четверг, 25 апреля 2019 г.

Поездка на выставку И.Репина.

Сегодня 11 апреля 2019 год.
 У меня куплен билет на выставку "Илья Репин", которая проходит  в  Новой Третьяковке на Крымском валу. Зная по опыту как трудно туда рассчитать время в пути , я выехала пораньше.
Но к  удивлению доехала очень быстро. Время моего сеанса в 10 часов 30 минут и у меня есть полчаса, что бы немного прогуляться по парку "Музеон" со стороны набережной.
"Музеон" - это парк скульптур под открытым небом.
У входа в парк встречает первая скульптура- "Торжество труда". Скульптор М.Ф.Бабурин создал ее в 1984 году.
Всего же скульптур в парке около 800.
По пути к набережной еще одна скульптура - "Молодая Россия". Девушка с букетом и юноша выглядят статично. Нет ощущения движения, трудно понять, что скульптор хотел выразить.
Весна в самом разгаре. Каждый день становится теплее. И вот неожиданность. Впервые в жизни  в Москве, у станции метро Пролетарская, я увидела подснежники. Пройти мимо них я не могла.
Как же меня порадовало, что первое, что я увидела на набережной, были подснежники. Но это не робкие ростки, а цветущие кусты.
 А один цветок резко от них отличался. Неужели и это подснежник?
 Гуляющих вдоль набережной мало и очень приятно любоваться Москвой.
Впереди скульптура З. Церетели- Петр I. Как бы хотелось дойти до нее
или пойти в другую сторону под Крымский мост,
но пора идти на выставку.
"Отказ от исповеди" или "Последняя исповедь". 
На выставке "Илья Репин" нельзя фотографировать. Хотя я и видела как посетители делали снимки, но мне не захотелось нарушать правила, да и знакомиться с выставкой лучше не думая про фото.
По ТВ было очень много передач про И.Репина и про эту выставку. Одна фраза мне запомнилась - "Каждое время открывает И.Репина заново."
Это действительно так. Я заново открыла для себя этого гениального художника. Я наизусть знаю его шедевры, читала его воспоминания и воспоминания о нем его современников, но все это не то.
Именно эта выставка помогла мне узнать и восхититься этим художником отбросив все штампы созданные о нем.
На выставке около 300 работ художника-170 живописных полотен и 130 рисунков. Три этажа экспозиции. Хотя он и прожил долгую жизнь с 1844 по 1930 год, но невозможно даже представить, как можно нарисовать такое количество картин.
Как ни странно, но самые известные его картины из Третьяковской галереи и Русского музея произвели на меня наименьшее впечатление. А вот работы созданные после 1917 года мне понравились больше. Картины представленные из частных коллекций и других музеев - я видела впервые и обязательно схожу на выставку еще раз, что бы их еще раз увидеть.
"Отказ от исповеди" или "Последняя исповедь".
Но мне хочется рассказать об одном открытии, которое я сделала для себя на этой выставке. 
Самое большое количество посетителей сконцентрировано у картин в главном зале выставки, а вот на антресольном этаже  и внизу под этим залом - посетителей мало. Там-то по моему мнению и показано самое интересное на этой выставке.
Если подняться по наклонному пандусу вверх, то попадаешь в полутемное помещение, где размещен раздел выставки "Исследования". После шумного главного зала, особенно ощущается  тишина этого зала. Выставка "Илья Репин" состоит из 14 разделов и построена по хронологическому принципу. Но раздел "Исследования"- исключение. Здесь представлены результаты работы технологов, реставраторов и искусствоведов. Перед каждой картиной большой горизонтальный экран и текст с информацией об ее исследовании.
 Я задержалась около картины "Отказ от исповеди".
 На горизонтальном экране медленно двигался стихотворный текст. Я стала читать и чем дальше, тем больше заинтересовывали меня эти стихи и автор, что их написал. Я записала себе в блокнот фамилию автора стихов -Н.М.Минский и название стихотворения "Последняя исповедь".
Дома в интернете  прочитала : Идея картины "Отказ от исповеди" у И.Репина возникла случайно, когда он в запрещенном журнале "Народная воля" прочитал стихотворение "Последняя исповедь". 
Вот краткое его содержание.
Последняя исповедь.
Внутренность каземата. Пять часов утра. На койке лежит худой юноша, открывается дверь, заключенный быстро садится, входит священник с распятием. . В глубине смутно видны фигура палача и солдат.
Священник:
Во имя
Отца и сына и святого духа,
Аминь!
Молчание...
Священник начинает долго  уговаривать узника покаяться перед казнью и говорит-
...Я мир душе твоей несу.
Осужденный:
(оглядываясь на палача)
А этот телу?
...Ты сперва простишь,
А он потом казнит меня- не так ли?
Священник продолжает его уговаривать покаяться и помолиться.
Наконец узник соглашается.
Осужденный:
Пусть будет так!услышь же ты, старик,
Предсмертное раскаянье мое!

Прости, господь, что бедных и голодных
Я горячо, как братьев, полюбил...
Прости, господь, что вечное добро 
Я  не считал несбыточною сказкой...
Прости,господь, что родине несчастной
И в смертный час я верен остаюсь,
Что , я рабом родившись меж рабами,
Среди рабов - свободный умираю... 

Священник:
Молчи молчи! Ты раны растравляешь,
 И без того зияющие в сердце
Твоем больном. Последнюю молитву
Не так творят. Есть тихие слова
Любви , прощенья...
Долго спорят священник и осужденный. Наконец священник не выдерживает и медленно, дрожа всем телом удаляется.
Осужденный:
Как он дрожит! Как бледен! Эй старик,
Постой! В твоих глазах я встретил слезы,
И голос твой дышал ко мне участьем..
Твое лицо я первое в тюрьме
Беззлобное увидел...
...Как поп- мне враг, как человек -быть может,
Ты мне и друг... Прими же в благодарность
Ты мой поклон и теплое спасибо!
Кланяется священнику; палач связывает ему руки.
(1879г.)
И. Репин  писал эту картину долго с 1879 по 1885 год. На картине И.Репина сюжет стихотворения преобразился. У Н. Минского- революционер , который считает себя правым, не нуждается в исповеди, а на картине И.Репина заключенный не вступает в спор, а вся его поза говорит о том, что покаяние ему не нужно.
Снова и снова перечитывала я этот пронзительный, эмоциональный спор и мне захотелось больше узнать про самого поэта.
Автор стихотворения Н.М.Минский (настоящая фамилия Виленкин.)
Из интернета узнала его годы жизни -с 1855 по 1937г.). Русский поэт, писатель, адвокат.
Окончил юридический факультет, но в дальнейшем занимался только литературной деятельностью. Сочувствовал революции и социал-демократам. Вместе с М. Горьким издавал большевистскую газету "Новая жизнь". Был арестован, потом выпущен под залог. В 1914 году, что бы избежать нового ареста , окончательно эмигрировал.
Читая произведения Н.Минского я обнаружила, что у стихотворения "Последняя исповедь" есть продолжение-
Стихотворение "Казнь". 
Рано утром тюремная карета направляется к месту казни:
-узник понимает, что настал последний миг.
Тронулась в путь колесница позорная...
Узник, как снег побелел.
Сердце окутало облако черное,
Ум от тоски онемел.
 И все его мысли  -Назад, о, назад!;
-его провозят мимо родного дома;
-он вспоминает друга, который дал ему запрещенную книгу и с которым он поклялся отдать жизнь борьбе;
- глаза застилают слезы и мешают видеть народ за который он боролся;
Страшно! Назад,о назад!
И вот он уже на месте казни, нужно только преодолеть одну ступеньку:
Все завертелось...
Вперед!
Выше держи свою голову бледную,
Ногу смелей подымай - не страшись,
Это прошел ты ступеньку последнюю...
-Кончены муки и жизнь.
Родина-мать!Сохрани же, любя,
Память того, кто погиб за тебя!
(1880 годы)
Одно время стихи Н.Минского были очень популярны. Но позже появились стихи К.Бальмонта, В. Брюсова, А.Блока и про Н. Минского забыли.  Сейчас этого поэта любители поэзии открывают заново.

Последние годы жизни Репина были очень трудные .У него отказала правая рука, он продолжал рисовать левой. Когда уже не мог держать палитру, то привязывал ее к себе. Тема последних картин Репина "Танец" и "Гопак", которую не успел закончить.   Картину "Гапак" И.Репин завещал любимой дочери Вере. Но у нее не было средств, что бы заплатить налог на наследство и картина долгие годы хранилась в Стокгольме  в депозитарии, пока не попала в частную коллекцию. Вот и закончила я осмотр выставку.
Фотовыставка-Япония осенью.
 Когда шла на выставку И.Репина, обратила внимание на фотовыставку перед входом в Новую Третьяковку. Решила осмотреть ее после выставки. На стендах были  размещены около двух десятков фотографий. На ярком солнце они особенно хорошо смотрелись.
Это фотовыставка молодого фотографа Даниила  Коржонова.
С детства он занимался рисованием, потом, как и многие его сверстники, оставил живопись. Он увлекся фотографией. Как он пишет, фотография помогла ему соединить художественный взгляд на мир с активным образом жизни. Он много путешествует. 
На стендах представлены его работы -Япония осенью. К сожалению я понимаю, что никогда не попаду в Японию и поэтому с большим удовольствием рассматривала фотографии этого мастера. И хотя я не очень люблю делать фото с чужих фотографий, но для них я сделала исключение, что бы они остались у меня в памяти.







 В Японии часто можно увидеть такие статуи "Джизо"- это японское название Бодхисаттвы. Они призваны защищать детей и путников.



Почти уже у самого выхода из парка "Музеон" мне понравилось одно дерево. Вокруг деревья стояли черные, а на этом дереве уже набухли большие почки.
Вот и закончился этот  полный впечатлений день , а вечер подарил мне еще и красивый закат.
(11 апреля 2019 года )

Комментариев нет:

Отправить комментарий