среда, 24 ноября 2021 г.

Мстислав Добужинский по QR- коду.

Недавно я проходила мимо Дома русского зарубежья. Как в "доковидные" времена на нем висели афиши выставок.

 Невольно подумала: Как  давно я не была на выставках! С трудом вспомнила, что это было в феврале 2020 года. 

Из все видов живописи мне больше всего нравятся графика, акварель и рисунок. На выставках я иногда встречала работы Мстислава Добужинского (1875-1957). Этот художник меня интересовал и его работы  очень нравились ,  но про самого художника знала очень мало. 

Еще раз почитала про него в  Википедии -блестящий график, рисовальщик, театральный художник, участник объединения "Мир искусств", мемуарист . Скачала его "Воспоминания" и начала читать. А тут эта афиша...

Встала дилемма. С одной стороны, пожилым людям советуют не выходить из дома, а с другой, очень хочется увидеть эту выставку. Решилась. Дом русского зарубежья не самое популярное место у любителей выставок. Значит посетителей будет не много. Захожу на сайт музея. Билеты приобретаются только онлайн. Вход по QR-коду. Код у меня есть, но я его еще ни разу не предъявляла. Стала оформлять билет, ввожу год рождения и возникает красная надпись-СИДИТЕ ДОМА!!!
Не обращаю на нее внимание и оплачиваю билет. 100 руб. не такая большая сумма, можно ее и потерять. Купила билет на 16 ноября 2020 года , сеанс в 11-00.
И вот наступил этот день. Погода хорошая.
Я у метро Таганская. До начала сеанса 10 минут и я решила немного прогуляться около Дома русского зарубежья. Напротив Дома русского зарубежья возвышается красивая церковь Николая Чудотворца  на Болвановке (17 век).
Но мне особенно нравится вид на эту церковь со стороны 5-го Котельнического переулка. Каждый раз , когда прохожу по этому переулку, оглядываюсь на эту церковь. Как красиво она вписана в городское пространство.
В этот же переулок выходят и новые здания Дома русского зарубежья.
В этом кубическом здании разместился музей, но я в нем еще не была. Он открылся в мае 2019 года, перед пандемией.
В каком здании размещена выставка М. Добужинского я не знала. Пора на выставку. На входе замеряют температуру и проверяют QR-код. Паспорт не спрашивают, код срабатывает. Предлагают пройти к новому зданию музея. Это большая удача. До начала несколько минут и я осматриваю внутренний двор. 


 Уютный дворик. Даже поздней осенью он смотрится красиво. А как в нем хорошо летом!

Видна Успенская церковь, украшенная изразцами Степана Полубеса.

Но пора в музей. Красивое, удобное помещение. Поднимаюсь на 4 этаж и сразу двери выставочного зала. Я первый посетитель. 

Потом подошли еще двое .Так же как и я, они решили сначала посмотреть фильм про художника.

На стенах выставки размещены цитаты из книги "Воспоминания" художника.
"Как-то отец его спрашивает: "Кем ты хочешь стать? Ученым, а потом подумав,отвечает - Путешественником."
На выставке один пейзаж сменяет другой. Меняются названия стран: Литва, Англия, Италия, Франция, Голландия, Германия, Америка. Поэтому выставка и называется "Странник".
Я не стала запоминать, где в какой стране сделан тот или иной рисунок. Просто переходила от одной работы к другой.


Но вот что меня удивило. Это работы из частной коллекции. Я много раз была на выставках из коллекций коллекционеров в Доме русского зарубежья. Обычно всегда, на видном месте, информация о коллекционере и об истории его коллекции. На этой выставке такой информации нет. Я даже подошла к работнику музея и спросила, может быть я ее пропустила. Нет, сказала она. Коллекционер пожелал остаться неизвестным.
Выставка большая. Мстислав Добужинский участник объединения "Мир искусств". Но об этом на выставке упоминается только мельком.
В "Воспоминаниях" М. Добужинского много места уделено этому периоду его жизни. 
Познакомил его с объединением "Мир искусств" Игорь Гробарь (1871-1960), который  показал  работы М. Добужинского  А.Н. Бенуа (1870-1960). Работы понравились и  были опубликованы в журнале "Мир искусств". Началась многолетняя дружба. 
После выставки открыла "Воспоминания" А.Н. Бенуа. Нашла страницы ,где он оценивает работы художника и его самого ( т.2, стр-1334-1337). Мне захотелось добавить эти цитаты к рассказу про эту выставку.
Вот А.Н. Бенуа пишет, почему ему нравятся работы Мстислава Добужинского:
..."Я не менее падок на красоту красок, и меня может пленить в сильнейшей степени игра линей..и виртуозность техники, но если эта красочность, эта игра форм и эта техника ни чему более глубокому не служат, то они не будят во мне чудесных ощущений, для которых, по-моему, и существует искусство... 
..Здесь дело не в сюжете, а здесь дело в какой-то тайне..., которая вызывает движение души. По моему мнению - эта тайна и есть искусство..."

"..Мне могут указать, что искусство Мстислава Добужинского не столь значительно (как Боттичелли, Микеланджело, Тинторетто и т.д.) Однако это не так... 

...В этом скромном и тихом искусстве заложена та крупица подлинности, которую следует особенно ценить и которой лишены многие знаменитые и блестящие произведения. Это необычайно искреннее искусство, которое свидетельствует о душевной правдивости художника..."


Свой путь в живописи он нашел ни сразу. Пытался рисовать маслом, делал портреты. Много учился в Европе. Пока постепенно не понял, что именно графика и рисунок являются его стилем. Свои рисунки М. Добужинский делал по памяти, за исключением работ написанных из окна. Он стеснялся рисовать на людях.  Делал быстрые заметки в блокнот. Несколько блокнотов были представлены на выставке.

А. Н. Бенуа пишет: 
"...Иной его вид российского захолустного городка ,иные его пейзажи худосочной но милой русской природы, иная его виньетка обладают такой остротой и такой чувствительностью, что эти произведения не перестают действовать на сердце и через многие годы..." 
На выставке были поздравительные, пасхальные, благодарственные открытки.




Но было несколько необычных работ, которые я сначала пропустила. В конце осмотра выставки, когда я уже собиралась уходить, ко мне подошел смотритель зала и спросил": "Заметила ли я работу "Шесть голов?" Я ответила, что нет. Тогда он подвел меня к этой работе сказав, постарайтесь их найти.
На стене цитата из письма М. Добужинского.
Вот эта работа.
Я нашла все шесть голов. 
Попробуйте и вы, найти четыре головы на этом фрагменте картины.
Заканчивает А.Н. Бенуа свои воспоминания про М. Добужинского словами :
"...Что же касается не художника, а человека Добужинского, то он несомненно принадлежал к разряду наилучших и наипленительных...
...Добужинский - человек с прекрасной светлой душой!"

Постепенно посетителей в залах выставки становилось больше и я покинула выставку.
Заключение:
Читаю "Воспоминания" Мстислава Добужинского. Если кто захочет узнать, какой это труд воспитывать ребенка и быть отцом, советую прочитать, что пишет М. Добужинский про своего отца . Все свое свободное время его отец посвящал сыну и сколько много он ему дал. 
А любители искусства получат от чтения его "Воспоминаний" большое удовольствие.

А про "Воспоминания" А.Н. Бенуа могу только привести слова академика Д.С. Лихачева 
"Я завидую тем, кто будет читать их впервые"...

(Москва. 16 ноября 2021г.)





Комментариев нет:

Отправить комментарий