Мне даже трудно объяснить, почему так нравятся изразцы. Где бы их не увидела, я стараюсь их рассмотреть. Несколько раз писала на эту тему - про Куракинскую керамику, про Гончарную слободу в Москве и про мастера Степана Полубеса, про выставку печей в музее барона Штиглица .
Наверное дело в том , что глядя на изразцы ,ощущаешь необыкновенное тепло человеческих рук их создавших.
Просматривая афишу выставок в Москве, я обратила внимание, что в музее "Древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева" 3 июня 2017 года открывается новая выставка "Сад ценинного искусства".
Немного смутило слово -ценинное?
Оказалось: "цениное дело", так в Московской Руси называлось производство глиняных изделий, глазированных, муравленных изразцов..."
Музей находится в Спасо-Андрониковом монастыре.
Это в шаговой доступности от моего дома и мне нравится там гулять и фотографировать в любое время года.
Сейчас на территории монастыря пора цветения ромашек.
Выставка расположилась на самом верху Архангельского храма.
На четвертый этаж я поднялась по узким каменным лестницам.
Вот я и дошла до выставочного зала.
В круглом зале никого. Стены зала украшены фресками и я подумала, что это постоянное оформление зала, где открылась выставка изразцов.
У стен несколько витрин с изразцами. В интернете было указано, что на выставке представлено 44 экспоната с 16-19 век, поступивших в музей , а также предметы из собраний коллекционеров. Окинув взглядом зал, поняла, что изразцов немного и я быстро осмотрю всю экспозицию.
Сделав несколько фотографий, я около одного из экспонатов
прочитала слово -Пучеж и остановилась.
Я не принадлежу к категории людей, которые постоянно вспоминают свое прошлое. Я живу настоящим днем и мечтаю о будущем.
Но Пучеж - это особое дело. В детстве в моей семье часто вспоминали про этот город, когда по радио звучала песня:
Под городом Горьким,
где ясные зорьки
в далеком поселке
подруга жила...
Вчера говорила
На век полюбила,
А нынче не выщла
Встречать пароход...
Дело в том, что в раннем детстве, я с мамой плыла на пароходе из Москвы в Пучеж по Волге и всю дорогу из радио рубки звучала только эта песня...
Потом это слово забылось.
И вот передо мной на стене фрески ,а в витрине лежат изразцы снятые с разобранного храма в городе Пучеж в Ивановской области.
СССР- пора великих строек. В 1947 году было принято решение о строительстве Горьковской ГЭС . Очень много сел ,в том числе и город Пучеж, оказались в зоне затопления. Часть деревянных домов разобрали и перенесли на более высокое место, а каменные строения только разобрали. Вот эта судьба и постигла церковь Воскресения. Согласно песцовой книге в 1653 году здесь уже существовала монастырская пустошь. В 1789 году деревянную церковь заменили каменной. Церковь расписывали мастера из Ярославля, чьи имена сохранились на южной стене : "Подписывали сей святой храм греческим ...письмом ...города Ярославля посадские люди подрядчики Дмитрий Иконников з братом...."и дальше перечислены фамилии всех мастеров. В 1953 году реставраторы при разборе церкви сняли со стен фрески и изразцы, которые теперь и представлены на выставке.
Как же потом я стала внимательно рассматривать всю экспозицию выставки. Оказалось, что представленные на стенах фрески - это часть экспозиции данной выставки.
Самое удивительное - это пятиярусный фресковый иконостас.
Такой иконостас я видела впервые.
Этот иконостас был обнаружен в городе Юрьевец при разборе Благовещенской церкви. (Вот опять я вспомнила, как много лет назад была в этом городе в музее А.Тарковского). Церковь была построена в 1700 году и тогда же был написан этот иконостас. Но уже в 1730-40 годах он был закрыт приставным иконостасом. Искусствоведы предполагают, что работали мастера из Ярославля: свобода движений, нежные цветовые сочетания, внимание к деталям. Церковь также была разобрана в 1953 году, но благодаря реставраторам фрески сохранены и переданы в музей. Все экспонаты на выставке подлинные.
А вот еще удивительный экспонат из разрушающейся деревянной церкви Троицы села Скирки Тверской области.
На стене фрагмент -огромное изображение Архангела.Он был снят реставраторами в 1980 году.
Судя по фотографии такие же архангелы были изображены на каждой из восьми граней свода.
Кроме фресок на выставке представлена коллекция изразцов.
Керамический декор встречается уже в древнерусских памятниках домонгольского периода в Киеве, Великом Новгороде, в Старой Рязани и др.городах. Но значительный интерес к украшению вставками зданий и храмовых интерьеров возникает лишь к концу 15 века, когда началось массовое изготовление терракотовых плит.
В 16-17 веках изразцами стали украшать печи. Изразцы на выставке осень разные. Есть монохромные.
Печные изразцы с поучительными надписями.
Декоративные изразцы.
Элементы украшений зданий.
После осмотра выставки изразцов я посмотрела и другие залы музея. Часто бывая на территории монастыря, я только 1-2 раза заходила в сам музей и поэтому заметила, как поменялась там экспозиция . Очень интересно было посетить иконописную мастерскую и келью писца, воссозданные в музее.
Взволнованная встречей с Пучежом, я пошла домой.
В интернете я стала искать информацию про этот город. Как живет сейчас этот древний город Пучеж. Ведь первое упоминание о нем было в 1614 году, а статус города он получил в 1793 году.
Нашла : пристань и набережная разрушены, а в старом городе набережная была одной из самых красивых; железнодорожного сообщения нет, аэропорт закрыт, до 1980 годов летали туда даже самолеты. Население на 2016 год 7284 человека.
Нашла даже сайт города и поняла, что жители очень любят свой небольшой Российский город на высоком берегу Волги.
Комментариев нет:
Отправить комментарий