четверг, 18 апреля 2019 г.

"Афишемания" и "Дамское счастье".

В "Галерее искусства стран Европы и Америки 19-20 веков" проходит большая выставка "Афишемания".
"Афишемания"- это удивительное явление во Франции в конце 19 и начале 20 веков.
В это время началась перестройка Парижа- прокладывались новые улицы, сносились старые кварталы и на их месте появлялись новые . Мелкие торговцы разорялись под натиском гигантских магазинов. Изменилась и реклама. Реклама вышла за рамки магазинов - на улицы и стены домов. Улицы  европейских городов превратились в выставочные залы. Афиша явилась полем поиска новых форм в искусстве.
  В 1889 году рекламная графика, наряду с другими произведениями искусства, была представлена на международной выставке в Париже и официально признана искусством.
Вот тогда и началась Афишемания. Коллекционеры стали охотиться за рекламными плакатами нарисованными известными художниками.
Афишемании  были подвержены все, независимо от  возраста и рода занятий. В истории искусства трудно найти подобный пример всеобщего увлечения коллекционированием, каким было собирательство афиш т.е. "икон нового времени". 
В России коллекционирование плакатов в 19 столетии не получило широкого распространения.
Увлеченно художественную рекламу собирали  два московских коллекционера: Павел Эттингер и Федор Федоров. Это благодаря им ГМИИ им. А.С.Пушкина  обладает одной из самых больших коллекций французской афиши в России.
На этой выставке и были представлены 130 афиш из этой коллекции.

Идти или не идти на эту выставку такого вопроса у меня не стояло - однозначно идти.
А тут еще по ТВ "Культура", три выпуска передачи "Пятое измерение" были посвящены этой выставке. Так интересно и подробно о выставке, проходящей в настоящее время в Музее изобразительных искусств им.А.С. Пушкина, давно не рассказывали.

Так почему же мне так хотелось увидеть эту выставку? Дело в том, что одним из самых выдающихся художников принесшего славу этому виду изобразительного искусства был Альфонс Муха (1860- 1939г. ). Имя этого чешского художника  стали мне известны в 2005 году, когда я впервые увидела его работы на выставке в ГМИИ им.А.С.Пушкина и потом купила его альбом.
Даже желание увидеть Прагу было связано с мечтой посетить музей Альфонса Мухи в Праге. После этого я уже три раза была в Праге, но к сожалению музей А.Мухи так и не посетила. Начитавшись отрицательных отзывов, я  не пошла. Возможно и зря, всегда лучше иметь свое мнение обо всем.
Вот работы этого художника и были представлены на этой выставке.

3 апреля 2019 года я поехала в музей. Еще издали видна афиша выставки.
И вот я на выставке.
 На стенах размещены работы известных художников и мастеров иллюстрированной рекламы- Анри де Тулуз-Лотрека, Альфонса Мухи, Поля Гаварни, Леона Шубрака, Жюля Шере, и других авторов.

Выставка занимает весь первый этаж и делится  на 7 разделов:
 "Стены, заборы, витрины",
"Живопись улиц",
"Кабаре, театр, выставки",
"Музы коммерции",
"Велосипеды, аэропланы, шины",
"Вино, табак консервы",
"Стиль эпохи : арт-нуво"

Сначала, все мое внимание было направлено на работы Альфонса Мухи.
А.Муха родился в 24 июля 1860 года в Иванчице , небольшой городок в Моравии которая входила в состав Габсбурской империи. А. Муха рос в атмосфере чешского патриотизма. Первые эстетические впечатления А.Муха получил в барочной церкви, где пел с 10 лет в хоре. В 1877 году, собрав все свои сбережения, А.Муха безуспешно пытается поступить в пражскую академию изящных искусств. В 1879 году в одной из местных газет Муха видит объявление фирмы в Вене, что нужны художники по костюмам и декорациям. На этот раз ему повезло и он из провинциального городка попадает в Вену. Так начался творческий путь одного из самых прославленных чешских художников стиля Арт-Нуво.
Работы А.Мухи размещены в нескольких залах. В разделе "Театр" были представлены афиши  спектаклей Сары Бернар. Создав первую для нее афишу, А.Муха в 1894 году заключает с ней контракт на 6 лет.




Обычно Муха делал свои работы сериями. "Времена года"- Весна,
Лето,
Осень,
Зима.
Серия "Цветы": Гвоздика,
Ирис,

Лилия.

А.Муха проектирует павильон на Всемирной выставке в 1900г. В 1904 году уезжает в США , возвращается в 1913 году. В 1928 году  дарит 20 полотен чешскому народу и Праге. Умирает в 1939 году.
Что бы не изображал Муха на своих рисунках -рекламу сигаретной бумаги
или пива-
всегда это было законченное произведение.Многие  художники пытались ему подражать, но безрезультатно.

Насладившись произведениями А.Мухи, я стала внимательно знакомиться с афишами других художников. Было несколько работ знаменитого французского художника Анри де Тулуз Лотрека (1864-1901г.)
Много лет назад я смотрела художественный фильм про него. Он никогда не расставался с маленьким альбомом и карандашом. У него мало работ большого формата, но сохранилось большое количество афиш и  рисунков.

Это реклама концертного кафе на Монмартре. На переднем плане изображены реальные люди -танцовщица Джейн Авриль и поэт Эдуар Дюжарден.

У каждого художника, представленного  на этой выставке своя техника. Вот афиши ледового дворца.



А персонажи на этих двух больших  афишах заставляют остановиться и долго их рассматривать.Это- парижская улица,

 а это -кабаре.
Из всех видов живописи, мне больше всего нравится рисунок и акварельные работы. Глядя на эти  афиши поражаешься точности и виртуозности  рисунка, где нет ни одной случайной линии.
В каждом зале был большой экран, рассказывающий о жизни Франции того времени. 
Выставка просто уникальная. Думаю, что еще долго мы не увидим такой интересной рекламы.
Целый раздел выставки "Афишемания" рассказывал про  рекламу выставок и салонов.



На рекламных плакатах красивые женщины  рекламировали самые прозаические вещи.
Трудно представить, что одна- рекламирует  керосин,
другая -шины,
 а этот плакат- ремонт велосипедов.
Реклама вина была очень популярна.
 А на этом плакате изображен реальный разносчик винного магазина. Он прославился своей ловкостью. В одной руке он мог одновременно удерживать 18 бутылок вина.
Дамские образы французской рекламы хоть и были утехой и радостью мужских глаз, служили побудителем покупательниц. Отождествляя себя с рекламной красавицей,  дамы готовы были пробовать, примерять и покупать предлагаемые ими товары. Героиня рекламы - молодая, жизнерадостная женщина, не обремененная домашними хлопотами. Судя по рекламе ее главная задача- это получать наслаждение...
Лучше всего про  это время рассказано в романе Эмиля Золя "Дамское счастье".
В  одном из залов во всю стену  был размещен  большой плакат с цитатами из этого романа: 
"Обеспечьте себя женщинами и Вы продадите весь мир. .."

Я не читала этого романа, но после этой выставки скачала его  в свою  электронную книгу.
Это было захватывающее чтение.
Роман "Дамское счастье" Э.Золя - это гимн рекламе:
- где из разноцветных тканей сооружались водопады падающие с третьего этажа до первого, а там они образовывали огромный бассейн;
- где белые кружева взлетали как на крыльях вверх, там сбивались в кучу, тут рассыпались , как стая белых лебедей;
-где из ковров сооружались восточные дворцы;
- где возвышались сооружения из перламутровых пуговиц и  огромные декорация из разноцветных перчаток..
Это учебник по экономике и по торговле:
-когда новая система торговли - это прежде всего колоссальное изобилие товаров в одном месте.
- где главное убедить женщину , что это дешево, выгодно и полезно. Вот один из самых знаменитых плакатов молока.
- где чтобы одержать победу над женщиной герой романа  день и ночь он ломал себе голову в поиске новых изобретений:
он избавил изнеженных дам от хождения по лестницам, придумав лифты;
 открыл буфет , где бесплатно подавались сиропы и печенье;
он открыл читальный зал и картинную галерею;
создал систему доставки и возврата любого товара;
всем покупательницам дарил воздушные шары с эмблемой магазина, букетики фиалок, а детям картинки.
Почему же наши Торговые центры разделены на маленькие помещения, куда не заходит ни один покупатель. А если посетители приходят в Торговый центр, то только для того, чтобы сходить в кино или посетить ресторанный дворик.
И мне стало жаль, что наши предприниматели , наверное не читали  роман Э.Золя "Дамское счастье" и не были на выставке " Афишемания".
( 3 апреля 2019 года.)




Комментариев нет:

Отправить комментарий