понедельник, 20 апреля 2020 г.

Усадьба А.К. Разумовского на ул.Казакова.

Осенью прошлого года  я поехала в поликлинику на ул. Казакова. До визита к врачу оставалось время и я решила немного пройтись вперед по этой улице.
Улица Казакова в Москве (до 1939 года Гороховская улица) , находится между ул.Земляной вал и ул.Радио. Названа в связи с 200 летием со дня рождения М.Ф.Казакова (1738-1818г.).
 Почти сразу от поликлиники на противоположной стороне улицы, начинался забор какой-то усадьбы.  За забором красивый двор с фонтаном и видна усадьба.
Я пожалела, что со мной нет фотоаппарата, но ведь при поездке в поликлинику он не нужен. Фотографирую я на смартфон очень редко. Но в этот раз я вспомнила о нем. К счастью смартфон был полностью заряжен. Я с удовольствием сделала несколько фотографий и забыла про них.
Сейчас , когда вынуждена из-за коронавируса сидеть дома и обо всем уже в блоге рассказано, я вспомнила про эти фотографии.

Поискав информацию  в интернете я узнала: что усадьба  на улице Казакова д.18-20,  построена в 1799-1802г. и  это памятник архитектуры классицизма. Строил архитектор А.А. Менелас (1753-1831)(возможно при участии Н.А.Львова) для графа Алексея Кирилловича Разумовского. Один из редких образцов до пожарной Москвы 1812 года.

Шла я мимо забора и думала: как бы мне зайти во двор усадьбы?  Смотрю, через двор входят и выходят люди.
Я дошла до конца забора и свернула  в какой-то переулок .Увидела, что все проходят в арку.
 Решила, пойду туда и я, если остановят, попрошу меня пропустить. Но оказалось, что вход на территорию усадьбы свободный и никакой охраны нет.
Мне хотелось скорее разглядеть главный дом.
Центральная часть дома отмечена глубокой нишей и парадным входом на 2-й этаж к которому ведут две открытые лестницы. между двумя ионическими портиками.
Я видела много московских усадеб, но такое оформление фасада дома видела впервые.
Открытая лестница вела прямо на 2 этаж.
Вверху лестницы соединялись.
А над лестницами возвышался большой купол.
Мне очень хотелось подняться по этой лестнице, но проход по ней был закрыт лентой.
Пришлось здание осматривать только  снаружи. Кроме парадного входа, дом был украшен различными архитектурными элементами.

Главный дом был построен из дерева. По обе стороны от главного дома находились флигели. Они были выстроены из кирпича и сначала стояли отдельно. Позже флигели были соединены с главным домом. Получился полукруг. В таком состоянии дом и дошел до наших дней.
Флигели выглядят очень нарядно. 2-й этаж украшен балконами и двойными колоннами, 
а над каждым окном первого этажа  стилизованное изображение животного.
 Осмотрев дом, я с удовольствием погуляла по двору. Широкое пространство перед домом было необходимо для разворота карет. В центре двора размещен мраморный фонтан.
 Несмотря на прохладную погоду он работал.

Вокруг фонтана еще цвели красивые осенние цветы.

Дом был когда-то окружен парком и доходил до реки Яуза "место, которое прелестью неискусственной природы заставляло бы его ( посетителя) забывать, что он в городе."


В путеводителе по Москве 1831 года указывалось, что на лугах парка для знатных гостей граф устраивал показательный сенокос. Крестьяне одетые в праздничные одежды убирали сено, пели песни, а по окончанию уборки и угощения,  танцевали и водили хороводы.

Владельцем этой красивой усадьбы был Алексей Кириллович Разумовский (1748-1822 г.) - русский государственный деятель из рода Разумовских.
Попечитель Московского университета и член Государственного совета.
 В 1810 году- министр народного просвещения. При нем были открыты 72 приходские  школы, 24 уездных училища.
При личном содействии А.К. Разумовского выработан Устав Царскосельского лицея и 19 октября 1811 года состоялось его открытие.

Но с 1814 года А.К. Разумовский попал под влияние иезуитов. Это по его указанию из программы Лицея  были выкинуты: греческий язык, археология, естественная история, астрономия, химия, и история философских систем. Он ввел богословие, как главную дисциплину, во всех учебных заведениях.
В 1816 году граф вышел в отставку. Дом продолжал оставаться самым примечательным на  этой улице.
Дорогое содержание дворца и долги тяготили графа. Он просил Александра 1 купить имение.
После смерти графа в 1822 году дворец , какое-то время еще использовался.
В 1826 году в нем останавливалась вдовствующая императрица Мария Федоровна со двором.
В 1827 году в одном из флигелей жил поэт А. Мицкевич.
В 1929 году здесь останавливался персидский принц Хорзев Мирза с посольством, приехавший извиняться за смерть А.Грибоедова.

В 1828 году старший сын продал усадьбу за бесценок купцу из Одессы.
В 1833 году усадьбу выкупил Московский Опекунский совет и с тех пор во дворце находились всякого рода учреждения.

Реставрационные работы в главном здании завершились в 2015 году и с тех пор на площади 5000 кв. метров здесь  разместился Государственный музей спорта.
Я подумала, что размещение "Музея спорта" в таком красивом месте случайно, но оказалось, что это не так.
29 мая 1918 года в бывшей усадьбе А.К. Разумовского, по распоряжению В.И.Ленина, был открыт Московский институт физической культуры. Пруды в усадьбе были засыпаны, а вместо них устроены стадионы и спортивные площадки.

Такое использование бывших дворянских усадеб и домов в то время было не единичным. Девиз "все лучшее детям и молодежи", притворялся на практике. Моя мама, после Революции, жила в нескольких детских домах размещенных в бывших усадьбах, где работали лучшие преподаватели. Обращение  воспитанников к преподавателю: Зачем "ты" нас на "вы "завете? осталась у нее в памяти на всю жизнь.
Некоторые из этих мест я смогла посетить в наше время, но детям они уже не принадлежали и  во многие из них -"посторонним вход воспрещен".

Во время войны Институт был переведен в Свердловск. В 1943 году он вернулся из эвакуации в Москву и  возобновил работу.
 В 1945 году в маленьких комнатах площадью 50 кв.м. была открыта небольшая музейная экспозиция посвященная спорту.
В 70 годы 20 века Институт физкультуры переехал в другое здание, а "Музей спорта" остался на своем историческом месте.

Я успела осмотреть главный дом только с одной стороны. Обойти его вокруг мне не хватило времени .Пора было спешить на прием к врачу.
Недалеко от усадьбы расположена церковь Вознесения на Гороховом поле. Это была домовая церковь графов Разумовских. Возможно построена М. Казаковым.
В путеводителе 1831 года сказано:
"Оный храм построен в 1793 году на земле графа А.К. Разумовского. Не надлежит однако думать , что  храм сей вновь на сем месте выстроен, ибо он упоминается в летописи в царствование царя Михаила Федоровича. (1596-1645г.)"

Так, неожиданно для себя, я познакомилась с красивой усадьбой графа А.К. Разумовского на улице Казакова. У графа А.К. Разумовского сохранилось еще несколько домов в Москве: на ул. Воздвиженка, д.8 и на ул. Маросейка дом 2/15. Но к ним я совершу прогулку уже после отмены режима самоизоляции .
(5 сентября 2019 года)

Примечание: Использована информация из статей в Википедии.






Комментариев нет:

Отправить комментарий