воскресенье, 12 апреля 2020 г.

Яуза и "водное кольцо" Москвы.

Я продолжаю  рассказ  про прогулку 14 марта 2020 года (предыдущее сообщение).
Выйдя из  Спасо-Андроникова монастыря, я решила  спуститься  к набережной реки Яуза. На холме позади меня остался монастырь.
 Миновала сквер 
и вот я на берегу Яузы.
Погода такая хорошая, что заканчивать свою прогулку мне не захотелось и я решила совсем  немного прогуляться вдоль Яузы. Впереди виден Андроников виадук.  Решила дойти до него. 
Этот ж/д мост Курского и Горьковского направления построен в 1865 году. В 1950-1951 г. реконструирован. Эту информацию я увидела на памятной доске, прикрепленной под мостом.
 В 2008 году вплотную к нему был построен новый мост. Это по нему , как раз в это время, проходила электричка.
 Сразу за мостом видно одно из зданий бывшего  завода "Манометр".
 На территории завода и прилежащих пром. зонах был создан Центр Дизайна "ARTPLAY".
В начале 2015 года на территории Центра открылся крупнейший в России "Центр цифрового искусства". Мультимедийными выставками "Ожившие полотна" занято 4 тыс.кв. метров. Я рассказывала про выставки Микеланджело, Босха, Брейгеля, Айвазовского, Ван Гога и др.

 От набережной Яузы я живу в пешей доступности. Много лет работала в Компании недалеко от Яузы, а по набережной Яузы в эту сторону гуляю впервые. Я и предположить не могла,  сколько интересной информации из Википедии, я узнаю благодаря этой прогулки.
Яуза, самый крупный приток реки Москвы, вторая по величине река (после реки Москва).
Длина 48 км., в черте города 29 км.
Берет начало из болот Лосиного острова, пересекает Мытищи, по пути принимает много притоков, впадает в реку Москву у Большого Устьинского моста, рядом с Котельнической набережной. Мой маршрут в противоположную сторону от устья Яузы.

Помните песню из кинофильма  "Верные друзья", 1954 год.
"Березы подмосковные
Шумели вдалеке,
Плыла-качалась лодочка
по Яузе реке...
(Песня Лодочка слова  М.Матусовского, музыка Т.Хренникова.)
Так вот, герои фильма могли плыть по Яузе на лодочке, где-то до середины 40-х годов 20 века, так как потом начался  грандиозный проект по строительству "Водного кольца "Москвы .

"Водное кольцо Москвы" по докладу Лазаря Когановича входило в состав Генплана 1935 года.
Цель.
1.Поднять норму водоснабжения на каждого гражданина.
2.Пополнить русло реки Москвы.
3.Проложить судоходные магистрали.

Столица должна была получить два "кольца": для грузовых и транспортных перевозок. Детально план был разработан в 1931-1933 годах.
В 1932 году уже началось строительство.
Должно быть построено 240 сооружений на 128 километрах, включая 8 ГЭС, 11 плотин, 11 шлюзов. По сложности и масштабу план сопоставим с Суэцким и Панамскими каналами.
52 километра набережных должны быть благоустроены.
Основные строители, заключенные Дмитровлага.
В столице было снесено свыше 3 тысяч зданий, 700 памятников архитектуры.

А пока я продолжаю свою прогулку по набережной. Впереди вижу Таможенный мост.
Он  построен в 1939 году. Назван по Таможенному проезду.
Вот мост остался позади.
Дальше в песне были такие слова:
...От весел вдоль по Яузе
Струиться светлый след...
Это было так раньше, а сейчас вода в Яузе коричневого цвета. Из трубы в стене набережной вытекает мощный поток. 
То ли это убранный в трубу приток Яузы, то ли слив промышленных вод?
 Трудно было представить , что в такой грязной реке могут с удовольствием плавать утки.

Что же было реализовано из этого проекта :
-Химкинское водохранилище (1937г.)
-Хорошевский канал (1037г.)
-Карамышевский канал (1937 г.)
-Восточный водопроводный канал (начал работать к зиме 1937г.)
-Северный речной порт (1937 г.)
-Южный речной порт (1939г.)
Моя прогулка продолжалась, когда я заметила что пейзаж реки стал постепенно меняться .
В плане "Водное кольцо Москвы" большое место занимали работы по реконструкции реки Яузы.
-Реконструкция Яузы включала в себя:
а)одевание берегов гранитом ,
б)обустройство набережных,
в)реконструкция старых и постройка новых мостов,
г)постройку 4-х гидроузлов со шлюзами.
д)обеспечение судоходства внутригородского кольца.

Прогулка длиться уже не один час. Думаю: я только дойду и посмотрю, что там впереди?
Набережные, согласно этому плану, были не только одеты в гранит, но были в них предусмотрены места для швартовок. Вот впереди одно из них.
 Спускаюсь к воде.

Внизу сохранился столб для швартовки.
Поднимаюсь по ступеням опять на набережную, слышен шум воды. 
По проекту на реке Яуза должно быть построено 4 гидроузла. Построен только один-№ 4. Это его я и вижу впереди.
Подходя к нему я увидела еще один причал, но уже гораздо большего размера. Здесь должны были швартоваться суда ожидающие прохождения через шлюз.
Яузский ( или Сыромятнический ) гидроузел № 4.
Состоит из шлюза (левый берег) и водосливной плотины (правый берег.)
Шлюз однокамерный для маломерных судов.
Вода поднимается и опускается на 4 метра за 5 минут, а вся операция занимает 10 минут.
Нижние ворота двухстворчатые.

Верхние ворота -опускаются и поднимаются.
Шлюз оборудован светофорной сигнализацией.
Плотина.
Водосливная плотина позволяет регулировать уровень воды. Длина плотины 20 метров. В 1960 году поворотный механизм вышел из строя. В 2005 году- реставрирован.

Я так далеко зашла, что совсем не представляла, где я нахожусь. Поворачивать назад нет смысла и решила осматривать гидроузел дальше.

Пройдя немного вперед, останавливаюсь  в восхищении. На здании в полный рост стоят две  скульптуры.
Здание оформлено красивыми колоннами.
Стараюсь разглядеть скульптуры получше. Они разные.


 Прохожу немного дальше, что бы увидеть здание с другой стороны . Здание на другом берегу Яузы украшают четыре скульптуры. 
Очень жалко стало, что не могу туда подойти.
Здание.
Сыромятнический гидроузел похож на небольшой замок с мостиками, с уютным зеленым сквером (таким он будет весной). Это одно из живописнейших сооружений промышленной Москвы.
Архитектор Георгий Гольц (1893-1946г.) Комплекс построен в 1937-39 годах.
Ансамбль состоит из трех построек связанных легкими металлическими мостами и небольшой "греческий храм". Оформление здания подчеркивает важность одного из парадных водяных въездов в цент города.

Прохожу еще немного вперед. Гидроузел остается позади .

Что же  не было реализовано по проекту "Водное кольцо Москвы":
-Андреевское спрямление или Лужнецкое спрямление.
-Хлебниковский участок (Долгопруднинское водохранилище)  (помешала война).
-Правобережная башня- задумана как декоративный элемент. (не построена из-за экономии бюджета.)
-Мост Рогаческого тракта (мост 407 у деревни Лихачево.)
-Восточный судоходный канал. ( проект после войны был заморожен.)
-Северный судоходный канал. (Москва разрослась и канал оказался в черте города.)
Вывод.
Если бы проект завершили, то можно сесть на кораблик у Кремля,  доплыть до ВДНХ и вернуться обратно.

Интересно, где же я нахожусь?
Дошла до Салтыковского пешеходного моста. Он построен в 1958 году. Назван по имени боярина Салтыкова, которому принадлежали эти земли .
На углу вижу уютное маленькое уличное кафе. Я устала и немного проголодалась. На удивление в кафе низкие цены и большой выбор выпечки. Уютная скамеечка с подушками, приглашала присесть. Немного отдохнув, я узнала у прохожих дорогу домой. Оказалось, что я в самом начале Самокатной улицы . Что по ней я могу дойти до Волочаевской улицы , там сесть на 45 трамвай и он довезет меня до дома. О лучшем завершении прогулки нельзя было и мечтать. Осталось только дойти до трамвая.

Иду по Самокатной улице. С левой стороны за высокой стеной вижу большой храм - это
Храм Троицы Живоначальной у Салтыкова моста.
Храм  был построен в 1819 году , а в 1836 году был перестроен. В 1931 году был закрыт. 
Сохранилась церковная ограда 19 века.Такой ограды я никогда в Москве не видела. Она является объектом культурного наследия федерального значения.
 Улица делает крутой поворот и я вижу прекрасный образец промышленной архитектуры, здания которого сохранили  свой исторический облик. 
 Это ОАО "Московский завод "Кристалл".

Он возник на базе Московского казенного винного склада №1.

 Будущий завод "Кристалл",был построен в 1901 году. На заводе трудилось около 1,5 тыс. человек.
Хорошо бы и эти два объекта рассмотреть, но я устала,  а остановка трамвая совсем рядом.
P.S. Я бы с удовольствием съездила в этот район еще раз, но в Москве начался режим строгой  самоизоляции из-за коронавируса.

Примечание: В сообщении использована информация из статей в Википедии.
(14 марта 2020 года.)


Комментариев нет:

Отправить комментарий