среда, 30 ноября 2016 г.

Октябрь 2016 -Музей АЗ (часть 3 "Красавицы столетий".)

Небольшое отступление. Опять Google испортил настроение, сообщив что в блоге есть какие-то файлы cookie.
Несколько дней изучала этот вопрос, пока не вышла на один форум, где сообщалось, что это только Blogger разослал такие уведомления почти по всем блогам. Был совет. Посмотреть, что будет дальше. Техподдержки  у Google я не нашла.Google уже отключил с мая 2016 года Picasa, т.ч. от него можно ожидать, чего угодно. Пока добавила в заголовок предупреждение для читателей стран ЕС. Поживем, увидим!


"Садись детуля, я тебя увековечу".
Про  художника Анатолия Зверева я первый раз услышала от моей знакомой Альбины около года назад.  Посмотрела его картины,  и забыла. Недавно по радио я опять услышала это имя  , на этот раз в связи с 85 летием со дня  рождения художника. Рассказали,что в Москве есть музей Анатолия Зверева ("Музей АЗ") и что там проходит выставка "Красавицы столетий". 
"Красавицы столетий" - это первые строки стихотворения Б. Ахмадулиной "Я вас люблю, красавицы столетий..."
Сопоставив рассказ Альбины и сведения из радиопередачи, я решила обязательно посетить эту выставку.
В интернете нашла  информацию об этом музее. "Музей АЗ" и находится на 2-й Тверской-Ямской улицев г.Москве, в 5 минутах от станции метро Маяковская. Назван музей "АЗ"- так А..Зверев подписывал свои работы.

Задача "Музея  АЗ" наиболее полно показать  художественное наследие художника. Музеем выпущена книга "Анатолий Зверев  в воспоминаниях современников"(1995 год). Пересказывать книгу нет смысла, тот кто захочет ее легко найдет в интернете .
  Аатолий Зверев прожил короткую жизнь -55 лет(1931-1986 год.)
Какими только эпитетами не называли его- тунеядец, алкоголик, шизофреник, без дома и семьи и т.д.
Но для близких людей, которых было не много - он был поэт, философ, мудрец, и, конечно гениальный художник.
Самая точная характеристика его характера -он был свободным. Свободным от всего, кроме своей гениальности. От быта, денег, накопительства, общепринятых норм поведения. Всегда носил одежду с чужого плеча.
Вот как сам он пишет о себе:
Маленький
выпачканный
жалкий
слабый
и горбат
и темен
весь осморканный
запачканный
и вялый
изнуренный
голоден
больной...
...бродит
спит не спит
и хнычет что-то...
мимо ящиков пустых
он проходит
Бог прости.
И вот у этого бездомного человека появился дом "Музей АЗ".
А.Зверев стал известным еще при жизни . В Москве А.Зверев был широко известен лишь в узких кругах. Его картины покупали артисты, дипломаты, писатели, крупные чиновники Первым открыл художника бывший актер театра Таирова- Александр Румнев.
В 1965 году французский дирижер и композитор устроил в Париже первую персональную выставку художника. Потом последуют десятки успешных выставок в разных странах мира-Швейцарии , ФРГ,США.
В 1957 году в Москве на выставке Международного Фестиваля Молодежи , ему была присуждена высшая награда, но до сих пор не известно, вручена ли она была художнику.
Очень много для сохранения наследия художника  сделал коллекционер Георгий Костаки.

Своим учителем он считал Леонардо да Винчи. В своих автобиографических записках А.Зверев пишет:"...Я никогда не хотел быть художником, я стал им случайно, а вот гением- не случайно! Я прочитал у Леонардо да Винчи, что "жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя", и я обнаружил там массу общих мыслей,- мне показалось, что это он мой ученик; мне так жалко его стало, что я прослезился и превзошел его!..."

 В 2014 году был организован частный музей. Собрание музея более 1000 картин художника. Как только вошла в двери, невольно воскликнула:"Как у Вас хорошо!" Красивая музыка встретила на входе. Предложили начать осмотр с 3 этажа, а через 30 минут спуститься в низ, что бы посмотреть фильм. Так я и сделала. 
Именно женский портрет широко прославил Анатолия Зверева.
Он понимал, что он гениален. Недаром свои сеансы он всегда начинал словами "Садись детуля, я тебя увековечу." Экспозиция на 3 этаже именно так и  называется.
Здесь представлены портреты тех женщин, которые хорошо помнят сеансы А.Зверева.
 Портрет Елены Рыбчевской-Кравченко.1981г.
Портрет И.Квирикадзе 1983г.
 Портрет Лили. 1958г.
 Автопортрет с Лилей Костаки.1958г.
 Портрет З.Берлинской. 1967г.
Портрет Полины.1983г.
Он мог девочку  изобразить зрелой женщиной. На вопрос к девочке-"Тебе нравится портрет? А.Зверев отвечал-Потом понравится".

2  Этаж -"Красавицы столетий". Экспозиция построена так-  портреты А.Зверева как бы ведут диалог с прошлыми мастерами и современными. На стене 3 портрета, на среднем изображение все время меняется. И когда сравниваешь эти работы, то видишь, как эти произведения перекликаются.


 В этом зале  показывали небольшой ролик о творчестве художника. На стенах  стихи А.Зверева про художников.

На первом этаже  представлены рисунки художника.

Я очень люблю рассматривать рисунки, именно в них видна рука художника.
 



Потом посмотрела фильм и мне очень захотелось побольше узнать об этом художнике и о его музе - Ксении Асеевой (Синяковой) .
 -"Толя, это -не Я!
-Старушка, не сомневайся, если тебя нарисовал Я -значит это ТЫ!!!"

                                "Пять муз футуристов."
Как неожиданно перекликаются выставки. Вот только в первой части я рассказывала о художнике и поэте Д.Бурлюке, как снова всплыло это имя.
Об А.Звереве ходили мифы и легенды уже при жизни. Одина из них -это его отношения с Ксенией Асеевой (1892-1985г.).
Ему 36 лет, ей 73 года. Их отношения продолжались 17 лет до ее смерти. Умерла она в возрасте 93 лет. А.Зверев так и не смог оправится после этого потрясения и умер через год.
Так при чем же здесь Бурлюк, спросите Вы?
Начало века. Харьков.Одним из центров художественной жизни был дом Синяковых и их дача "Красная поляна" вблизи города. В доме живут пять сестер-Мария, Оксана, Надежда, Вера и Ксения. Дом всегда полон молодыми людьми- это уже известные футуристы: В.Хлебников, В.Маяковский, Б.Пастернак, Д.Бурлюк, И.Северянин и Н.Асеев(1889-1963г.)
Каждый из них влюблялся то в одну сестру, то в другую. Б.Бастернак в Марию, а Н.Асеев женился на Ксении.
Н.Асеев в 1956 году, когда ему было 67 лет, написал стихотворение "Пять сестер"., где есть строки:
...Они прошли, безвкусью не покорствуя,
Босыми меж провалов и меж ям,
Не упрекая жизнь за корку черствую,
Верны своим погибнувшим друзьям...
а заканчивается стихотворение строками обращенными к жене и музе поэта-Ксении.
...И каждый день, проснувшись, долго думаю
При утреннем рассыпчатом огне,
Как должен я любить тебя, звезду мою,
упавшую в объятия ко мне!
А вот строки из другого стихотворения Н.Асеева:
Я не могу без тебя жить,
Мне и в дождь без тебя -сушь,
Мне и в жару без тебя стыть.
Мне без тебя и Москва -Глушь....
Вместе они пожили 50 лет.
Вот с этой Ксенией и познакомился Анатолий Зверев и теперь она стала  для него  музой.
Уже А.Зверев  посвятил ей следующие строки:
Упавший лист златою непогодою...
-Я негодую-и-томлюсь душой-
своей;
-Что-вам-угодно?-
лист спросил
Дубовый,
- и я ответил:"Думаю...О-Ней!"

Здравствуй солнышко, мой свет
Голубая с тенью
У любви  ,один ответ:
-Здравствуй, Ксеня....
А.Зверев очень много нарисовал ее портретов, но на всех портретах она молодая.
Вот и закончила я свой рассказ о трех прекрасных выставках на которых  была в октябре 2016 года.


Комментариев нет:

Отправить комментарий