среда, 6 марта 2019 г.

Зарянко С.К., "Арлекины" и другое.

Снова я в Третьяковской галерее.
Случайно у меня сохранился старый билет на выставку Натальи Гончаровой. Глядя на билет, сразу понимаешь, что выставка проходила в Третьяковской галерее.
А вот по такому билету, я проходила в Третьяковскую  галерею 27 февраля 2019 года.
Как-то прошло совсем незаметно для широкой общественности, что  Третьяковская галерея сменила свой логотип.
Много лет Павел (1832-1898г.) и Сергей(1834-1892г.) Третьяковы собирали свои коллекции картин. В 1874 году П. М.Третьяков построил для них отдельное здание. А в 1892 году передал свои и брата коллекции городу. Он не просил назвать галерею своим именем. Просто завещал кроме картин часть своего  капитала на ее содержание и пожелал,  что бы вход  в галерею был бесплатным.
Благодарные горожане назвали галерею "Третьяковской", а логотипом для нее сделали силуэт построенного Третьяковым здания.

Не один десяток лет этот логотип был на афишах Третьяковской галереи, на проспектах выставок, на входных билетах. Из простого логотипа он превратился в узнаваемый символ Третьяковской галереи во всем мире, в наше национальное достояние.
 И вот, Третьяковская галерея  этот логотип сменила на безликую букву "Т". Теперь глядя на этот безликий входной билет, трудно даже понять :где я была и какую выставку я посетила.
 Я даже  уже не удивлюсь , если через какое-то время изменится и само  название "Третьяковская галерея" . Но не буду о грустном.

Недавно по радио я услышала рассказ сотрудников галереи о небольшой выставке открывшейся там. Они рассказывали о художнике Зарянко С.К.(1818-1870г.) Говорили, что работы этого художника незаслуженно забыты и что теперь есть удивительная возможность их увидеть, т.к. потом их снова уберут в запасник. Картин этого художника я не видела .
Много лет назад мне подарили очень большой альбом "Русская живопись". Он такой тяжелый, что мне трудно поднять его на стол. 
 В книге размещены лучшие репродукции картин со всех музеев страны. В ней я  и нашла картины Зарянко С.К. которые находятся в разных музеях.
Решила, что такую возможность, увидеть оригиналы этих картин, упускать нельзя и поехала на выставку.
Пока  я искала зал, где выставлены работы Зарянко С.К., то случайно прошла через зал А. Куинджи. Где поклонники , тот интерес, который совсем недавно  вызвал многочасовые очереди на выставку его картин. В зале ни одного посетителя, а те, которые  случайно заходят, спешат в другие залы. Такова сила рекламы.
Вот и нужный мне зал. Выставка не большая - всего 9 картин и открывает ее автопортрет художника.
Зарянко С.К. учился у Венецианова А.Г. Его наставником был известный пейзажист  Воробьев М.Н. В раннем периоде творчества Зарянко С.К. занимался изображением интерьеров. На выставке была представлена только одна работа этого жанра.
Именно за подобные картины он получил сначала звание художника , а потом академика. 
С 1850г. Зарянко С.К. в основном рисовал портреты своих современников. В этот период он был востребованным художником и создал лучшие свои портреты. Имена, фамилии и судьбы людей на этих портретах мне уже и не очень  интересны, а вот их образ, запечатленный художником, не оставляет равнодушной.  На выставке было несколько мужских портретов, но они особого впечатления на меня не произвели.
А вот детский портрет
 и женские парадные портреты -мне понравились. 

Портреты большого размера и наверное по этому на них очень хорошо видно с какой тщательностью они написаны. В этом и состояла творческая особенность Зарянко С.К., что он выписывал свои работы с "фотографической" точностью. Но от этого его портреты не теряли своей душевности. Вот еще один женский портрет. Каждая деталь портрета прописана с виртуозностью.


Первую картину для своей галереи приобрел сам П.М. Третьяков, позже в собрании появились и другие картины этого художника.
Но постепенно мода на портреты этого художника, стала проходить. Появилось новое поколение художников и новое течение в живописи -передвижники. Но Зарянко С.К. не стал изменять своему творческому методу.
  В 1853 году Зарянко С.К. получил звание профессора и долго преподавал в Московском училище живописи и ваяния  и зодчества (МУЖВЗ). У него учились Перов В.Г. и Маковский В.Е. и др. художники.
Перелистывая страницы моего большого альбома, часто думаю- как несправедливо время, помня одни имена, не всегда самые лучшие  и забывая про другие. Вот бы было хорошо, если бы в Третьяковской галерее был постоянный зал "Забытые имена". Сколько интересных работ "забытых" художников хранится в запасниках галереи.

В Третьяковской галерее я бываю часто, но моей целью всегда бывает не прогулка по залам вообще, а конкретные выставки или конкретные работы художников. Вот и сегодня, я решила посмотреть еще на другую интересную выставку, которая проходит в залах графики. Так получается, что эти залы я посещаю чаще других. В эти дни там открыта выставка "Арлекины Серебряного века".
Но если в залах с постоянной экспозицией можно свободно, бесплатно фотографировать, то на выставках в залах графики к сожалению нет. Это связано с хрупкостью тех работ которые там представлены. Они требуют особых условий для своей экспозиции,  не должны долго подвергаться освещению и т.д. Поэтому я была рада, что был выпущен к выставке подробный буклет под этой "безликой буквой "Т".
 Арлекин- это персонаж итальянских комедий масок  (Арлекин, Пьеро и Коломбина) был известен еще 500 лет назад. Но в России этот образ особенно стал популярен в начале 20 века ,после выхода поэмы А.Блока "Балаганчик".
Выставка приурочена к юбилею К.А.Сомова (1869-1939г.) и объединила еще двух художников-Судейкина С.Ю. (1882-1946г.) и Н.Н. Сапунова (1880-1912г.). Три  художника в творчестве которых образ Арлекина приобрел особое значение. 
У каждого из трех художников были свои причины обратиться к этому образу.
Кто-то хотел уйти от тяжелой действительности- ведь это были предреволюционный и революционный периоды. Другие любили яркие театральные образы и т.д. Но выставка получилась очень запоминающей. Тема "Арлекинов" там не доминирует, а творчество этих художников показано во всем их многообразии.
Каждому художнику отведен отдельный зал. Самый большой занят работами К.Сомова. Здесь был и знаменитый портрет "Дама в голубом" (Портрет художницы Е.Мартыновой). Серия портретов современников. Третьяковская галерея обладает самым крупным собранием пейзажной графики К.Сомова.
 В начале 20 века происходит развитие печатной графики. На выставке представлены журналы "Золотое руно", "Весы", "Аполлон" с иллюстрациями этих художников. Эти журналы я видела впервые и позавидовала их подписчикам. Держать в руках такие журналы наверное было бы большим удовольствием.
 Рассказывать про эту выставку , не иллюстрируя слова фотографиями, сложно и не интересно. Но эта выставка одна из лучших в залах графики за последнее время.
Незаметно бежит время, пора покидать залы графики и Третьяковскую галерею. С утра было солнечно, но когда  вышла, небо затянули облака и я решила на этом закончить свою прогулку.
( 27 февраля 2019 года.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий