пятница, 27 апреля 2018 г.

Возвращение-художник Надежда Лермонтова.

Вот еще одно забытое имя возвращено из забытья истории - художница Надежда Лермонтова (1885-1921г.).
Случайно  я узнала , что в галерее "Наши художники" проходит первая персональная выставка ее работ. Галерея находится в одном из переулков улицы Остоженка. Ехать не далеко. 
Утро  19 апреля 2018 года было солнечным. От метро Кропоткинская я быстро дошла до Сеченовского  переулка. Здесь  мое внимание привлек современный дом оригинальной архитектуры.
Подойдя поближе я увидела, что именно в этом доме и находится галерея "Наши художники". 
Вот и афиша выставки. 
В галерее ни одного посетителя. Меня радостно встречает единственный сотрудник галереи. Покупаю билет и вот разочарование -фотографировать на выставке нельзя. (Это странно. На выставке "Эпоха Рембрандта..." фотографировать можно, а здесь нельзя.) Но видя на моем лице  разочарование, сотрудник музея разрешает после осмотра выставки сделать несколько фотографий из каталога и даже помогала держать страницы. Но оказалось, что глянцевая бумага каталога сильно отсвечивает, а репродукции и отдаленно не напоминают оригиналы картин .
Галерея проделала большую работу собирая по крупицам художественное  наследие Надежды Лермонтовой. Дело в том, что много её работ погибло во время блокады. Во многом им помогли воспоминания о Надежде ее сестры -Александры.
Надежда Лермонтова родилась в Санкт-Петербурге в 1895 году в семье ученого-физика Владимира Владимировича Лермонтова -дальнего родственника М.Ю.Лермонтова. С детства увлекалась литературой и рисованием. Окончила Бестужевские женские курсы и одновременно Рисовальные классы Общества поощрения художников. Училась у Льва Бакста и была одной из лучших. Л.Бакст выделял ее работы среди других за особый колорит. Участвовала во многих выставках в т.ч. "Мир искусств". Она писала стихи и прозу, оформляла журналы и спектакли. Иллюстрировала книги - роман Достоевского "Преступление и наказание", "Метаморфозы" Овидия, стихи Державина. Именно эти рисунки мне больше всего понравились.
Вот иллюстрация к стихотворению Г.Р.Державина  - "Призывание и явление Плениры". Стихи Державина сейчас уже мало кто читает. (
Пленира- так обращался Державин к своей первой жене. Милена -так называл Державин вторую жену, которая дружила с первой женой.)
Но прочитав это стихотворение, мне захотелось глубже познакомиться с его биографией и стихами. Мне казалось, что в основном он писал торжественны оды. А тут такое лирическое стихотворение.
Приди ко мне, Пленира,
В блистании луны,
В дыхании зефира,
Во мраке тишины!
Приди в подобьи тени,
В мечте иль легком сне....

Я вижу, ты в тумане
Течешь ко мне рекой!
Пленира на диване
Простерлась надо мной,
И легким осязаньем
Уст сладостных твоих,
Как ветерок дыханьем,
В объятиях своих
Меня ты утешаешь
И шепчешь нежно в слух:
«Почто так сокрушаешь
Себя, мой милый друг?
Нельзя смягчить судьбину,
Ты сколько слез ни лей;
Миленой половину
Займи души твоей».






 У меня сложилось убеждение (может быть оно ошибочное), что мастерство художника лучше всего передают его рисунки. Большинство знаменитых художников были прекрасными рисовальщиками.
Надежда Лермонтова умерла рано и была почти забыта.
В трех залах было представлено 40 работ Надежды Лермонтовой.  Несколько работ были из Русского музея, из частных коллекций и из собрания галереи.   Сюжеты картин самые разные: от мифов Греции до сцен из жизни революционного Петрограда.
Но один зал был особенным. В начале 20 века архитектор А.В.Щусев был приглашен восстанавливать храм Василия Великого в городе Овруч, Житомирской области .Позже в 1910 году 7 художников из Москвы и Санкт- Петербурга были приглашены расписывать этот храм. Среди них был К.С. Петров-Водкин и Надежда Лермонтова. Каждый расписывал свою часть храма. Сотрудники галереи "Наши художники" пригласили профессиональных фотографов Они  сфотографировали ту часть храма где работала Надежда Лермонтова. В этом зале  и была воссоздана эта часть храма.  Ощущение такое, что находишься в храме.  Приглушенный свет от лампад, запах ладана, тихое песнопение. Фрески занимают все пространство, в т.ч. и потолок. Воссозданы даже изгибы стен.
Незаметно пролетело время на выставке и снова на улице Остоженка.
На улице ведутся работы по проекту "Моя улица" и большинство домов затянуты сеткой, а для пешеходов сооружены целые наземные переходы. 
Фотографировать я не собиралась, но видно весна ,солнечный день так были прекрасны
 и так на этом фоне выделялись декоративные элементы отреставрированных зданий, что пройти мимо было трудно.
Сначала мое внимание привлекли львы на воротах,

 а потом, когда я подняла взгляд на здание, которое они закрывали, то увидела еще головы прекрасных львов.
Это  дом 24 по улице Остоженка. Об этом доме известно мало. Построен в 1830 годах и имел большой сад во дворе. В 1880 годах был перестроен. Современный вид приобрел в 1902 году при новом хозяине А.И. Лыжине. А к декору дома приложил руку его сосед - известный  архитектор Лев Кекушев (Его особняк напротив. Когда-то на крыше дома стояла статуя огромного льва, но в революцию он исчез.) Его визитная карточка -львы в декоре зданий.
 А немного впереди ( ул. Остоженка ,дом 20)
еще один замечательный дом. Это доходный дом Г.Е. Брайдо.  Он и его супруга специализировались на строительстве особняков и доходных домов "под ключ" на продажу. Особенно интересен декоративный орнамент между 3 и 4 этажами.




 Дом построен в 1902 году и строил его выдающийся архитектор Н.И. Жерихов (1870-1916г.) В Москве сохранилось 46 домов построенных им.
Но  дольше всего я разглядывала дом 3/14.
 По легенде владелец дома Я.М.Филатов был большой любитель выпить и чуть было не пропил все свое большое состояние, но вовремя сумел остановиться. Вот в знак этого события он в 190г году заказал архитектору дом с угловой башней на веху которой красовалась перевернутая рюмка. Но это только легенда. Во время последней реставрации обновили и эту рюмку. Раньше она была более изящной. А дом в народе так и назывался "дом под рюмкой".
Дом насыщен стилизованными лепными изображениями различных  рыб, морских чудищ, русалок и павлиньих хвостов.


 морс

Большинство красивых особняков и доходных домов в Москве построены в конце 19 - начале 20 веков. Это был настоящий строительный бум. Можно только представлять, какой бы была красивой Москва, продлись это строительство еще лет двадцать.
Вот я и дошла до  метро "Кропоткинская".
Моя прогулка закончилась.

Комментариев нет:

Отправить комментарий