понедельник, 29 апреля 2024 г.

Иконописцы и переписчики (Музей А.Рублева.)

 Я бывала во многих монастырях в Москве и в России. Меня привлекают монастыри своей  архитектурой и удивительной атмосферой внутри стен монастыря. 

Спасо - Андроников монастырь в Москве находится на Андроньевской площади, в шаговой доступности от моего дома. Там я гуляю часто .

В любое время года, в любую погоду , всегда нахожу что-то новое для себя. Особенно запомнилась прогулка в сильный снегопад 12 декабря 2023 года.



Про историю монастыря и про Андрея Рублева,  много раз рассказывала в своем блоге, поэтому сейчас останавливаться на этом не буду. Спасский собор- один из старейших в Москве. Впервые собор был освящен в 1357 году  и этот год считают датой основания собора. 

 Внутри собора я была только один раз - это пространство для верующих. Сколько же я сделала снимков самого собора , трудно сосчитать.  В тот день ,сквозь снежную пелену, собор еле виден.
Еще в советское время в храме были видны остатки росписей сделанных Андреем Рублевым (1360-1430) и Даниилом Черным (1350-1428).  С них были  сняты копии перед их уничтожением  и я видела   выставку этих калек  в музее очень давно.
Меня до сих пор не покидает вопрос, почему этих калек (или копий с них)   нет в постоянной экспозиции ,в музее носящем имя Андрея Рублева? 
Обошла как всегда всю территорию монастыря.




Второй храм на территории монастыря не менее интересен. Он сооружен в 17 веке.Тогда над трапезной возвели храм Архангела Михаила.
В этом храме и расположен "Музей древнерусской культуры и  искусства имени А.Рублева". Залы музея занимают все 4 этажа. 
Если по территории монастыря я гуляю часто, то в "Музее  древнерусской культуры и искусства " была еще  2 раза. Первый раз, что бы получить представление об этом музее- чисто ознакомительное посещение. Второй раз, меня привлекла керамика из разрушенных и затопленных церквей Поволжья. 

Но 1 апреля 2024 года, я попала в музей случайно. Уйдя на прогулку и вернувшись домой обнаружила, что забыла по рассеянности ключи от квартиры. Дома никого и чтобы не скучать в ожидании родных ,пошла в этот музей.

Спешить некуда. Покупаю билет.. Экспозиция построена по временному принципу:

1 этаж -15-16 век, потом 17 и т.д. В этот раз я осмотрела только первый и второй этажи экспозиции.  Совет, начинайте с 4-го этажа, потом легче спускаться, чем подниматься по крутым лестницам.

В залах музея удивительная атмосфера. Здесь  посетители  знакомятся с иконами как с произведениями   искусства древних иконописцев . 

Вот, например, икона Святая Троица А.Рублева. В 2011 году в сквере рядом с монастырем, была возведена Троицкая часовня в память об Андрее Рублеве.
Купол часовни украшает необычный крест.
Внутри часовни находится мозаичное полотно Святая Троица, созданное итальянским художником Марио Антонуччи .
Сквозь хлопья снега видна мозаика созданная по флорентийской технологии с использованием драгоценных и полудрагоценных камней с элементами золочения.
В первом же зале музея есть  копия с иконы Святая Троица А.Рублева, сделанную советским художником в 1956 году.

Проходя по залам и этажам можно увидеть иконы с тем же сюжетом ,но выполненные другими мастерами в разное время. Церковный канон написания иконы один- три ангела вокруг стола, на столе чаша, на заднем плане архитектурный пейзаж и дерево. 

Можно сравнить икону Святая Троица А.Рублева с более поздними работами. Эта икона 15 века из Троицкой церкви села Дивная Гора, Ярославская обл.

Вот Святая Троица из Успенского собора (1484-1485 ) Иосифо-Волоколамского монастыря.
Более поздняя икона 17 века из Троицкой церкви села Лужки, Серпуховского района Московской области.
Менялись вкусы. Св. Троица, 18 век .Великий Устюг(?).
Снова мысленно  возвращаюсь к иконе Святая Троица Андрея Рублева. Посмотрев на работы других мастеров, лучше понятна художественная  ценность этого произведения и невольно  вспомнилась  мне   глава из романа  Павла Северного (1900-1981) - "Андрей Рублев", гле рассказывалось про создание этой иконы,  
О каждой иконе музея  хотелось бы написать.
Под  стеклом витрины три небольшие иконы.

Это дар коллекционера Г. Д. Костаки(1913-1990) .(Вот кто заслуживает отдельной темы.)

 Грек по национальности ,он долгое время жил в Москве в 60-70 годы 20 века и постепенно сам  стал собирать коллекцию художников авангардистов и произведения древнерусского искусства. Когда собирался уезжать из России, то предложил свою коллекцию бесплатно в подарок России, но в СССР отказались и сейчас, большинство предметов коллекции находится за рубежом. В музее им. Рублева я увидела 3 предмета из его коллекции.

Рассказать о всем увиденном просто невозможно: лики святых, жития святых ,иконы в окладах, царские врата и т.д. Можно изучать обратную перспективу на иконах. Когда изображение на иконе не удаляется от зрителя, а приближается к нему.





Особого внимания заслуживают залы с иконостасами. Их в музее несколько. Если я правильно помню, есть еще зал на 4 этаже.
Каждую икону можно определить по названию . На столе схема иконостаса.
 Этот удивительный образ -  Апостол Фома.
Задержалась  у старинных книг. 

Про эту книгу написано.
 
Книга "Обед душевный"- литературный памятник,  новое явление в русской литературе.- авторские проповеди Симеона Полоцкого (1629-1680).
 Буквально через несколько дней после посещения музея , в передаче по ТВ культура "Открытая книга", услышала стихотворение современного поэта Максима Амелина (1970 )из Москвы - "Переписчик" .Иногда в интернете стихотворение называют "Исповедь переписчика". Все стихотворение очень большое, я приведу лишь отрывки:

Я-переписчик, обитель святую лет не покидавший тридцать или сорок...

Я-переписчик, одежда моя проста, златом не блещет и перламутром утварь...

Я переписчик, смиренное ремесло дарит возможность продлиться в мире...

Медленно книги ветшают,-своих число помню до точности...
Все бы я мной переписанное прочел, если бы грамоте был обучен.

(Опубликовано журнал "Новый мир",№1/2015г.)

Два часа пролетели незаметно , мне позвонили, что меня уже ждут дома.   Я настолько была под впечатлением от увиденного, от мастерства иконописцев, что в интернете стала искать стихи про них и иконы.

Случайно попала на сайт "Русская духовная поэзия", там прочитала стихотворение Апполона Николаевича  Майкова (1821-1897 )- " Мадонна  ",посвященное древним мастерам иконописцам. Мне показалось, что лучшего стихотворения и искать  не нужно. Им можно и закончить мой рассказ про посещение "Музея древнерусской культуры и искусства имни Андрея Рублева".

Стою пред образом Мадонны
Его писал монах святой,
Старинный мастер, не ученый;
Видна в нем робость, стиль сухой;
Но робость кисти лишь сугубит
Величье девы,так она
Вам сострадает, так вас любит,
Такою благостью полна,

Что веришь, как гласит преданье,
Перед художником святым
Сама пречистая в сиянье
Являлась, видима лишь им...
Измучен подвигом духовным,
Постом суровым изнурен,
Не раз на помосте церковном
Был поднят иноками он,-

И призван к жизни их мольбами,
Еще глаза открыть боясь,
Он братью раздвигал руками
И шел к холсту, душой молясь,
Брался за кисть,  и в умиленье
Он кистью то изображал,
Что от небесного виденья
В воспоминанье сохранял,-

И слезы тихие катились
Вдоль бледных щек.. .И страх тая,
Монахи в круг него молились
И плакали -как плачу я...
(Москва. Апрель 2024г.)



 

Комментариев нет:

Отправить комментарий