четверг, 4 апреля 2024 г.

Натюрморт- тихая жизнь предметов.(Выставка.)

Выставки натюрморта очень редки. Много лет назад я была на небольшой  выставке в Третьяковской галерее. Знакомство с натюрмортом у меня по художественным альбомам и по великолепной книге - "Музеи Голландии". 

Поэтому, посетить выставку натюрморта в ГМИИ им.А.С.Пушкина, я наметила еще в 2023 году, когда увидела план выставок на 2024 год . 

На выставку пришла 21 марта 2024 года. Билет купила на сайте музея, т.ч. стоять за ним в очереди в кассу не надо.

Очередь с электронными билетами в несколько раз больше, чем в кассу. 

Но так как я попадала в одну из категорий "льготников", то стоять мне в этой очереди не пришлось.

Преодолев лестницу, я у цели.

Полное название выставки в ГМИИ им.А.С.Пушкина -"Цветы,плоды и музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко". Все картины показанные на выставке из российских собраний и являются достоянием страны.

На выставке 70 произведений .Это работы не только итальянских художников, но и иностранных художников работающих в Италии в 16-18 веках.

Впечатление о выставке двоякое. Полотен, заполненных яркими красками, здесь нельзя увидеть.

Большинство картин, представленных на выставке, очень темные, т.к. за прошедшие столетия  краски на них  потемнели. Трудно даже представить, как выглядели эти картины в то время. Мне очень помог  аудиогид по выставке. Осмотрев выставку, я купила еще и красочный Каталог .

Прошло немного времени и чем дальше я читала Каталог, тем  больше убеждалась, что побывала на уникальной выставке.

Ведущие искусствоведы ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказывали в каталоге о каждой, из представленной на выставке, работе. Есть информация о происхождении картины. Как и когда она  попала в музеи России. И уникальный случай, когда живопись на  иллюстрациях в Каталоге, можно рассмотреть лучше, чем на оригиналах картин на выставке. 

Итальянский натюрморт в нашей стране мало изучен и эта выставка пытается ликвидировать этот пробел. 

Натюрморт- неодушевленная натура. В разных странах этот вид живописи назывался по разному- неподвижные предметы, тихая жизнь и т.д.
Сила же  искусства в том, как поэтический дар художника заставляют увидеть мир неподвижных вещей по - новому, открыть для себя их новую красоту. Это целое искусство установить предметы для натюрморта, согласовать их между собой.

В Италии, в эпоху барокко ,натюрморт был не только распространен, но и многообразнее чем в других странах. В разных регионах  Италии были  центры натюрмортов, каждый из которых имел неповторимое лицо.
В Неаполе живописцы специализировались на изображении фруктов, цветов и рыбных уловов.
Это фрагмент из картины Антонио Джанлизи Старшего (1655-1713).
В Бергамо -на музыкальных инструментах. 
(Бартоломео Беттера.1639)
В Риме декоративные полотна с цветами и фруктами на фоне парков. Это ваза с цветами Бартоломео Лигоцци (1620-1695).
И фрагмент этой картины из Каталога. Картин с цветами очень много. Но так как в Каталоге, разглядеть рисунок цветка трудно.
Натюрморты на холстах большого размера заполняли все пространство . Часто предметы укладывали каскадами на ступенях или камнях.
(Джованни Станко (1608г.)
 Картины были рассчитаны на огромные пространства итальянских палаццо, городских, либо сельских дворцов. Поэтому часто можно было встретить парные картины.Эти полотна Кандидо Витали .1742)
Возможность увидеть эти картины рядом, дала эта выставка. Картины находятся в разных собраниях - одна работа находится в ГМИИ им А.С.Пушкина, другая ,в музее в г. Пермь.

Только в натюрморте главным героем картины может стать простой глиняный кувшин. Интересна на выставке серия работ Карло Меджини (1720-1806). Художник  акцентировал свое внимание на изображении круглых объемов.
(Карло Маджини. 17в)

(Карло Маджини 17 в.)
Вот как описывает эту картину в Каталоге автор идеи  и куратор выставки, искусствовед Виктория Маркова:
"...Уголок кухни с набором простых предметов - фьяска, две стеклянные  бутыли, большой медный чайник, масляный светильник изящной формы, белый фаянсовый чайник и чашка, стеклянный стакан,а на переднем плане - ломоть темного хлеба,ветчина на тарелке и две булки.

Из  этих хорошо знакомых "инструментов"Меджини удается извлечь богатейшую мелодию, многоголосную симфонию построенную на  ритмах, пластике, пространственных отношениях, тонких переходах цвета и света..."
Настоящая "музыка для глаз", так говорят на радиоканале "Орфей", когда рассказывают о живописи.

Иногда в картины с натюрмортом добавляли людей, но чаще натюрморт в такой картине оставался главным героем. Художник из Голландии Абрахам Брейгель долгое время работал в Италии.
Ему же принадлежит и эта работа.
А вот на этой картине человек и натюрморт одинаково важны. Эта картина называется "Продавец фруктов". Авторство ее не установлено. Работа подписана так- "Римский последовать Караваджо. Работал 1610-1620г." Предполагают, что к этой картине была и парная работа, но установить это не возможно из-за отсутствия автора картины.
Еще один вид натюрморта - роскошный натюрморт. Когда на картине были изображены восточные ковры или дорогие предметы.
(Мальтезе. 17в.)
(Кристофоро Мунари. (1667-1720) 

Но наибольший интерес посетителей вызывали два экспоната. Выставка проходит в Белом зале и на галерее за колоннами. В центре зала помещена небольшая картина.

Издали кажется -портрет, как портрет. 

И только подойдя совсем близко, понимаешь, что это не так.

Но если мысленно перевернуть картину или посмотреть на фото из Каталога, то перед нами корзина с фруктами. (Фото из Каталога).

Важной фигурой среди итальянских художников 16 века был Джузеппе Арчибальдо из Милана (1526-1593). С 1562 года он работал в Вене по приглашению императора Максимилиана II ", а затем в Праге при дворе Рудольфа II". Это был разносторонний человек - он писал портреты императоров, членов их семей и придворных. Организовывал празднества, увесиления, театральные представления. Создавал машины для спецэффектов, иллюстрировал научные труды и т.д.

Но особую известность художнику принесли поражающие экстровагантностью "портреты" составленные из плодов, разных предметов и животных.

В Швецком замке Скуклостер находится "портрет" императора Рудольфа II в образе Вертуллена (бога Времен года)1590 г. Фото из Каталога. 

(Джузеппе Арчимбольдо. 1590)

На нашей выставке был другой "портрет". из спелых фруктов. Удивительно то, что на "портрете" одновременно видишь фрукт и деталь лица. -грушу и нос и т.д.(фото из Каталога, дерево, масло).

Другой экспонат, вызывающий повышенное внимание,  это стол. Вокруг стола всегда много посетителей. все стараются сделать фото. Но стол поставлен в столь неудачном "бликующем" месте, что сделать фото очень трудно.

Внимание всех направлено на  столешницу и мало кто обращает внимание на  конструкцию стола. 

Лучше вышло фото столешницы  из Каталога.
Столешница, размер 121х77 х5см.
Мрамор, яшма, агат, хальцедон, лазурит, и другие цветные камни. Флоренция, вторая половина 17 века. 
До 1938 года стол находился в музее Дрездена, с 1946 года  в ГМИИ им.А.С.Пушкина.

На столешнице образ роскошного райского сада со спелыми плодами, хрупкими цветами и ветками плодовых деревьев, с разнообразными насекомыми и поющими птицами.
 Символика предметов была известна зрителям прошлых времен, но не это главное. Основным оставалось любование природой. Стол находился в коллекции Медичи. Аналогичный стол есть в Лувре, Одна копия в Англии.
Возможно композиция столешницы это собирательный образ одного из лучших ботанических садов Европы того времени -сада Медичи.

Выставка уникальна тем, что в одном месте собраны натюрморты находящиеся в различных собраниях. Где и когда еще раз такое можно увидеть. Здесь были картины  из Эрмитажа, ГМИИ им.А.С.Пушкина, заповедника "Петергоф", "Гатчина", "Павловск". Из "Останкино-Кусково". Из галерей Смоленска, Курска и Перми. 
Так что совет, не пропустите эту выставку.

Послесловие
Я посетила выставку 21 марта 2024 года. На следующий день произошел теракт в  Подмосковье. 
Я скорблю вместе со всеми, восхищаюсь мужеством людей переживших эту трагедию.

Кажется, как можно после всего этого  писать о выставке и ее красоте?
Но вот короткое стихотворение Н.П.Огарева (1813-1877):

                                                    Тот жалок, кто под молотом судьбы
                                                    Поник - испуганный без боя:
                                                    Достойный муж выходит из борьбы
                                                     В сияньи гордого покоя, 

                                                    И вновь живет - главы не преклоня
                                                     Исполнен вдохновенной пищей;
                                                    Так золото выходит из огня 
                                                    И полновеснее и чище.
                                                                                          (До 1855 года) 

И все становится на свои места.

(Москва, март  2024 года.)

Источник. Каталог . Издание подготовлено к выставке -"Цветы, фрукты и музыкальные инструменты  в итальянской живописи эпохи барокко", 6 марта-26 мая 2024 года.
Москва 2024 год.





Комментариев нет:

Отправить комментарий