вторник, 26 марта 2019 г.

Аристократический портрет.

Все средства массовой информации заполнены информацией о масштабной выставке проходящей в Третьяковской галерее - "Илья Репин". Я тоже собираюсь ее посмотреть, но позже.
Остальные выставки как-бы отодвинуты на дальний план, а жаль. В Москве сейчас такое обилие интересных выставок, что просто не хватает сил, что посетить только самые интересные.
Вот одна из таких выставок проходит в Историческом музее.
С момента моего последнего посещения выставки в Историческом музее "Русский север", прошло более двух месяцев.
Сейчас в залах музея проходит  другая большая выставка  "Аристократический портрет в России (18-начала 20 века)".
У этой выставки есть предыстория.
 В 1904 году прекратил свое существование журнал "Мир искусств". С.Дягилев и А.Н. Бенуа задумали новый проект. Они решили россиянам показать русское искусство, а именно, парадный аристократический портрет. Выставка открылась в 1905 году в Таврическом дворце Санкт-Петербурга. На выставке было представлено 2281 портрет. 300 портретов не вошли "за полным отсутствием места". Трудно даже вообразить сколько понадобилось энергии организаторам выставки чтобы отобрать эти портреты. А.Бенуа и С.Дягилев объездили много дворцов в Санкт-Петербурге и Москве, посетили массу усадеб с целью найти  и выпросить у владельцев портреты для показа на выставке.
1087 портретов было сфотографировано и был выпущен каталог в 5 томах. Это издание стало библиографической редкостью т.к. многие портреты позже погибли во время революции и войн.
 После революции А.Н.Бенуа и другие деятели искусства, старались спасти культурные ценности от разграбления. Многие произведения пополнили музеи в разных городах  России. Второе массовое поступление произведений искусства в музеи  произошло в 30-е годы 20 века из помещичьих усадеб. 
Многие годы эти произведения хранились в запасниках музеев и в частных коллекциях.

Сотрудники Исторического музея решили устроить выставку представив на ней многие портреты с выставки в Таврическом дворце в 1905 году . Это своеобразный экскурс в прошлое. 120 живописных портретов из родовых портретных галерей князей Куракиных, Голицыных, Барятинских, Долгоруковых, Шаховских, древних родов Нарышкиных, Глебовых-Стрешневых и других представителей дворянского сословия.
Вот я и в музее.
Большое выставочное пространство разделено на отдельные залы.
 Портреты представлены , как и на выставке в Таврическом музее, в хронологическом  порядке.  Выставка открыта с 10 часов. Я приехала почти к открытию и в залах уже были посетители.
Фотографировать на выставке можно, но я сначала решила ее всю обойти, не отвлекаясь на фото. Зал за залом медленно обхожу выставку. Кажется, что когда на выставке представлен только один жанр  живописи, а именно портретный, то это  будет скучно смотреть. Но это не так. Кажется, что путешествуешь во времени и видишь "историю в лицах".
В России портретный жанр стал развиваться с начала 18 века. В первом зале и были представлены такие портреты.
Дополняли выставку скульптурные портреты . Первый, был работы Ф.И.Шубина. 
Он настолько отличался от других , что больше я не стала их фотографировать.
120 портретов. Ведущие отечественные мастера 18 века, модные французские портретисты приглашаемые в Россию, блистательные мастера великосветского портрета 19 и 20  веков, никому не известные художники дворянских усадеб, были представлены на выставке.

 Я уже писала, что каждому периоду портретного жанра был отведен отдельный зал. Но кроме этого в каждом зале стоял монитор со страницами каталога с выставки в Таврическом музее 1905 года.
Про те работы которые были на выставке 1905 года и представлены в зале на этой выставке можно было подробно прочитать.
Мне очень понравилось оформление выставки. Кроме мониторов с каталогом 1905 года, на стенах были приведены цитаты об особенностях портретного жанра. 
Выставка начиналась с портретов начала 18 века.
Портретный жанр постепенно приобретает светский характер. Особенно выделялся своей нарядностью портрет графини А.П. Шереметьевой, художник Лигоцкий Иоан. Об этом художнике не известна даже дата рождения. Портрет попал в Исторический музей из усадьбы Покровское -Стрешнево в 1928 году.
На выставке были представлены оригиналы картин. Исключение было сделано для любимой  художницы королевы Марии Антуанетты - Мария Луиза Элизабет Виже-Лебрен (1755-1842год). Я запомнила это имя по программе  " Искусственный отбор" на  телеканале "Культура". Этой художнице был посвящен целый выпуск. Дочь портретиста Луи Виже, сестра писателя Эжена Виже, жена художника Жан-Батиста Лебрен. Из всей семьи она стала самой знаменитой. После революции вынуждена была покинуть Францию.  Много странствовала и писала портреты аристократических особ. В конце 1790 годов приехала в Россию. Отличительной чертой портретов Мария Луиза Элизабет Виже-Лебрен - это наличие на многих женских портретах  широкополой шляпы. Часто она и сама ходила в таких шляпах, являясь законодательнецей мод.
   На выставке были две качественные копии с портретов ее работы, выполненных  в те же годы. Других портретов этой художницы в России нет.
Портрет графини Д.П.Салтыковой. Оригинал не сохранился. Картина поступила в музей в 1941 году, источник не указан.
 Оригинал этого портрета находится в Токио, а копия портрета княгини Т.В. Юсуповой из коллекции П.И.Щукина.
Перехожу из зала в зал, меняется художники, одни имена знакомы, другие нет.  Но среди множества портретов своею выразительностью и мастерством исполнения сразу выделяются три работы  В. А. Тропинина (1776-1857г.).Фотоаппарат и близко не передает то впечатление от портретов, которое получаешь глядя на оригинал.


В одном из высказываний на стене зала сказано, что портреты обладают двойным -действием. Первое -это взаимоотношение между художником и моделью, второе - это взаимоотношение между картиной и зрителем.  Вот портреты В.А.Тропинина необъяснимо действуют на зрителя.
А следующая картина связана с имением Остафьево, где многие годы жил и работал Н. Карамзин, я рассказывала о нем в предыдущем сообщении. Эта картина висела в малой гостиной. Художник неизвестен. На портрете княгини Е.А .Щербатовой урожд. Вяземской (17886-1810). Каким теплом веет от этого портрета. Похожий сюжет можно встретить и на картине И.Репина. На картине И.Репина изображена его жена в молодом возрасте в бордовом платье. Интересно, будет ли эта картина на его выставке.
 На отдельной стене были представлены работы усадебного художника, который на протяжении многих лет рисовал владельцев усадьбы.
Портрет графини Н.П.Паниной (1810-1899г.) ,художник Орлов П.Н. Поступил из усадьбы Марфино в 1920-е годы и стал визитной карточкой выставки.

Она прожила 89 лет , а на портрете навсегда осталась молодой и прекрасной.
Вот автопортрет  непрофессионального художника. Княжна Екатерина Васильевна(1791-1862г.) перед портретом матери. Фрейлина при дворе Александра I.

Женские портреты на выставке заслуживают отдельного слова. Они настолько прекрасны, что  про каждый из них можно долго рассказывать, но к сожалению я не искусствовед.  Две пожилые посетительницы глядя на них посетовали: почему сейчас женщины не так грациозны.



Один портрет был работы Константина Маковского (189-1915г.). Три брата Маковских стали известными художниками и у каждого был свой стиль.
На выставки был портрет графини З.Н. Юсуповой в русском костюме.Портрет поступил в 1930 году из дома Юсуповых в Б.Харитоньевском переулке в Москве.

Так случайно получилось, что я больше рассказывала про женские портреты. Мужские портреты были не менее интересны, особенно портреты молодых людей. Вот например портрет сына министра С.С.Уварова.
Заканчивалась выставка портретами начала 20 века. Портрет князя В.М. Голицына Московского городского главы. До 1931 года находился в Московской городской думе.
Это работа В.Серова.
Невозможно рассказать о всех 120 портретах. Пора заканчивать свой рассказ. При выходе с выставки -отдельный зал  с большими двумя экранами. Тихая музыка, приятная обстановка способствуют тому, чтобы еще раз в тишине  насладиться фрагментами картин.


Но все, пора покидать выставку. Думала посмотреть еще  одну выставку, но под впечатлением  от увиденной выставки, не пошла.
(21 марта 2019 года.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий