понедельник, 2 декабря 2024 г.

"Малявин & Архипов" и слово "АДЕПТ". (Выставка.)

Начну с конца. Каждый день мы  используем слова иностранного происхождения . 

Например: Из английского языка : волейбол, спорт, вокзал, трамвай, пиджак и т.д.;

из французского языка: ресторан, пляж, режиссер, люстра,бюджет и т.д.;

из немецкого языка: бухгалтер, шприц, мольберт, бутерброд, галстук и т.д.:

из испанского языка: шоколад и др.;

из греческого: театр и др.

Но почему-то, идя на выставку "АДЕПТЫ красного. Малявин  & Архипов" в Третьяковскую галерею,  слово АДЕПТ меня смущало.

Современная энциклопедия пишет , что "АДЕПТ "с латинского adeptus ( буквально -достигший) 1) Посвященный в тайны какого-либо учения. 2) Ревностный приверженец какого либо учения, идеи .)

На выставке были показаны  картины двух художников - Ф.А..Малявина (1869-1939) и А.Е.Архипова (1862-1930).

Каждому художнику  отведены залы на разных этажах. 

 Судьбы двух художников во многом схожи. Оба начинали рисовать в раннем детстве. Первые уроки живописи прошли в мастерских иконописи. Оба учились в Императорской академии художеств, путешествовали по Европе. Но вдохновением для своих работ им послужил Русский Север и деревня.

Начну с Абрама Ефимовича Архипова. Родился в семье вольноотпущенных крестьян в Рязанской губернии в 1862 году. Родовое прозвание семьи отца -Пыриковы. Фамилию Архипов художник взял позже по имени своего прадеда.

Отец, видя увлечение сына рисованием, купил ему самые дешевые краски.Учился у иконописца. Потом в училище живописи и ваяния под руководством Перова В.Г,, Поленова В.Д., Саврасова А.К., Маковского. 2 года проучился в Императорской академии художеств. За картину "Посещение больной" получил большую серебряную медаль . Два раза был за границей. С 1912 года  часто ездил на Русский Север.  

Так много картин  А.Е.Архипова увидела впервые,

Большинство работ А.Е.Архипова написаны  на Русском Севере. Портреты крестьян в ярких, красочных одеждах в момент их отдыха, а не за тяжелым трудом. Картины крестьянок немного однообразны; Крестьянка с кружкой 

 и крестьянка заплетающая косу.
Отдыхающие девушки

и девушки в гостях.

Мужской разговор.
Жанровые сценки. Картина "Лед пошел ". Дети и взрослые на берегу реки смотрят на проплывающие льдины.
Картина "На реке Оке".
Поденщицы на чугунном заводе в момент отдыха.
Этот пейзаж скорее исключение среди ярких работ. - "Северная деревня".
Про эти две картины экскурсовод  объяснял своей группе, что только такие облака можно увидеть на Русском Севере, в южных широтах таких  красок нет. Она была права. Только побывав в Карелии  поняла, какой грязный воздух в Москве. Такого чистого , прозрачного воздуха я не видела даже в Греции.

После революции 1917 года А.Е. Архипов  Россию не покинул .  Преподавал живопись. Многие художники гордились, что были его учениками- И.Гробарь, М.Сарьян и др.
Умер в Москве в 1930 году на 68 году жизни.

Другой этаж Инженерного корпуса Третьяковской галереи отведен под картины Ф.А.Малявина.
Малявин Филипп Андреевич родился в 1869 году в Самарской губернии в многодетной семье. Рисовать начал в 4-5 лет копируя лики святых с икон. В 16 лет вместе с родственником-монахом отправился в Грецию. 6 лет провел на Афоне, пока его работы не увидел скульптор В.А. Беклемишев (1861-1912), Он уговорил Ф. Малявина поехать в Петербург учиться живописи. В 1892 году Ф.А. Малявин стал вольнослушателем Императорской Академии художеств.

Одновременно с ним в мастерской  учились живописи Анна Остроумова -Лебедева (1871-1955), Этот прекрасный портрет ( работы Ф.Малявина) хранился в семье художницы и по ее завещанию был передан в Третьяковскую галерею.


Так вспоминает Малявина Анна Остроумова в своих "Воспоминаниях". "Впервые увидела Малявина на экзамене в Академии живописи. Юноша в необычной одежде, похожей на монашеский подрясник. На голове шапочка в виде скуфейки надвинутая на глаза и длинные волосы до плеч..."

Другой художник Игорь Гробарь(1871-1960)  вспоминает: ..."Как- то Малявин подошел к нему в студии. Игорь Гробарь только что натянул узкий холст на подрамник. Давай я нарисую твой портрет, говорит Малявин Гробарю  и тут же , за один сеанс, написал  этот портрет. Позже вся Академия приходила взглянуть на эту работу..."

Рядом на выставке висели еще два портреты друзей Малявина по мастерской И.Репина ( 1844-1930).- .А.Тхоржевской и   К.Сомова.

"..Малявин страшно одаренный человек, из крестьянской среды, выросший среди монахов, не имевший общего образования, имел врожденный вкус ко всему прекрасному..."

Первые работ , написанные еще во время учебы - "Крестьянка вяжущая чулок"  и " За книгой", были куплены П.М..Третьяковым (1832-1898). 


Выпускная  работа "Смех" не сохранилась.  Экспозиция картин Ф.Малявина на выставке большая. Портреты, крестьянские девушки сменяют друг друга.



На выставке было несколько портретов, где палитра Малявина была очень скупа .
Из всех картин мне очень понравился "Портрет Мары Олив". Эту картину я увидела впервые. Сколько жизни, радости и счастья в этом лице!
Ф. Малявин  написал картину в 1920-е годы во Франции. Мара (Мария) Константиновна Олив (1870 -1963), меценатка и муза художников Серебряного века. Ее портреты писали многие художники.
Картина из Саратовского государственного художественного музея им. А.Н.Радищева.

Но центральное место на выставке занимала  картина "Вихрь"  написанная в 1906 году и впервые показанная публике на выставке "Мир искусств". 

Критики и зрители по разному оценили работу Ф.Малявина.

Знаменитый критик Вл.Вас,Стасов ( 1824-1906 ) писал:... "Картина Малявина "Вихрь" -это холст, на который вылито несколько ушатов красной краски...Сначала нельзя дать себе отчета, что на ней представлено. Только после долгого тяжкого труда различаешь наконец, где человек, где платье, где рука, где нога. На что такие сумасшедшие загадки? Кому они нужны?..."

Однако, эта вещь еще в то время очень полюбилась революционной молодежи, видевшей в ней олицетворение вихря Революции 1905 года.

Журналист, посетивший выставку писал, что картина "Вихрь" похожа на красочный ковер. От красной краски начинает рябить в глазах, но все равно не можешь взгляд отвести от картины.

Рядом с этой картиной висел небольшой холст - эскиз  к этой картине.  Ф.Малявин написал его еще в 1896 году. Эта работа мне очень понравилась.

Из удивительной книги Марка Копшницера "Валентин Серов", которую я в это время читала , узнала, как С.Мамонтов (1841-1918) пригласил в Россию шведского художника Андерса Цорна (1860-1920), написать его портрет.

"А.Цорн многих тогда покорил в России. Он писал быстро и темпераментно, делал огромные и на первый взгляд неуклюжие мазки, водил кистью из конца в конец, яростно швыряя красками. При этом палитра была его ограничена. Так портрет С. Мамонтова он написал тремя красками". А на вопрос, почему он на костюме С.Мамонтова не нарисовал пуговицы? Цорн ответил: "Я художник, а не портной."

 ..."Многие русские художники стали подражать манере А.Цорна.  Особенно понравился метод Цорна , Малявину."

"Этот бывший афонский монах, вырвавшись на свободу из монастырского благолепия, сделался самым буйным из русских живописцев и очень скоро сам Цорн рядом с ним стал казаться тихим и робким."

В 1906 году, художнику не имевшему даже общего образования , было присвоено звание академика.

Слава художника росла пока он в 1911 году не выставил свою работу "Автопортрет с женой и дочерью."(картина на выставке была представлена из Государственного художественного музея Ханты-Мансийска.) Со своей будущей женой Ф.Малявин познакомился ещё занимаясь в мастерской И.Репина.

 Критики восприняли эту работу как творческое фиаско. После этого художник надолго перестал выставляться. В 1922 году покинул с семьей Россию. Умер в 1940 году.

Перехожу с этажа на этаж. Всюду русские крестьянские лица и много, много красного цвета. На этом фоне , как что-то чужое звучит слово "АДЕПТ" в названии выставки. Даже фотографируя большой плакат с названием экспозиции стараюсь, что бы слово "АДЕПТ" на снимок не попало.

Посмотрела в словаре синонимы к слову "АДЕПТ"-последователь, ученик, подражатель, покровитель, приверженец, поборник , сторонник. Но и они , как мне показалось, мало подходили к названию  выставки.

Оба художника начинали  свой художественный путь в иконописных мастерских. На иконах красный цвет всех оттенков -один из главных цветов. Возможно полюбив красный цвет  с детства ,эти художники так и остались ему верны всю жизнь. Но это только мое, сугубо личное мнение. 

 Вышла из Инженерного корпуса и показалось, что выставка двух русских художников, "полюбивших красный цвет" , продолжается и на улице.

Источники.

Статьи в Википедии.

В сообщении использовала цитаты  из электронной книги "Валентин Серов", автор Марк Копшницер.

Москва (17 октября 2024 года.)





Комментариев нет:

Отправить комментарий