воскресенье, 28 июня 2020 г.

От книги к эстетике Дзэн.(Электронные книги.)

 Ясунари Кавабата и его книги.
Недавно, одна моя знакомая, узнав, что я много читаю книг китайских писателей ( об этом я написала 3 сообщения.), спросила: не читала ли я произведение японского писателя Ясунари Кавабата - "Стон горы". В советское время этот роман и статья об этом писателе были напечатаны в журнале "Иностранная литература".
Искусством и культурой Японии я интересуюсь давно и много раз об этом рассказывала. 
Я старалась не пропускать выставок по японскому искусству. Наверное каждый помнит картину  Кацусика Хокусай (1760-1849г.)  "Большая Волна".
Про самые короткие стихи Мацуо Басе (1644-1694) -хайку (трехстрочные поэтические миниатюры) я тоже рассказывала:
Верь в лучшие дни!
Деревце сливы верит:
Весной зацветет.

Долгий путь пройден ,
За далеким облаком
Сяду отдохнуть.

Но произведения в прозе японских писателей, я не читала.
Как всегда источником информации для меня стала статья в Википедии.
Ясунари Кавабата (1899-1972г.) -японский писатель, офицер французского ордена искусств и литературы (1960г.).
Лауреат Нобелевской премии по литературе(1968г.). Нобелевский комитет выделил три произведения этого автора:
-"Снежная страна".
-"Тысячекрылый журавль".
-"Старая столица".
Сам автор считал своим лучшим романом -"Мэйдзин" (мастер игры в го.)
После публикации произведения "Танцовщица из Изду", автор получил признание.

Сначала я прочитала  небольшое произведение "Танцовщица из Изду". В одном отзыве об этом произведении я прочитала:
"...Загадочный поэтический стиль писателя позволяет открыть бездонные глубины чувств скрывающиеся за спокойной поверхностью обыденной реальности..."
Перед нами трогательная история студента путешествующего по полуострову Изду. Во время путешествия он знакомится он знакомится с нищей семьей бродящих музыкантов и юной танцовщицей, которая покорила его сердце. Дальше он продолжает свою поездку вместе с ними. Трогательная история ничем не заканчивается .
Это писательский стиль Ясунари Кавабата. Все его произведения заканчиваются внезапно. В них нет ни счастливого конца, ни трагической развязки.
Но если Вы прочитаете произведение "Танцовщица из Изду", то  оно  надолго остается в вашей памяти.

Потом я прочитала роман "Старая столица".
Если бы подобное произведение написал европейский писатель, мы бы его смело назвали сентиментальным романом. Но в отношении японского писателя этого сказать нельзя.

Это совсем другая эстетика написания литературного произведения. Произведение читается на одном дыхании, где на каждой странице перед Вашим взором возникает удивительно красиво написанная картина. Как только я дочитала последнее предложение романа, мне тут же захотелось начать читать его заново  с первой страницы, что я и сделала.

Трогательная история двух сестер-близняшек разлученных после рождения и встретившиеся в зрелом возрасте. По этому роману снят фильм и он номинировался на премию Оскар "Лучший фильм на иностранном языке".
Но не один фильм не может передать поэтического языка этого произведения.

Роман начинается так:
"Тиэко заметила, что на старом клене распустились фиалки.
-Ах, и в этом году цветут!-На Тиэко нахлынуло ласковое дыхание весны.
В маленьком саду клен кажется огромным, его ствол гораздо толще самой Тиэко. ..
Как раз на уровне ее талии клен немного искривлялся вправо, а повыше ее головы опять-таки уходит вправо резкой дугой, и от этого изгиба во все стороны протянулись ветви, накрывая собою весь сад.
Чуть ниже того места , где ствол круто изгибается -две маленькие впадинки, в которых растут фиалки"....
 И с этих первых строк не покидает чувство любования всем, о чем ведется повествование.

Место действия романа -Киото.
Киото один из древнейших городов Японии в центральной части острова Хонсю. Первоначально город назывался Хэйанке - "Город мира и спокойствия".
В течении тысячелетий Киото был центром японской культуры и цивилизации. Долгое время город был столицей Японии. В 1868 году столица из Киото была перенесена в Эдо, позже переименованного в Токио.
Город со всех сторон окружают горы, а на горах расположены десятки  монастырей в окружении красивейших садов и дворцовые комплексы.
Когда я, после прочтения романа, посмотрела фотографии города Киото, то очень позавидовала тем туристам, которые смогли там побывать.
Эстетика дзэн.
Я никак не могла понять , почему эта книга на меня произвела такое сильное впечатление. Стала читать все,  что написано про этот роман в интернете. В одной из статей я прочитала фразу, что писатель Ясунари Кавабата писал свои произведения в стиле "эстетики Дзэн".
Что это такое, я не знала. Опять пришла на помощь Википедия. Но даже при всем моем старании и желании разобраться хотя бы приблизительно в этом вопросе -я не смогла.

Дзэн- одна из важнейших школ восточно-азиатского буддизма. Произношение этого слова разное: в Китае-чань, во Вьетнаме - тхиен, в Корее- сон. Но наиболее популярным стало японское произношение -дзэн.
 Дзэн - созерцание. В более широком смысле школа мистического созерцания, медитации.

Истоки дзэн в Индии . Будда передал одному из своих учеников состояние пробуждение через цветок лотоса, без каких либо слов и текстов, тем самым основав традицию дзэн в форме прямой передачи учения " от сердца к сердцу". Эта система стала доминирующей в японских монастырях. Лотос - символ Будды.

В Японии учение дзэн появилось в 7 веке. В настоящее врем дзэн принимается в качестве отличительного знака азиатской духовности. В Японии  учение дзэн позволило сохранить   национальные особенности  и своеобразие культуры этой страны.
Эстетика дзен в Японии заметна во всем. Она в принципах самурайских состязаний по фехтованию,в технике дзюдо, в изысканной чайной церемонии.
К дзэнским искусствам относятся создание садов при монастырях и  садов камней, хайку в поэзии, суми-ё- искусство рисования тушью,


 литература, оригами- искусство складывания фигурок из бумаги и многое другое.

Дзэнский эстетический идеал находит гармонию между красотой и пользой.
Отличие физического труда без медитации и с медитацией дзэн мастер выразил в следующей фразе: 
"Есть два способа мыть посуду, во-первых, мыть посуду, что бы сделать ее чистой. Во-вторых, мыть посуду, что бы мыть посуду".
Дзэнские монахи занимаясь физическим трудом верили в его святость.

Когда ученики спрашивали учителя, что такое дэзн, то учителя отвечали:

-Что такое Будда?
-Кусок глины.
-Что такое Дао?
-Три фунта льна.
-Что такое Дзэн?
-Ветка цветущей сливы,
(или кипарис в саду, или набирать снег серебрянным кувшином.)
Прочитав про эстетику дзэн, я поняла, что  роман "Старая столица" мне понравился именно поэтической красотой текста. Это относится даже не столько к описанию природы, сколько к характерам действующих лиц романа.
Я пыталась прочитать и другие произведения Ясунари Кавабата .
 Прочитала "Снежная страна", не до конца дочитала "Стон горы" и "Мэйдзин".
 Эти произведения мне были не очень интересны. Институт гейш мне не понятен. Тема смерти в романе Мэйдзин, то же .

В вот "Танцовщица из Изду" и "Старая столица" попали в мой список избранных любимых литературных произведений. 
(Июнь 2020г.)

Примечание: Использованы статьи из Википедии и иллюстрации из книги Мацуо Басе "Лирика".Изд."АСТ" и Минск "Харвест" 2005г.




Комментариев нет:

Отправить комментарий