галереи VEKARTA  на улице Большая Якиманка 26.   На выставке представлены не подлинники, а репродукции картин выполненные в технике Жикле. Техника жикле , если простыми словами -это точное воспроизведение оригинала- мельчайших деталей, цветов, теней и фактуры мазка с помощью современных цифровых технологий.

Несколько лет назад  была на подобной выставке картин Клода Моне и тогда дала себе слово, что больше на подобные выставки не пойду. Слишком все  это походило на репродукции из  художественных альбомов.

Но сейчас был другой случай. Оригиналов картин Фриды Кало и Диего Ривера  в России нет, т.ч. познакомиться с творчеством этих художников, эта выставка единственная возможность.

На улице Б.Якиманка  была очень и  очень  давно. Приятно снова пройти мимо дома купца Игумнова , построенного в 1895 год;

  здания городского училища, построенного в 1901-1902 годах и где с 1937 года находится музыкальная школа  им.Глиэра, 


полюбоваться на старинную  ограду 18 века храма Иоанна Воина.

Но останавливаться  не стала. Цель- ТОЦ "Якиманка 26". Этого здания раньше не было. 

Именно в нем и находится галерея VEKARTA .

Выставка работает с 12 часов . В галерее я одна. Все приятно удивляет и настраивает на нужный лад . Уже в  фойе размещены большие портреты Фриды Кало и много фотографий. На стойке лежат книги про художницу, одну из которых и купила.

Картины размещены на двух этажах в нескольких залах. Около каждой картины подробное описание.
"Живописцы 20 века стремились объединить повседневную жизнь и искусство, но мало кому удалось достичь в этом такого мастерства, как Фриде Кало".

Фильм "Фрида" - хотя  и снят на основе ее дневников, далек от ее биографии.К сожалению, в интернете скачать и прочитать Дневники не смогла.

Вся ее жизнь, со своими радостями и бедами, отразилась в ее творчестве. Картины про беды и страдания Ф.Кало на выставке были, но выставка называлась "Фрида Кало. Да здравствует жизнь!", вот про эти картины и хочу немного рассказать.

Каждая картина Фриды Кало это страничка ее биографии.

Фрида Кало ( полное имя -Магдалина Кармен Фрида ) родилась в 1907 году в небольшом поселении Койоахан, ныне -часть столичной территории Мехико. Там, в "голубом доме",  она прожила большую часть своей жизни. Район ,где она жила Фрида нарисовала на этих двух рисунках. На одном из них изобразила себя.

."Отец ее - немецкий фотограф, эмигрировавший в Мексику. мать , потомок коренных индейцев по отцовской линии и испанского генерала - по материнской".

В 1936 году Фрида Кало попыталась изобразить свою родословную. На картине нарисованы бабушка с дедушкой, родители и маленькая Фрида.

В 6 лет девочка заболела полиомиелитом и на всю жизнь осталась хромота. Одна нога стала тоньше другой, поэтому Фрида всю жизнь носила длинные юбки. (Вряд ли Фрида  была в состоянии исполнить такой чувственный танец , как в фильме "Фрида".)

  Отец из-за увечья дочери много времени проводил с дочерью обучая ее литературе, фотографии, живописи. Из-за насмешек детей в школе Фрида  обособилась от окружающего мира, сосредоточилась на своем теле и душе, при этом испытывая страстную тягу к жизни. 

В 15 лет поступила в Препараторию ( Национальную подготовительную школу), одну из лучших в Мексике, с целью изучать медицину. Здесь она впервые увидела своего бывшего мужа- Диего Риверу, его пригласили для росписи стены в школе.

В 18 лет ,17 сентября 1925 года, произошло событие перевернувшее ее жизнь. Автобус, в котором она ехала ,столкнулся с трамваем. Сначала думали, что пассажиры на картине -это те люди, которые ехали в автобусе, но позже выяснилось , что Фрида изобразила конкретных людей . Молодая девушка с развивающимся шарфом -это Фрида. Элегантный мужчина в шляпе- это художник, продвигавший работы Диего Ривера в США, женщина с ребенком -это актриса и фотограф Тинна Модотти, олицетворявшая собой мексиканских матерей, фигура в комбинзоне -это сам Диего Ривера, рядом с ним его бывшая жена. Но никогда Фрида не рисовала саму аварию.

Результат,  множественные переломы и травмы на всю жизнь . (Полное перечисление их может ввести в шок любого читателя.) Около года в постели. Огромное количество операций. Страстное желание выжить породило большую требовательность к жизни : " Для меня не существовало полутонов, я должна была получить все или ничего." 

После аварии пришлось учебу оставить. Где она обучалась живописи, понять трудно.

Но именно после аварии, когда была прикована к постели ,Фрида Кало обратилась к живописи.  Используя специальный подрамник, она начинает с небольших автопортретов, которые рисует, глядя в закрепленное над кроватью зеркало.

Творчество Фриды Кало уникально, ведь сам стиль ее живописи можно назвать произведением искусства. На ее полотнах персонажи изображены в национальной яркой и пышной одежде, обильно декорированной украшениями ручной работы.

Художница часто рисует себя , потому что "много времени проводила в одиночестве". Из 200 картин -50 автопортреты. Автопортретам   на выставке отведено центральное место. 

Этот портрет положил начало в череде автопортретов.Скорее всего портрет предназначался для молодого человека, ее первой любви. После аварии он уехал в Европу.

Часто на  портретах изображены животные, которые жили в ее доме.



Рассказывая про Фриду Кало ,  нельзя не написать про Диего Риверу.

Диего Ривера (1886-1957) (70 лет) мексиканский живописец, манументалист, политический деятель левых взглядов. Разница 21 год.(Четыре раза женат в т.ч. два раза на Фриде Кало.)

На выставке было несколько репродукций с картин Диего Ривера.

Портрет Фриды Диего Ривера написал в 1939 году, сразу после развода. Фрида как всегда прекрасна. Но художник делает акцент на крупных золотых серьгах. Они придают образу Фриды стати.
Фрида любила украшения, умела сочетать их и знала меру.
На этом портрете Диего Рривера изобразил Ирму Мендоза женщину хирурга. Художник встречался с ней, когда Фрида  много времени проводила в больнице. В 1950 г. здоровье Фриды ухудшается. Она перенесла 7 операций, но облегчение ей это не принесло и она вынуждена носить жесткий корсет. Диего .Ривера  написал прекрасный портрет Врача-Спасителя.
Диего Ривера писал картины в разных стилях, но сам он считал ,что его призвание - это большие  манументальные работы.

Картину "Праздник цветов" Диего Ривера написал в  1925г. На картине изображен праздник цветов, который проходит в день Страстной пятницы в городе Санта-Анита. В культуре Мексики принято воспевать природу.
Мужчина с корзиной калл склонился перед двумя девушками.
Калла спасала в голодные годы. В корневищах ее много крахмала и из него делали муку. Калла - это счастливый талисман. Образ женской природы и грации.
Еще одна его картина с каллами.
Фрида Кало познакомилась с Диего Ривера в 1928 году. Если верить фильму, то Фрида решила показать свои работы именно лучшему художнику, каким считался заслуженно Диего Ривера. Ей важно было услышать его мнение-стоит ли ей дальше заниматься живописью? Или найти для себя другое  занятие...

Еще до свадьбы Фриде Кало было известно о многочисленных любовных похождениях Диего Ривера  и все же они поженились в 1929 году.

В 1930 году Диего Ривера приглашают в США. Он берет с собой и Фриду. В США Диего Ривера имеет огромный успех и  не спешит возвращаться в Мексику. Фриду Кало воспринимают не как уникальную художницу, а как жену знаменитого художника. Фриде в США не нравится и она пишет две картины.

Стиль Фриды Кало  -магический реализм, символизм, наивное искусство. Картина "Автопортрет на границе между Мексикой  и США", написана в первую поездку Диего Ривера в США. Картина как бы делится на две части. В левой части это символы Мексики, которую она покидает . В правой США -куда она едет. В центре художница изобразила себя , передала свою нерешительность и отстраненность от реальности.

К жизни в СШУ Фрида Кало так и не смогла привыкнуть . Это она и изобразила на другой картине. Картина называется "Тут висит мое платье". Картина как будто изображает сумбурную жизнь в Нью-Йорка и на этом фоне пестрое мексиканское платье выглядит так же странно и обособленно,как, видимо, ощущала себя Фрида Кало в Америке.
На картине "Две Фриды" художница как бы отражает свои внутренние терзания связанные семейной жизнью. Сама Фрида Кало была довольна своей работой и считала полотно одним из самых значительных своих произведений.
Фрида Кало часто повторяла, что ее произведения - "это документ и что все события изображенные на них действительно имели место".

Поводом к разводу с Диего Ривера  послужил эпизод измены Диего с младшей сестрой Фриды - Кристиной. Фрида тяжело  пережила эту ситуацию . В этот момент она и обрезала свои длинные прекрасные волосы.  Она как бы сбрасывала все женское с себя. Мешковатый мужской костюм, короткая стрижка. 
По верхнему краю картины   написаны строки из мексиканской народной песни:"...Даже если я любил тебя, то за твои волосы. Теперь их нет и я больше тебя не люблю..."
Один из залов выставки  был особенно красочным. В нем собраны натюрморты Фриды Кало ,в том числе и последняя ее работа . В каждом натюрморте есть свои символы.



 Картину "Viva La Vida " Фрида Кало написала в 1954 году. .Это очень важное произведение искусства, т.к. известно, что это последняя работа художницы.  Натюрморт получился просто захватывающим из-за яркого цвета в арбузах и фразы на одном из арбузов, которую  написала всего за 8 дней до своей смерти, дав картине название  "ДАНЬ ЖИЗНИ".
Выставки Фриды Кало проходили во многих странах, но она мечтала про выставку в Мексике и эта ее мечта сбылась.
В Мексике помнят про Фриду Кало и Диегу Ривера. Их произведения хранятся в музеях Мексики и частных коллекциях. В "Голубом доме" ,где жила Фрида Кало, с 1955 года создан музей ее памяти. В Мехико есть "Музей фресок Диего Ривера".

Заключение.
На выставке забыла, что передо мной не оригиналы картин , а только их прекрасные репродукции.
Это был мир мексиканского фольклора, ярких цветов, природных мотивов и глубокого чувства. Здесь  царила  атмосфера восхищения радостью творчества Фриды Кало и верность ее себе. 

Источники
Альбом "Мастера рисунка и живописи № 9. Фрида Кало" , Оригинальное издание под редакцией Ф.Гвальдони.
Статьи в Википедии.

(Москва. Август - Сентябрь 2025 год.)




Комментариев нет:

Отправить комментарий