Это храм Святителя Николая Чудотворца в Пыжах. В районе Б.Ордынки был расквартирован стрелецкий полк. Именно стрельцы на свои деньги воздвигли храм. а руководил стрельцами полковник Богдан Климентьевич Пыжов.(1639-1703) При нем был возведен этот храм в 1650-х годах. .Местность же стали называть Пыжи. Но мы идем дальше .
Пройти мимо ворот Марфо- Мариинской обители трудно. Буквально на минуту заходим туда.
Марфо-Мариинская обитель милосердия - это женский монастырь. Основан он в 1909 году великой княгиней Елизаветой Федоровной (1864-1918). Во дворе обители установлена скульптура. Раньше она стояла без защитного стекла.
Храм был закрыт в 1928 году и вновь открыт в 1992 году.
Здание храма возведено по проекту архитектора А.В.Щусева (1873-1949).
Обходим храм. На белоснежных стенах выделяются узорчатые клеймы.
Если повезет и храм будет открыт, то обязательно посмотрите оформление храма. Храм расписывали художники, в том числе Михаил Нестеров(1862-1942) и Павел Корин (1892-1967). Росписи М.Нестерова в храме необычны и уникальны.
Вспоминаем , что мы идем в музей В.А.Тропинина, спешим дальше. Вот поворот и мы уже идем по Щетининскому переулку.
Впереди уже виден небольшой особняк.
Ошибиться и не узнать музей ,сложно.
Это музей В.А.Тропинина и художников его времени. Музей с 2001-2009 годы был закрыт на реставрацию.
Покупаем билет и задерживаемся в холле между двумя залами.
Рядом с красивым канделябром на стене висит небольшой плакат с фотографией .
Он рассказывает про основателя музея В.А.Тропинина - Феликса Евгеньевича Вишневского (1903-1978).
Коллекционер.
Ф.Вишневский- советский музейный работник и коллекционер. Заслуженный работник культуры РСФСР (1975), основатель музея В,А.Тропинина и московских художников его времени.
Родился в 1903 году в богатой московской семье потомственных купцов и русско-польских дворян Вишневских. Отец- Евгений Феликсович Вишневский - архитектор, крупный специалист по декоративно-прикладному искусству, коллекционер. Один из основателей Общества друзей Румянцевского музея. Начиная с 1919 года имел охранные грамоты от комиссии по охране памятников искусства и старины.
Под руководством отца и Феликс начинает заниматься собирательством. В 1918 году организует первый пролетарский музей в Москве.
Однако в 1928 году был первый раз репрессирован и выслан из Москвы с конфискацией имущества. Отбывал ссылку в Костроме. Второй раз был репрессирован в 1946-1948 и снова с конфискацией имущества.
Отбыв наказание в лагере был реабилитирован и восстановлен в правах с возвращением почти всего имущества. В 1948 году перебирается поближе к Москве и снова занимается собирательством.
Со второй половины 1950 годов сближается с музеями. Организует выставки из своей коллекции. В 1960-1970 годах безвозмездно передает 200 предметов из своего собрания Иркутскому художественному музею.
Наследство.
В 1965 году Вишневский получил наследство от известного этнографа и экономиста профессора Николая Григорьевича Петухова (1879-1965)- особняк по адресу Щетининский переулок , дом 10, состоящий из дома и дворового флигеля с большим садом.
В особняке Ф.Вишневский живет и размещает свою коллекцию.
В 1969 году Ф.Вишневский подарил особняк Москве и 200 предметов для основания в нем музея В.А.Тропинина. В 1971 году музей был открыт, а Ф. Вишневский до конца жизни был хранителем музея и жил в мезонине усадебного дома. До настоящего времени потомки Ф. Вишневского живут во флигеле усадьбы Петуховых.
Музей В.А Тропинина - это не дом-музей художника В.А.Тропинина, как можно было бы подумать. Это музей собрания картин Ф.Е.Вишневского. Он сам назвал так свой музей , что бы подчеркнуть , что в собрании много картин В.А.Тропинина.
Экспозиции в музее сменные, т.к. в небольших залах нельзя сразу познакомить посетителей со всей коллекцией Ф.Вишневского.
Про выставку- "Абрамцево. Жизнь или искусство", я рассказала в предыдущем сообщении.
Осмотрев ту выставку, я перешла в другие залы музея. Рядом проходила большая выставка "Учитель и ученик".
В России в конце 18-го начале 19 века было два учебных заведения готовящих художников. Это "Московское училище живописи, ваяния и зодчества" и
"Императорская академия художеств" в Санкт-Петербурге.
Многие художники сначала сами были в роли учеников в Императорской академии художеств, потом выступали в роли учителей в Училище живописи, ваяния и зодчества. Рассматривать эти два древа учителей и учеников очень интересно.
Так, например, можно проследить на древе историю учителей - учеников до В.А.Тропинина в Императорской Академии художеств :И.Б.Лампи-Д.Г.Левицкий-С.С.Щукин-В.А.Тропинин. Чем интересны такие выставки? Здесь выставляют работы, которые редко или впервые показывают зрителям.
Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) русский художник, крепостной.
Родился в 1776 году в семье крепостного в селе Корпова Новгородской губернии.
Отец за честную службу получил вольную, однако его дети продолжали оставаться крепостными.
Художник получил вольную только в 1823 году (47 лет), а жена и сын только через 5 лет.
За работу "Кружевница" В.А. Тропиниу присвоено звание академика.
А картину "Девушка с горшком роз" художник написал в 70 лет.
Работу А.Н. Макрицкого(1810-1870), я вижу впервые.
Интересно было рассматривать детали костюмов на старинных портретах.
Большинство работ помещены в красивые старинные рамы.
Трудно рассказать про все картины на этой выставке. Я остановлюсь лишь на тех, которые мне особенно запомнились.
Иван Яковлевич Вишняков (1699-1761).
На выставке был один портрет. Он сразу привлекал внимание.
Фото с картины не может передать тот удивительный взгляд , который на Вас смотрит с оригинала картины. Автор картины - Иван Яковлевич Вишняков (1699-1761). На древе "Учитель-Ученик" видно, что он учился в Императорской академии художеств у Л.Каравака (1684-1754).
В интернете прочитала больше информации
И.Я.Вишняков - один из первых "живописных дел мастеров". Иконописец, декоратор и портретист.
Под его руководством оформляли дворцы Петербурга , расписывали иконостасы в московских и киевских церквях. Полотен И.Я. Вишнякова до наших дней дошло мало . Среди них портрет Матвея Семеновича Бегичева (1757) инженер-артиллерист, генерал-поручик, писатель, и переводчик. В портрете еще чувствуется иконописная школа. Перед нами лицо натуры тонкой и одновременно деятельного человека.
Станислав Юлианович Жуковский (1873-1944).
Картины этого художника находятся во многих музеях России. Я иногда встречала его работы на выставках. Но в этот раз мне захотелось узнать про художника больше.
Эта картина из собрания Н.Кобзон ,зрителям показана впервые. Художник написал ее в 1910 году и назвал ее "Весной".
Родился в семье польского шляхтича, лишенного владений и званий.
Учился в Белостоке. Вопреки воле отца отправился в Москву в Училище живописи , ваяния и зодчества. Закончил его. Учился у И.Левитана и В.Поленова. П.Третьяков приобрел два его пейзажа. В начале 20 века был одним из самых известных в России пейзажистов.
После революции положение С.Жуковского в России осложнилось . Картину "Осенний пейзаж" он написал в 1917 году . Художник уезжает в Польшу.
Погиб в 1944 году в концентрационном лагере.
Карл Карлович Шульц.(1823-1876)
Русский художник немецкого происхождения. Художник бытового жанра, академик Императорской академии художеств.
В 20 лет поступил в Императорскую академию художеств. Проучился 7 лет и вышел с минимальным званием - неклассного художника (свободный художник- низший гражданский чин). Это не означало, что он не талантлив. До Передвижников было еще далеко, а Шульц настойчиво рисовал "бытовые сцены". За них "классность" тогда не давали.
Это не смутило художника и в 1856 году за свою работу "Подмастерье-столяр просит руки дочери своего мастера". он получил звание академика.
Эту картину я увидела впервые. Вы только посмотрите на лица героев картины. Сколько в каждом персонаже непосредственных чувств.
Залы этой выставки я обошла несколько раз. О многом хотелось бы еще рассказать :
про картину В.Ф.Тимма "Путешествие по Сибири ",
про работу неизвестного художника 18 века- "Сборы на бал",
про рисунки и т.д.
Кроме картин и рисунков на выставке было немного фарфора.
Но нам пора заканчивать наше знакомство с музеем В.А.Тропинина.
Заключение .
Т.к. экспозиции в музее сменные, то хорошо придти сюда весной, что бы увидеть новые выставки и лучше рассмотреть саму усадьбу Н.Г. Петухова со всех сторон.
(Москва, февраль 2024 года) .
Источники: Статьи из Википедии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий