вторник, 9 апреля 2019 г.

Такая разная Москва. (Прогулка во времени.)

23 марта 2019 года. Я проснулась рано. Вопреки прогнозу, город был залит мягким светом.
Я захотела совершить небольшую прогулку в районе метро "Чистые  пруды"
и немного пройтись по Мясницкой улице. 
Но неожиданно для себя, моя пешеходная прогулка продлилась больше двух часов. Метро "Чистые пруды", Тургеневская площадь, Мясницкая улица, Садовое кольцо, Б. Харитоньевский переулок , метро "Красные ворота"- вот только некоторые адреса моего маршрута. У меня было такое впечатление, что я совершая  путешествие во времени, увидела различные архитектурные стили и самые интересные дома Москвы.
17 век.
Пожар 1812 года разделил историю Москвы на две части- до и после пожара. От до пожарной Москвы сохранилось очень мало гражданских сооружений, т.к. большинство деревянных строений погибло во время пожара. 
В Б.Харитоньевском переулке  находится одно из старейших зданий до пожарной Москвы- это палаты  Волковых-Юсуповых, объект культурного наследия. Дворец был построен в конце 17 века, по неподтвержденным данным, возможно и ранее.
В 1732 году здесь гостил Петр I. В конце 17 века дворец был пожалован боярину  Волкову, а позже перешел к Юсуповым. Юсуповы владели дворцом на протяжении 190 лет, вплоть до 1917 года. С 1801-по 1803 годы на втором этаже левого флигеля снимал квартиру С.Л.Пушкин.
Я давно хотела увидеть этот дворец и неожиданно он появился передо мною .
Рядом идет укладка труб. Красивый забор наглухо закрыт. Только в одном месте его  немного сдвинули из-за труб.

 Стараюсь лучше разглядеть дворец, но заборы мешают.

 Поместив фотоаппарат между красивыми  узорами решётки, пытаюсь его сфотографировать хоть по отдельным частям.




 Думаю, что когда появятся листья на деревьях, дворец  совсем не будет видно.

 Здание то ли на реставрации, то ли разрушается, понять было трудно. В интернете большинство статей датируются 2014 годом. Какое-то время дворец работал как музей, его можно было посетить по предварительной записи. Внутри тогда еще сохранились интерьеры. Что осталось от них сейчас и какая судьба ждет дворец- не ясно. 
Начало 19 века.
После пожара 1812 года , новые усадьбы и дома стали возводить из камня. На смену палатам
пришел стиль классицизма. В Москве сохранилось много зданий этого периода. Есть они и на Мясницкой улице . Некоторые дворянские усадьбы сохранились хорошо, 
от других остались только отдельные строения. Это здание ,Мясницкая ул. дом 46 стр.7 ,осталось от усадьбы Александра Суворова.


А в одном из переулков, мне понравился дом с красивым лепным украшением. Адреса на нем не было, он стоял на пересечении сразу трех переулков.





 Я не стала долго задерживаться около него и пошла дальше.
Конец 19 - начало 20 века.
Идут годы. Москва меняется. Конец 19 -начало 20 веков ознаменовал большой строительный бум. Один за другим возводились новые доходные дома и общественные здания в Москве.   Каждый владелец старался свой дом сделать красивее и оригинальнее соседних домов.

Но наверное самым уникальным среди всех домов,  был доходный дом страхового общества "Россия" .
Давно я собиралась рассмотреть его получше. Несколько раз , гуляя по бульварам, даже фотографировала его, не подозревая, что это он. А недавно,  в передаче по ТВ Культура "Пешком"- Москва готическая", снова рассказывают о  нем.
Как только вышла из метро станция "Чистые пруды", сразу вижу этот дом.
 В передаче рассказали, что это самый красивый дом в Москве до Революции. Может быть это и преувеличение, но что это один из самых необычных домов в Москве -это точно.
Два корпуса дома были построены в 1899-1902 годах, архитекторы Н.М.Проскурин и А.И.фон Гогеном. Сначала по проекту  было одно большое здание. Но в целях пожарной безопасности , его разделили на два корпуса. Дом строился для очень обеспеченной публике и по последнему слову техники. Дом полностью автономный. В подвале отопительная система, своя электростанция, вентиляционная система не только подавала свежий воздух, но и фильтровала его и увлажняла, своя скважина для подачи воды.  В доме работали электрические лифты.
Верх здания оформлен в готическом стиле- множество башенок,удлиненных спаренных окон и т.д.

Стены дома, балконы, выступы  украшены  разнообразными декоративными элементами. Здесь можно увидеть крокодила,

 летучих мышей,

чудищ,
 розаны и растительные орнаменты,

женские головки
 и головы львов.
Эмблему страхового общества "Россия" я увидела не сразу и только одну, а их на здании несколько.

Сохранилась красивая  кованная решетка между корпусами.


Все элементы я сфотографировать не смогла, слишком долго я уже ходила вокруг дома.
1935 год.
Меняется время, меняются вкусы.
В 1931 году было принято решение о строительстве в Москве метрополитена. Станция  метро "Красные ворота" была открыта в 1935 году. В 1709 году на площади была сооружена триумфальная арка-ворота для встречи русских войск возвращавшихся с Полтавской битвы. В народе ворота назывались "красными". Форма станции и повторила силуэт ворот.
Моя прогулка во времени продолжается.
1936 год.
Идея построить здание в интернациональном стиле возникла еще во времена НЭПа. В 1928 году был объявлен открытый конкурс на лучший проект дома Центросоюза . Нужно - просторное здание на 2000 рабочих мест на Мясницкой улице. Было представлено 32 проекта. Присуждены премии, но строить новое здание по ним не решились. Были объявлены еще два закрытых конкурса. Первое место присуждено проекту французского архитектора Ле Корбюзье, который был признан самым легким и изящным. В 1936 году строительство здания было закончено.
Фасады здания выходят на две улицы - на Мясницкую и на проспект Сахарова. К сожалению я это узнала уже после прогулки и дом Центросоюза  сфотографирован только со стороны Мясницкой улицы.  По замыслу архитектора здание должно было как бы парить над землей. С этой целью вместо первого этажа было открытое пространство с колоннами и с пешеходной зоной. 
В 1970 году была проведена реконструкция и первый этаж застроили.
Это сейчас  мы привыкли к офисным зданиям из стекла, а до войны это здание было уникальным.
 Но самые новые задумки архитекторов были внутри здания. Стеклянные стены должны были обеспечивать прохладу помещений в летнее время и тепло в зимнее. Вместо привычных лестниц в здании были проложены пандусы. Был сооружен уникальный конференц зал и многое другое.
Во время войны, в 1941 году, от взрывной волны в здании вылетели почти все стекла.
Перед зданием есть памятник архитектору Л.Корбузье . Его установили в 2014 году. Но меня что-то отвлекло и я его не рассмотрела. На доме установлена и памятная табличка.
1947 - 1957 годы.
Москва меняется. Очень быстро мы привыкаем к новому, но еще быстрее забываем про старое. Уже кажется, что Москва всегда была гигантским мегаполисом опутанной сетью разных  кольцевых дорог. Но я помню другую Москвы, когда  Москва заканчивалась за Савеловским вокзалом. Бескудниково, Дегунино, Окружная, куда сейчас ходит метро- относились к Московской области. Москва в 50-60 годы была малоэтажной.
Вот тогда по новому генеральному плану с 1947 по 1957 год в Москве должны были построить 8 высотных зданий в 26 этажей. Построили только 7. Дворец Советов на Кропоткинской улице  так и не был построен.
Из окон моей квартиры сейчас видно только 5 "сталинских высоток". Утром интересно наблюдать как солнце попеременно освещает то одно здание , то другое.

 Но особенно красиво они смотрятся в лучах заходящего солнца.
На фоне современных высотных зданий, "сталинские высотки" теряются.
 Из окна видно и высотное здание у метро "Красные ворота. Вот оно  освещено солнцем.
Но одно дело смотреть на "сталинские высотки" издали , а другое -рядом. Как и раньше здание производит сильное впечатление. Жалко, что его шпиль не попал в кадр.
Его строили  с 1947 по 1951 год. Сохранились на нем и символы СССР- звезда и герб. Только раньше на лентах герба были названия Социалистических республик, а сейчас их нет, то ли я их не разглядела.

Можно сказать, что высотные здания в Москве, являются уникальными домами. Ни в одном городе похожих зданий на них нет. 
2018 - 2019 годы.
Во время прогулки не прошла я и мимо свидетельств нашего времени. В разных районах Москвы на стенах домов стали возникать граффити большого размера. Об одном из них я даже рассказывала- на здание "Атриума" у  Курского вокзала.  Уже прогулка шла к концу, когда повернув из одного переулка моим глазам пристала неожиданное зрелище. Первое впечатление было, как будто я заглянула в открытое окно.  На улице март, кое где еще лежит снег, голые деревья, довольно прохладно - а перед моими глазами летний день в городе.
 Вероятно, если бы я шла со стороны метро "Красные ворота", а не из переулка, то мое впечатление от этого граффити не было бы таким сильным.
Уже дома, я посмотрела в интернете 10 лучших больших граффити в Москве. Мне же, граффити у метро "Красные ворота" показалось самым красивым.

Каждое из этих зданий достойно отдельного, подробного рассказа. 
А я, просто гуляла  пешком   и любовалась такой красивой и такой разной Москвой.
( 23 марта 2019 года.)








Комментариев нет:

Отправить комментарий