среда, 7 апреля 2021 г.

История московского скупердяя.( часть 1)

 Быстро бежит время. Зима мне запомнилась по фотографиям сына с лыжных прогулок из Луговой по Савеловской м. ж.д. Сначала он присылал фото сказочного леса,

а позже, фото как этот лес безжалостно вырубают под новую трассу для города Лобня.

Февраль 2021 года запомнился сильным снегопадом, которого Москва не видела давно. 

 Десятки рабочих и сотни уборочных машин вышли на улицы Москвы на его расчистку . 

Горы снега у дома и

 у стен Спасо-Андроникова монастыря.

А через несколько дней наступила продолжительная оттепель. Жаль, что фотография не передает глубину отражения. Небо в луже такое глубокое, что кружится голова.
Вот и закончилась зима.

Начало весны  порадовало нас солнечной погодой. Масленица в этом году совпала с 8 марта. Как в каждом доме и у меня были блины. 


Но недолго я радовалась весне . Неожиданно для себя, я попала на обследование в клинику кожных болезней при медицинской академии им. Сеченова. За время пандемии обострились все хронические заболевания. Но не о грустном мой рассказ...

Можно прожить всю жизнь в Москве и не увидеть многие ее районы. Так произошло и со мной.

Мой муж и сын закончили эту медицинскую академию.  Сейчас это университет . То что он находится в районе Хамовники, я знала. А вот, что у этого места такая интересная история , я и не подозревала.

22 марта 2021 года. Я стою перед этой клиникой.

Увиденное здание меня поразило. 

Но еще больше оно понравилось мне изнутри.  Такого красивого ,уютного и удобного лечебного заведения и не видела. Большая широкая лестница ведет на второй этаж.


 Вдоль стен старинные шкафы. В клинике находится самый большой музей муляжей- 2000 предметов. Длинные и  широкие коридоры. 

Высота потолка около 5 метров.  Ширина стен около метра, интернет из-за этого работает плохо. Еще одно украшение больницы- это обилие ухоженных цветов на подоконниках.




Окна выходят как во двор клиники,

так и на улицу. Перед окном из палаты виден дом 35 на Б. Пироговской улице. В этом доме снимал квартиру М.Булгаков. Но об этом я расскажу в другой раз.

Меня же заинтересовала история здания клиники и района Хамовники , где эта клиника расположена.

Во второй половине 19 века Москва выделила на Девичьем поле территорию под строительство городка  Московского университета. Большинство зданий было построены на средства меценатов. По традиции им присваивалось имя благотворителя, на чьи деньги здание возводилось .

Жил в Москве купец первой гильдии, предприниматель и благотворитель - Солодовников Гаврила Гаврилович (1826-1901г.) 

О его богатстве и скупости по Москве ходили легенды и анекдоты. Якобы он ходил в штопанном халате, питался на 20 коп. в день. У трактирщика требовал вчерашней каши т.к. она стоила копейки, а вкус тот-же. Когда его сожительница , с которой у него были несколько детей, подала на него в суд , требуя с него деньги на содержание детей, он представил свои записи. В тетрадках были учтены все расходы потраченные им на эту женщину: " Она и так мне обошлась слишком дорого." Суд стал на его сторону.

Удивительно , но скупой Солодовников Г.Г. не экономил на искусстве и благотворительности . Он вложил свои средства на строительство Консерватории, здания где сейчас находится Театр Оперетты. Пассаж Солодовникова на Петровке и Кузнецком мосту был его любимым детищем.

Но подать в суд на своих обидчиков купец не мог т.к. у него не было дворянского звания. Он  обратился в московскую управу с просьбой выделить ему объект для строительства, с последующим присвоением дворянского звания. Вот тогда ему и  предложили построить кожную клинику, мол все остальное в Москве есть. Солодовников отказался от строительства "стыдной" клиники. Через некоторое время он повторно обратился с той же просьбой, но на этот раз поставил условие, что клинику он построит, но его имя ей присуждено не будет. Городские власти пошли на это. Так в 1897 году, полностью на его средства, было построено это здание по последнему слову техники. С тех пор здание ни разу не меняло своего назначения.

Солодовникова Г.Г.  часто спрашивали, что он будет делать со своим богатством. "Вот умру , тогда и узнаете." После его смерти в 1901 году остался капитал в сумме 21 миллион руб. 830 тысяч рублей он разделил между своими наследниками. Остальной капитал поделил на равные три части.
1 часть- на устройство земских женских училищ в Тверской, Архангельской, Вологодской и Вятской губерниях.
2 часть- на устройство профессиональных школ в Серпуховском уезде с приютом для бедных детей, 
3 часть- на строительство домов для бедных людей, одиноких и семейных.. 
Удивительно то, что даже в книге "Энциклопедия Москвы" о Салодовникове Г.Г. написано только то, что он в Москве построил дом для бедных...   и все. Немного больше - в Википедии. Нашла только одну  книгу: В. Чумаков "Солодовниковы. Торговцы и благотворители". Редкий случай, когда книга не оправдала моего ожидания. Оказалось, что это серия мини-книги, т.е. объем книги 49 страниц. Новой информации, кроме баек, которые я прочитала в интернете, очень мало. Солодовников Гаврила Гаврилович умер в1901 году. Прошло более ста лет и многое казалось должно было измениться. оказалось, что это не так.

В третьей части своего завещания Солодовников Гаврила Гаврилович хотел облегчить жизнь бедных рабочих ( семейных и одиноких) ,построив для них комфортные дома. Их до революции успели построить два. "Первый имел 1152 квартиры, второй-183.  Дома являли собой полный образец коммуны: в каждом из них имелся магазин, столовая, баня, прачечная, библиотека, летний душ. В семейном корпусе- ясли и детский сад. Все комнаты были уже меблированы. Оба дома освещались электричеством, которым жильцы могли пользоваться до 11 часов вечера. Мало того, в домах были лифты, что по тем временам считалось фантастикой... 
Жилье было действительно немыслимо дешевым: в "Свободном гражданине" однокомнатная квартира стоила 1руб.25коп. в неделю, а в "Ромбе" 2руб.50 коп. Это при том, что минимальная оплата по закону неквалифицированного труда составляла 75 коп. в день."

И вот кто в них жил. Первыми в "дома для бедных" въехали чиновники. Узнавшие об элитной "халяве" раньше прочих. Кроме чиновников в домах жили приказчики, учителя, почтальоны, музыканты, художники. В доме для семейных только 33 жильца были рабочими. Т.е. все как в наши дни.
 Деньгами на "благотворительном счету" успешно управлял сын купца- Петр Гаврилович и к 1912 году на счете было 36 миллионов рублей.  Больше домов он не успел и не хотел построить. После революции банк национализировали, а следы потомков Солодовникова Г.Г. затерялись.

Про условия для больных и лечение в клинике, я рассказывать не буду. Скажу только , что в выходные я могла совершать  небольшие прогулки рядом с клиникой.
Выйдя из дверей клиники , в конце улицы видна колокольня Новодевичьего монастыря. 
В этом монастыре я была давно. Он не относится к моим любимым местам Москвы, куда мне хочется снова и снова приходить... Но упустить такую возможность и не прогуляться около него, я не могла. Рядом с монастырем я увидела новую церковь Усекновения Головы Иоанна Предтечи построенную в 2016 году на месте старой, взорванной французами в 1812 году.

Через дорогу- сам монастырь.  
Реставрация стен еще не закончена и на заборе можно увидеть план монастыря.

Новодевичий женский монастырь основан в 1524 году Василием 3 в честь победы под Смоленском в 1514 году. Это памятник архитектуры 16-17 века.

Заходить в монастырь я не стала , а с удовольствием прогулялась около него. От сверкающих  на солнце куполов колокольни и церквей , трудно было отвести взгляд. Фотоаппарат я в клинику не брала, а фото на старом смартфоне получились не очень выразительными.



Выразительны башни стен.


Знаменитый пруд у Новодевичьего монастыря мне показался под снегом небольшим, 


На берегу устроили смотровую площадку
и поставили качели.
Время прогулки подошло к концу и мне нужно возвращаться в клинику. В сквере, напротив клиники стоит памятник, но об этом в следующем сообщении.
(Продолжение следует.)
Март 2021 год.
---------------------------------------------------------------------
Источники: Статья в Википедии, 
Книга В. Чумаков "Солодовниковы. Торговцы и благотворители".








Комментариев нет:

Отправить комментарий