суббота, 27 января 2024 г.

"Уродливая красота". (Странная выставка.)

 В ноябре 2023 года, я посетила одну "странную" выставку. Выставка проходила в Доме русского зарубежья (ДРЗ) и называлась  "Сергей Голлербах "Радость жизни".

Поднимаюсь на нужный этаж. Вот и выставка.

До своего 100 летия Сергей Львович Голлербах (1923-2021) не дожил 3 года.
Осматриваю экспозицию и сразу понимаю, что эта не та выставка, к которым я привыкла. Таких реалистичных работ, как этот рисунок, на выставке  мало.
Другие работы выполнены в не  привычной мне технике. Сразу возникает желание уйти с выставки. Вход на выставку свободный, но по залу хожу одна . Потом решила- раз уж я приехала , то надо и познакомиться с тем , что есть на выставке.
Вот на остановке застыли люди...
Люди в трамвае...
Приятельницы сидят в кафе...
Карандашный набросок - руки, ноги, голова.
Человек задумался. Странное дело, линия рисунка прерывается, а весь рисунок видишь точно.
Этот  рисунок - "Ты счастливая мать , я одинока", можно понять и без слов.
Рядом с этим рисунком размещен большой текст Сергея Голлербаха. Его разговор с рубашкой.


Так и на выставке, вся экспозиция разделена на части.
 Выставка небольшая, все осмотрела несколько раз и прочитала внимательно всю информацию.
Ухожу с выставки .
В Москве поздняя осень.
Потом было еще несколько интересных выставок.
Наступила зима, а память все время возвращала меня к С.Л. Голлербаху.

Сергей Львович Голлербах родился в 1923 году в Детском селе "городе муз", так называл его художник. 
"Особая зимняя, снежная тишина стояла над городом Детское село, затем городом Пушкиным, а на самом деле Царским селом . "Чем старше я становлюсь, тем более счастлив, что родился именно там и тогда,- несмотря ни на что." 
В 1935 году вместе с родителями переезжает в Воронеж, куда они  были отправлены в ссылку.
В Воронеже С.Голлрбах познакомился с братом И.Билибина, и позже, после возвращения в 1938 году домой, по его рекомендации, показал свои работы знаменитому художнику.

И.Белибин , посмотрев работы художника сказал: " Способности у вас есть, но что получиться из вас - сказать трудно." Сергей был разочарован, но решение учиться живописи не пропало.

Окончить обучение живописи С.Голлербах не успел, началась война. Город Пушкин был оккупирован немцами. В 1942 году его вместе с матерью вывезли в Германию на работы.
В 1945 году, после освобождения советскими войсками, он решил не возвращаться в Советский Союз. Через год поступил в мюнхенскую Академию художеств. В 1949 году отправился в Нью-Йорк.

В Америке С.Голлербах стал профессором Национальной академии художеств в Нью-Йорке, действительным академиком, почетным президентом Американского общества акварелистов, профессором живописи, преподавал, лауреатом многих премий и кроме того незаурядным прозаиком.

Я пыталась найти в интернете и скачать его книги : "Записки художника", "Свет прямой и отраженный...""Нью-Йоркский блокнот", но не смогла.

Прочитала лишь отрывки из этих книг , да еще статью в журнале "Новый мир", написанную про художника.
Стиль у художника особенный. Художник искренне любуется людьми, находя особую грацию и обаяние даже в самых, объективно говоря, некрасивых представителях рода человеческого.
Он создает особую эстетику, которую можно смело назвать "эстетикой безобразного".
Кажется даже , что формы человеческого тела, бесконечно далекие от античных идеалов, привлекают его больше, чем безупречные аналоги. Его "уроды" поистине очаровательны, он умудряется находить прелесть, даже в самых несимпатичных людях. Стиль прозы у С.Голлербаха грубоватый. Я даже, некоторые выдержки из статей ,не стала приводить. 

Почему именно эти люди привлекают художника? Ответ прост -жалость и нежность".
Приятие жизни как таковой, людей таких, какие они есть...

В своих книгах С.Голлербах много рассуждает о живописи и вспоминает про тех людей с которыми ему посчастливилось встретиться.
Именно из воспоминаний С.Голлербаха, я узнала про книгу Дм.Лихачева(1906-1999) - "Поэзия садов".
Эту книгу Дм.Лихачева я нашла в интернете , скачала ее и прочитала. Книга заслуживает отдельного рассказа.
Но на что я хочу обратить внимание, что перечень литературных источников, которые использованы в этой книге, занимают больше места, чем объем самой книги.

Дм.Лихачев  пишет, я не только хочу рассказать про сады, но и полюбить людям читать поэзию.
 Я воспользовалась этим списком книг и нашла для себя много интересного. Читая стихи разных поэтов, я находила в них слова и мысли , которые помогали мне справиться в  трудных ситуациях.

Заключение.
Сначала, я пережила потрясение  увидев, что из сообщений блога исчезли фотографии до октября 2021 года. Блог веду с 2011 года, написано более 400 сообщений.
Но потом прочитала строки стихотворения греческого поэта Константиноса Кавафиса (1863-1933) и все стало на свои места:

Дни будущего предо мной стоят
Цепочкой радужной свечей зажженных-
Живых, горящих, золотистых свечек.

Дни миновавшие остались позади
Печальной чередой свечей погасших,
Те, что поближе, еще дымятся,
Остывшие, расплывшиеся свечи.

Мне горько сознавать, что их немало,
Мне больно прежний свет их вспоминать.
Смотрю вперед на ряд свечей зажженных...

Источники: Статья в Википедии. 
Отрывки из книг С.Л.Голлербаха. 
Статья из журнала "Новый мир" №2 2005г. "Проза художника". Автор Св.Иванова. 

(Москва. 16 ноября 2023 г.)


.

Комментариев нет:

Отправить комментарий