пятница, 6 апреля 2018 г.

Через терни к Рембрандту.(Выставка "Эпоха Рембранта..."

28 марта 2018 года в Музее изобразительного искусства им. А.С.Пушкина открылась  выставка "Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции".
Билет на выставку я купила в первый день продаж через интернет. Эта операция по покупке билетов-онлайн на выставки   давно стала для меня привычной.  Билеты продавались только на 2 дня и я купила его на 29 марта 2018 года на сеанс в 15 часов 30 минут.
С утра день был очень солнечный , но когда подошло время посещения выставки ( 15 часов 30 мин.) на небе появились облака. Я вышла из метро  Кропоткинская немного раньше . Зная по опыту, что проход на выставку строго по сеансам  и не занимает много время, я решила прогуляться по Патриаршему мосту у Храма Христа Спасителя (ХХС).
 Быстро обошла ХХС 



и вот я на мосту.
  На Москва-реке еще стоят льдины.


  С моста открывается красивые виды Москвы. Прекрасно видна водная гладь реки и памятник Петру I,

Кремль, 
а если посмотреть левее ХХС, то видны высотки Москва Сити. 

Незаметно пролетело время и пора спешить на выставку.
Вот здесь и начались сюрпризы.
Первое препятствие:
Сначала потратила много времени, что бы понять- где происходит обмен электронного заказа на обычный билет.
У входа в музей большая очередь. Спрашиваю -вы с электронными билетами, отвечают -нет. Зная, что электронный заказ на обычный билет  меняли  в кассе музея,поднимаюсь по ступеням музея к входу.
Все перекрыто красной лентой. Наконец увидела охранника. Спрашиваю- как пройти с электронным билетом. Видно из уважения к моему возрасту, он любезно пояснил: я должна выйти за территорию музея, перейти улицу и в "Галерее искусства стран Европы и Америки 19-20 веков" в кассе получить свой билет, а потом вернуться с билетом опять в музей. Итак цель ясна. Спешу в указанном направлении.
 А кажется чего же проще, сообщить  о месте ,где будет обмен билетов при онлайн -продаже!
Второе препятствие:
В "Галерее..." перед дверью опять очередь, дверь закрыта, никаких объявлений на двери нет. Спрашиваю у молодых людей- вы с электронными билетами, отвечают нет. Наконец дверь открывается и охранник просит пройти тех молодых людей, которые пришли на экскурсию. Они проходят, дверь опять закрывается. Через 5-10 мину, долгожданная дверь открывается и нас запускают во внутрь помещения. Быстро получаю билет и спешу в обратную сторону к музе.
Третье препятствие:
С билетом в руках иду ко входу. Но нет. Сказали -ждите! Жду! Наконец пускают, кажется это все и я на выставке . Однако -нет.
Четвертое препятствие:
По времени это препятствие  оказалось самым длительным -  очередь в гардероб! Вернее ожидание свободного номерка в гардеробе. Как кто-то получал  пальто, то один счастливчик  из очереди сдавал свое. Наконец очереди дошла и до меня.
Быстро купив аудио-гид ( величина залога увеличилась вдвое -до 2000 руб.) я поднимаюсь на выставку.
Пятое препятствие.
То, что я увидело меня сначала озадачило.
Но немного поразмыслив, поняла, что это было верным решением. Такое на выставках я увидела в этом музее первый раз. Вся середина зала заставлена стульями. На них сидят зрители. Если бы стульев не было, то страшно даже подумать, что было бы около картин.
К картинам тоже  подойти нельзя. Перед каждой толпа.
Если Вы подумали , что это посетители которые хотят насладиться картиной - нет!
Это желающие запечатлеть себя на фоне картины, сделать фотографию картины и ее описание. Все смотрят на картину только через экран своего смартфона, планшета, фотоаппарата.

Но постепенно я привыкаю к этой сутолоке и начинаю осмотр выставки. Информация в аудио-гиде очень подробная и интересная.
Немного о самой выставке. Супружеская пара -Томас С. Каплан и его супруга Дафна Реканати-Каплан стали собирать свою коллекцию совсем недавно. Томас Каплан с юных лет восхищался творениями Рембрандта и только в 2003 году узнал, что не все произведения этого художника находятся в музеях. Многие работы попадают на аукционы. С этого времени он и его супруга стали собирать голландскую живопись 17 века - "золотого века голландской живописи". Казалось, что они осуществили невозможное с нуля сформировав свою коллекцию.
На выставке было представлено 80 картин и 2 рисунка.
Я не буду рассказывать о каждом художнике представленном на выставке. Скажу только, что если бы выставка состояла  из 15 работ Рембрандта, то и тогда она была бы незабываемой. Ни одна репродукция картин Рембрандта не передает и отдаленно того впечатления, которое вызывают оригиналы картин. Кажется , что это предел человеческих возможностей в живописи.
Часа два я слушала пояснения аудио-гида и рассматривала картинам. В конце поддавшись общему ажиотажу тоже сфотографировала на память понравившиеся работы, тем более, что все они выставлялись в России впервые.
Выставка начиналась с  автопортрета Рембрандта.
 За свою жизнь он написал их больше количество и они стали эталонами для других художников. Каждый старался сделать свой автопортрет именно в позе Рембрандта и надев на голову берет. 15 портретов. Перехожу от одного портрета к другому. 




Но был среди портретов один, от которого я долго не могла отойти. На меня смотрел живой человек.

В отдельной большой  витрине за стеклом висят три небольшие работы  из серии аллегорий чувств.
"Извлечение камня глупости (Аллегория осязания)",
"Три музыканта (Аллегория слуха)"
 и недавняя находка-"Пациент упавший в обморок (Аллегория обоняния)".
 Была одна работа Вермеера "Девушка за вёрджинелом". В России нет работ Вермеера. Краски на картине кажутся матовыми.
 Рядом выставлен сам этот старинный музыкальный инструмент.
Представлены две работы Франца Халса. Он и Вермеер - это мои любимые художники. 

В Центре зала в особом оформлении выставлена картина Рембрандта "Минерва". Эту  картину из-за большого количества людей не только было трудно сфотографировать, но и увидеть ее целиком.

 На этом же стенде с двух других сторон в глубоких нишах представлены два рисунка-один Леонардо да Винчи ("Голова медведя") и  Рембрандта("Молодой лев".)
Экспозиция разделена на разделы. Я подробно рассказала о разделе Рембрандт. Отдельно представлены картины учителя Рембранта-Питера Ластмана, учеников Рембрандта и его современников. Некоторые картины мне особенно понравились.


Некоторые судьбы художников трагические, другие счастливые, кто-то дожил до глубокой старости, кто-то умер молодым.

Ни одна работа представленная на выставке не оставляет меня  равнодушной.


Под конец осмотра от обилия информации, количества картин, массы посетителей я устала. Ведь кроме большого зала с колоннами выставка разместилась с двух сторон лестницы и зале в конце анфилады.
Иногда в узких проходах образовывалась непреодолимый затор. 
 Наконец преодолев все препятствия я в последнем зале. Здесь представлены работы художников современников Рембрандта. Особенно мне запомнилась большая картина Яна Стена "Крестьянская пирушка".

Осмотрев всю выставку, я покидаю музей с твердой уверенностью, что обязательно  приду на выставку  еще раз .когда не нужно  стоять в гардероб, когда не буду брать аудио-гид, не буду фотографировать, а буду просто ходить по выставке и наслаждаться голландской живописью.




Комментариев нет:

Отправить комментарий