четверг, 5 марта 2020 г.

Чародей - художник Иван Похитонов (1850-1923г.)..

Мне нравится ходить в Третьяковскую галерею на небольшие  выставки неизвестных мне художников. На эти выставки не стоят большие очереди, не говорят много про них по радио и ТВ.
Имена художников часто знакомы только специалистам.
 Так, впервые для себя я открыла имя Ивана Павловича Похитонова. Услышала о нем случайно в новостях по радио. Стала собирать  информацию в интернете.
Иван Похитонов(1850-1923) русский художник, мастер пейзажа. Писал картины небольшого размера.
Зима в этом году бесснежная и 6 февраля 2020 года был один из редких дней, когда снег припорошил землю.

Подхожу к Третьяковской галерее 
 и думаю , как эти работы будут смотреться в  залах галереи среди работ большого формата.

Эта третья персональная выставка художника. Первая выставка состоялась в Москве в 1911 году, вторая в 1922 году в городе  Льеже (Бельгия).
Выставка разместилась  в двух залах 35 и 36. Первое, на что я обратила внимание, это то, как продуманно была оформлена выставка. Стены залов разделены на ячейки и в каждую ячейку помещены картины.
В одном из залов  портрет И.Похитонова, работы И.Репина. И.Е. Репин написал портрет в 1882 году.
А в 1898 году П.Третьяков приобрел этот портрет  у И.Е. Репина для своей галереи.
И.П. Похитонов родился в селе Матреновка, Херсонской губернии в 1850 году. По семейной традиции его ждала военная карьера. Но военная служба его не привлекала. Он очень любил природу и в 1868 году поступил в Петровско-Разумовскую сельскохозяйственную и лесную академию. Был исключен и выслан  за участие в народовольческом кружке. Обучался в Одессе.
В 1871 году с больной матерью уехал за границу.

И.П.Похитонов - уникальный случай в искусстве. Не получив систематического профессионального художественного образования, он был признан в Европе, позже в других странах.
Обучался живописи самостоятельно, копируя гравюры старых мастеров, изучая картины русских и французских художников. В конечном счете И.П. Похитонов выработал свою живописную манеру позволявшую ему при очень малом размере картин выразить все разнообразие природы разных стран. 
Начал выставлять свои работы. Жил в России, во Франции,в Италии и в  Бельгии. На выставке его картины были тоже размещены сериями по времени и месту прибывания художника.
Получил известность в начале 1880 годов своими миниатюрными пейзажами .
Писал тонкой кистью, используя лупу, на дощечках красного и лимонного дерева. Каждая картина помещена в красивую раму. Наследие художника мало изучено, т.к. большинство его работ находятся в честных коллекциях в т.ч. в США и Австралии.

И.П. Похитонов был одним из любимых художников Павла Третьякова. Интересна история приобретения им картин И.П. Похитонова. И.Похитонов послал П.Третьякову несколько ящиков с 20 картинами, сопроводив их письмом. Он предлагал  П.Третьякову самому отобрать те картины, которые ему понравятся или отослать все обратно. Цены за картины в рамах он назвал очень низкие. 
 Ему просто очень хотелось, чтобы его работы попали в галерею П.Третьякова. П.Третьяков купил все 20 картин. На выставке была фотография зала, как П.Третьяков разместил картины художника в 1902 году.
С годами мысли И.П. Похитонова все больше направлялись к России и ее культуре.
В 1901 году купил усадьбу Жабовщина в Минской губернии. С 1901-1905 год жил в России.

В 1904 году удостоен звания действительного члена Академии художеств в Санкт-Петербурге.
В 1905 году гостил у Л.Н.Толстого в Ясной Поляне.

Снова уехал за границу.
В 1913 году переехал в Санкт-Петербург.
И.П. Похитонов обладал даром создавать работы глубоко реалистичные и в то же время поэтические пейзажи.

В его картинах поэзия каждодневной жизни крестьян, обитателей пригородов, ремесленников и охотников.

 В нем есть дивное чувство меры.
С волшебной легкостью он мог воссоздать в картине бодрящую свежесть морозного воздуха, 

прохладу весеннего ветерка, 
запах моря и т.д.

В зале группа с экскурсоводом.
Прислушалась...
Экскурсовод рассказывала своей группе: что даже при очень маленьких размерах его живопись нельзя назвать миниатюрной в полном понимании этого термина, когда прорисовываются очень точно мелкие детали.
Наоборот, рассматривая его небольшие картины возникает ощущение, что  твоими глазам  открывается очень большое пространство,

безграничный воздушный простор.
В 1919 году вернулся в Бельгию и больше в Россию не возвращался.
Кроме пейзажей на выставке было представлено несколько портретов.
Портрет И.Тургенева П. Третьяков купил для своей галереи.


За  два года до приезда И.Пахитонова в Париж, по инициативе художника А.П.Боголюбова на одной из парижских улиц было арендовано помещение - "Парижская керамическая мастерская русских художников." Здесь работали многие русские художники. Эта работа была одним из источников их заработка за границей, т.к. денег выделяемых пенсионерам Академии художеств не хватало.
Репин писал: Мы теперь все керамикой занимаемся, занятно очень, красиво может выходить, а главное какая прочность после обжига в огне....
Здесь работали И.Репин, Егоров, В.Д.Поленов, И.Похитонов и др.
В небольшой витрине были показаны керамические изделия расписанные И. Похитоновым.




Закончить  свой рассказ про художника Ивана Похитонова  мне хочется словами И.Репина:
"Это какой-то чародей - художник, так мастерски, виртуозно сделано; как он пишет- никак не поймешь... чародей".

P.S.Разобраться в особенностях творческого метода И.П. Похитонова мне очень помогли информационные стенды на выставке и специальный  выпуск альманаха "Третьяковская галерея" посвященный этому художнику.
(6 февраля 2020 года.)







Комментариев нет:

Отправить комментарий