пятница, 20 декабря 2024 г.

"Я ему поверил."- Дм.Стеллецкий. (Выставка.)

На выставки  в Дом русского зарубежья (ДРЗ) хожу часто, чтобы увидеть и узнать для себя новое.

В октябре 2024 года в ДРЗ начала работать выставка " Дмитрий Стеллецкий. Художник с душой древней." приуроченная   к 150 летию со дня рождения одного из самых самобытных художников русского зарубежья . Имя художника Дмитрий Стеллецкий мне ничего не говорило. Прочитав информацию про художника в интернете, поехала на выставку.

Середина ноября. Листья с деревьев опали, а те что остались, потемнели. Только во дворе ДРЗ сохранился кусочек "золотой" осени.  


Дмитрий Семенович Стеллецкий  родился в семье военного инженера в 1875 году в Брест-Литовске . В 1896 году отца перевели в Петербург. В том же году Дмитрий поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств на архитектурное отделение. 

Почти сразу увлекся скульптурой и перешел на скульптурное отделение. В начале 1900 г. Дм. Столлецкий вместе с Борисом Кустодиевым ( 1872-1927 ) ездил по старинным русским городам и монастырям. Позже  путешествовал один, побывал в  монастырях Русского Севера. В 1904 году окончил училище  и уехал в Париж , где продолжил обучение живописи. В 1907 году посетил Италию. Вернувшись в Россию трудился в Петербурге, стал членом объединения "Мир искусств". В 1914 году снова поехал за границу при финансовой поддержке М.Тенишевой и Б.Кустодиева.

Так получилось, что уехав из России в 34 года,   больше  в Россию не вернулся, став вынужденным эмигрантом на всю жизнь.

Выставочный зал, как всегда в ДРЗ, оформлен со вкусом. 

Многие художники в 19 веке и в начале 20 века   были озабочены искаженной безвкусицей "петушиного стиля" Русской старины и пытались вернуть ей истинный смысл. Каждый воспринимал Русскую старину по своему- и М. Врубель, и В.Васнецов, и Нестеров, и Н.Рерих. Вспомним Абрамцевский кружок и оперу С.Мамонтова.

Но только Стеллецкий сделал этот поиск манифестом всей своей жизни.

Стеллецкий писал: "Русскому народу подобает иметь свое искусство. Только изучая наследие наших предков и даже сначала рабски ему подражая , можно и нужно воскресить свою русскую, родную красоту."
Художник хотел сделать "Попытку восстановить художественный вкус Допетровской Руси, вопреки Западному влиянию на искусство России."

А.Н.Бенуа вспоминает: 

..."Кстати о Стеллецком. Я не могу причислить Дмитрия Семеновича к моим близким друзьям, однако я все же чрезвычайно ценил его ( и продолжаю ценить) как художника, и я же не мог подчас не любоваться его чудачествами, редкой независимостью его характера и его какой-то неуступчивой художественной честностью.

Уж не раз я признавался на этих страницах в своей чуждости к разным проявлениям националистического начала, в чем я почти всегда угадывал какую-то фальшь. Но вот Стеллецкому , его фанатическому поклонению всему древнерусскому я как-то поверил, и отсюда объясняется мое сочувствие к его попытке это древнерусское возродить в согласии каким-то свободным, вдохновенным его пониманием..."

Это парный портрет боярина и боярыни. Но портрет боярина мне показался более выразительным.

.."Начав художественную деятельность с раскрашенной скульптуры, он в дальнейшем целиком перешел на живопись, причем с годами успел выработать свой совершенно своеобразный ( и все же покоящийся на проникновенном знакомстве с древними отечественными памятниками) стиль..."

На выставке центральное место занимали четыре полотна- аллегории -"Утро" ,"День", "Вечер", "Ночь". 

Мне запомнилось "Утро", своей необъяснимой пластикой.

"День."
"Вечер."
"Ночь."

Дальше А.Н.Бенуа пишет:

..."Особенно  ему удавались работы графического характера. Так бесподобен его стилистический шедевр - иллюстрации к "Слову о полку Игореве", существующий в двух редакциях..."

Этот экспонат на выставке занимал отдельный небольшой зал. На высокой подставке лежала большая книга.  В зале я одна. Книга ничем не огорожена. Но мы так привыкли , что на выставках близко к экспонатам подходить нельзя , а тем более трогать, что мне пришлось выйти из этого зала и уточнить у смотрителя на входе на выставку: "Можно ли посмотреть книгу поближе?" К удивлению она ответила, что не только посмотреть, но и полистать книгу можно."

Какое  это было удовольствие перелистывать твердые страницы  книги с великолепным текстом и с необычными,  удивительными рисунками.(Листы книги глянцевые и отражали верхний свет.)








Недаром В. Серов (1865-1911), увидев репродукции к "Слову о полку Игореве", настоятельно рекомендовал И.С.Остроухову (1858-1929) приобрести их для Третьяковской галереи.

Дальше А.Н. Бенуа пишет:
..."За последние годы его потянуло к театру. Ему же принадлежала сложная постановка "Царя Федора Иоанновича" (особенно хороши были бесчисленные костюмы, исключительной красоты был подбор суровых красок), однако самый спектакль откладывался благодаря разным интригам (Стеллецкий был мастер вызывать таковые)..."
Рисункам Стеллецкого для театра на выставке посвящен целый раздел.  В большой витрине были выставлены два театральных костюма.

Превосходный рисунок Бориса Годунова.(1908-1910)
Эскиз женского костюма к опере "Князь Игорь".
Много интересных рисунков художника было на выставке,
но хочется выделить два.

То, что Стеллецкий необыкновенный рисовальщик, можно убедиться внимательно рассматривая  этот рисунок тушью. На выставке подписан как "рисунок без названия". В интернете  увидела его с подписью "Музыка". Ни одной случайной линии на рисунке, даже лица у девушек разные.
Второй рисунок назывался "Гусляры".
Дм. Стеллецкий не только на холсте изображал Допетровскую Русь, но и в его поведении были элементы "скоморошьих" проказ. 

Вот как описывает А.Н. Бенуа поездки Дм.Стеллецкого и Крупенского А.Д.(1875-1939) -(театральный деятель, управляющий Петербургской конторой Императорских театров.)

 ..."Крупенский и Стеллецкий почти не расставались, и их можно было видеть чуть ли не ежедневно на Островах, куда их доставляла великолепная пара вороных.

Веселье обоих при этом доходило до того, что сидя в открытом экипаже, они всячески фиглярничали, мало того - показывали встречным языки и делали им носы. Зачинщиком был, несомненно, Стеллецкий, в  котором часто проявлялось скоморошное начало все в том же древнерусском стиле, но как он мог заразить таким баловством своего великолепного и важного начальника, - это  остается необъяснимым!.."

Но это все было в России.

Живя за  границей  Дм. Стеллецкий писал; "...Южный климат, природа и моя деятельность на чужбине мне далеко не по душе. Я здесь оторван от корней моего дарования, от России, родной и близкой душе моей. Мне не хватает русского воздуха, русских полей и главное русских людей..."

В годы жизни в эмиграции он оставался хранителем русского искусства. Расписал Троице-Сергиево подворье в Париже. Перед входом на выставку размещены фотографии .(Из-за сложного освещения, фотографии получились плохие, приношу извинение).

Организовал общество "Икона". Помог в создать Русский культурно- исторический музей в Праге.

Последние годы провел в общежитии русской церкви, которую он когда-то расписывал. Надвигалась слепота и как вспоминал А.Н. Бенуа ,ни кого из своих старых знакомых не принимал. Умер Дмитрий Семенович Стеллецкий в 1947 году.

Это две стороны одного письма из Парижа.

Это письмо из Варшавы.
Невольно пришло сравнение с нашей перепиской по Вацап и СМС. В лучшем случае односложный ответ или просто смайлик.

Часто читаю книги про жизнь и творчество того или иного деятеля искусств. Самый точный документ в них - это письма и дневники. Весь остальной текст -это домыслы автора. 
А что останется после нашего времени о нас?

Послесловие.
Часть информации для  сообщения про Д.С.Стеллецкого я нашла в интернете. Есть  большая статья в Википедии. Интересно написано про эту выставку на сайте ДРЗ. Прочитала  воспоминания С..Маковского (1877-1962).
Слова С.Маковского про Дм.Стеллецкого взяты в название выставки "Художник с душой древней". 

А вот про то, что А.Н. Бенуа (1870-1960)  рассказывал про Д.Стеллецкого в своих "Воспоминаниях", упоминания в интернете  не нашла. 

Еще в 2003 году я сделала себе подарок, купив 2-х томное издание "Воспоминаний" А.Н.Бенуа. 
 На всю жизнь запомнила слова Дм.Лихачева на обложке книги: "...Завидую тем, кто эту книгу будет читать впервые".


В конце  второго тома  есть Именной указатель . Пятнадцать страниц имен, упоминаемых автором в своих "Воспоминаниях", напечатанных мелким шрифтом в два столбика.  Более 200 имен входит в этот перечень. Вот уже 20 лет этот том часто служит мне справочником  про искусство 19-начала 20 веков. 
В этом сообщении приведены выдержки из  2-го тома  "Воспоминаний" А.Н.Бенуа  стр.1479-1480.

(Москва .13 ноября 2024г.)

.






Комментариев нет:

Отправить комментарий