Мне нравится ходить в Третьяковскую галерею на небольшие выставки неизвестных мне художников. На эти выставки не стоят большие очереди, не говорят много про них по радио и ТВ.
Имена художников часто знакомы только специалистам.
Так, впервые для себя я открыла имя Ивана Павловича Похитонова. Услышала о нем случайно в новостях по радио. Стала собирать информацию в интернете.
Иван Похитонов(1850-1923) русский художник, мастер пейзажа. Писал картины небольшого размера.
Зима в этом году бесснежная и 6 февраля 2020 года был один из редких дней, когда снег припорошил землю.
Подхожу к Третьяковской галерее
Эта третья персональная выставка художника. Первая выставка состоялась в Москве в 1911 году, вторая в 1922 году в городе Льеже (Бельгия).
Выставка разместилась в двух залах 35 и 36. Первое, на что я обратила внимание, это то, как продуманно была оформлена выставка. Стены залов разделены на ячейки и в каждую ячейку помещены картины.
Выставка разместилась в двух залах 35 и 36. Первое, на что я обратила внимание, это то, как продуманно была оформлена выставка. Стены залов разделены на ячейки и в каждую ячейку помещены картины.
В одном из залов портрет И.Похитонова, работы И.Репина. И.Е. Репин написал портрет в 1882 году.
А в 1898 году П.Третьяков приобрел этот портрет у И.Е. Репина для своей галереи.
И.П. Похитонов родился в селе Матреновка, Херсонской губернии в 1850 году. По семейной традиции его ждала военная карьера. Но военная служба его не привлекала. Он очень любил природу и в 1868 году поступил в Петровско-Разумовскую сельскохозяйственную и лесную академию. Был исключен и выслан за участие в народовольческом кружке. Обучался в Одессе.
В 1871 году с больной матерью уехал за границу.
И.П.Похитонов - уникальный случай в искусстве. Не получив систематического профессионального художественного образования, он был признан в Европе, позже в других странах.
Обучался живописи самостоятельно, копируя гравюры старых мастеров, изучая картины русских и французских художников. В конечном счете И.П. Похитонов выработал свою живописную манеру позволявшую ему при очень малом размере картин выразить все разнообразие природы разных стран.
Обучался живописи самостоятельно, копируя гравюры старых мастеров, изучая картины русских и французских художников. В конечном счете И.П. Похитонов выработал свою живописную манеру позволявшую ему при очень малом размере картин выразить все разнообразие природы разных стран.
Начал выставлять свои работы. Жил в России, во Франции,в Италии и в Бельгии. На выставке его картины были тоже размещены сериями по времени и месту прибывания художника.
Получил известность в начале 1880 годов своими миниатюрными пейзажами .
Писал тонкой кистью, используя лупу, на дощечках красного и лимонного дерева. Каждая картина помещена в красивую раму. Наследие художника мало изучено, т.к. большинство его работ находятся в честных коллекциях в т.ч. в США и Австралии.
И.П. Похитонов был одним из любимых художников Павла Третьякова. Интересна история приобретения им картин И.П. Похитонова. И.Похитонов послал П.Третьякову несколько ящиков с 20 картинами, сопроводив их письмом. Он предлагал П.Третьякову самому отобрать те картины, которые ему понравятся или отослать все обратно. Цены за картины в рамах он назвал очень низкие.
Ему просто очень хотелось, чтобы его работы попали в галерею П.Третьякова. П.Третьяков купил все 20 картин. На выставке была фотография зала, как П.Третьяков разместил картины художника в 1902 году.
С годами мысли И.П. Похитонова все больше направлялись к России и ее культуре.
В 1901 году купил усадьбу Жабовщина в Минской губернии. С 1901-1905 год жил в России.
В 1904 году удостоен звания действительного члена Академии художеств в Санкт-Петербурге.
В 1905 году гостил у Л.Н.Толстого в Ясной Поляне.
Снова уехал за границу.
В 1913 году переехал в Санкт-Петербург.
И.П. Похитонов обладал даром создавать работы глубоко реалистичные и в то же время поэтические пейзажи.
В его картинах поэзия каждодневной жизни крестьян, обитателей пригородов, ремесленников и охотников.
В нем есть дивное чувство меры.
С волшебной легкостью он мог воссоздать в картине бодрящую свежесть морозного воздуха,
прохладу весеннего ветерка,
запах моря и т.д.
В зале группа с экскурсоводом.
Экскурсовод рассказывала своей группе: что даже при очень маленьких размерах его живопись нельзя назвать миниатюрной в полном понимании этого термина, когда прорисовываются очень точно мелкие детали.
Наоборот, рассматривая его небольшие картины возникает ощущение, что твоими глазам открывается очень большое пространство,
В 1919 году вернулся в Бельгию и больше в Россию не возвращался.
Кроме пейзажей на выставке было представлено несколько портретов.
Портрет И.Тургенева П. Третьяков купил для своей галереи.
За два года до приезда И.Пахитонова в Париж, по инициативе художника А.П.Боголюбова на одной из парижских улиц было арендовано помещение - "Парижская керамическая мастерская русских художников." Здесь работали многие русские художники. Эта работа была одним из источников их заработка за границей, т.к. денег выделяемых пенсионерам Академии художеств не хватало.
Репин писал: Мы теперь все керамикой занимаемся, занятно очень, красиво может выходить, а главное какая прочность после обжига в огне....
Здесь работали И.Репин, Егоров, В.Д.Поленов, И.Похитонов и др.
В небольшой витрине были показаны керамические изделия расписанные И. Похитоновым.
Закончить свой рассказ про художника Ивана Похитонова мне хочется словами И.Репина:
"Это какой-то чародей - художник, так мастерски, виртуозно сделано; как он пишет- никак не поймешь... чародей".
P.S.Разобраться в особенностях творческого метода И.П. Похитонова мне очень помогли информационные стенды на выставке и специальный выпуск альманаха "Третьяковская галерея" посвященный этому художнику.
(6 февраля 2020 года.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий