четверг, 6 октября 2016 г.

"Дом впечатлений" в ГМИИ им.А.С.Пушкина..

Наверное никто так не верит в создание музейного городка ГМИИ им.А.С.Пушкина,  как его бывший директор Ирина Антонова.
И вот , несмотря на все трудности к музею присоединяют то одну усадьбу, то другую.
Как-то на днях, просматривая афишу выставок на сентябрь-октябрь 2016 г., я обратила внимание на одну из них: В усадьбе Голицыных (ГМИИ им.А.С.Пушкина) через день заканчивается работа "Дома впечатлений". Адрес выставки Волхонка, д. 14, стр.5.
Что это за усадьба и что за "Дом впечатлений", я не знала. В интернете читаю: что усадьба принадлежала князьям Голицыным с 18 века. Здание уцелело даже при пожаре 1812 года. Но от первоначальной усадьбы остались только въездные ворота.


 Потом здание неоднократно перестраивалось и надстраивалось даже при участии архитектора М. Козакова. В 19 веке левый флигель был перестроен под доходный дом. С 1929 года в этом здании  размещался Институт философии. Теперь здание относится к ГМИИ им.А.С.Пушкина и в нем проходит выставка "Классика и современность медиаискусства".
Т.к. к восприятию современного искусства я была уже подготовлена посещая мультимедийные  выставки в Artpley и выставки современного искусства в Третьяковской галерее на Крымском валу (Гиперреализм и др.), то без промедления поехала на эту выставку.
В метро я несколько раз попадала в "тематические поезда", но состав посвященный "Амурскому тигру" маня поразил. Все пространство вагона работало на восприятие сюжета. Пол- это зеленая трава,


стены и потолок - это непроходимая чаща. 
Пасмурный день . Напротив Храма Христа Спасителя, рядом с Галереей искусства стран  Европы и Америки, вижу афишу и вхожу во двор .


Красивые осенние цветы , в глубине двора здание с колоннами.
 Уютный сквер и здания вокруг -все настраивают на то, что это бывшая усадьба.
Вот и Въездные ворота, про которые читала.
Афиша указывает, 
что выставка проводится в многоэтажном здании.

 На нем несколько мемориальных досок.

Как я позже узнала, в этом доме жили А.Островский, В.Суриков, И.Репин, и др. видные деятели.
Купив билет, мне предложили подождать 10 мин, не подойдет ли кто-то еще и пройти по выставке в сопровождении экскурсовода (бесплатно)., что я и сделала. Но никто не подошел и почти два часа я ходила по выставке одна слушая объяснения экскурсовода.  Это было большой удачей, т.к понять замысел современных инсталляций самой очень сложно, несмотря на хороший путеводитель по выставке.
От внутреннего убранства усадьбы в здании остались в двух залах потолки.(Выставка на 2 этаже т.ч других помещений я не видела.).





Но само помещение с высокими потолками, большим пространством, широкой лестницей на 2 этаж, высокими дверными проемами, несмотря на грандиозные перестройки, - все  это напоминало про усадьбу.
На выставке представлено 19 инсталляций. То, что это здание Института философии, рассказывали две инсталляции из стеллажей.Вот одна из них.
Свои работы представили мастера из России, Аргентины, США, Австрии, Италии, Нидерландов, Албании, Великобритании, Норвегии, Бельгии, Франции.
Рассказать и тем более показать в фотографиях, все что я там увидела не возможно, но впечатление осталось таким сильным и воображение авторов таким не предсказуемым - что мыслями я постоянно возвращаюсь к этой выставке.
Попытаюсь все же .

В коридоре висят несколько белых полотен. По ним туда, сюда движется линия, нагромождение линий все время увеличивается и наконец, среди этого хаоса возникают черты лица.

Художник Мариано Сардон и ученый Мариано Сигман из Аргентины назвали  свою видеоинсталляцию "Стена взглядов". Они обратились с помощью интерактивных технологий к теме внешнего восприятия человеком других людей. 70 добровольцам надели прибор фиксирующий направление их взгляда и стали показывать портреты людей. Вот движения зрачка и отражается в  инсталляции, постепенно вырисовывая образ человека. Оказывается наш взгляд фиксируется на главном и отбрасывает все лишнее.
Да забыла еще сказать, что каждая экспозиция представлена в отдельном помещении.

А эту инсталляцию представили мастера из Австрии Криста Зоммерер и Лоран Миньонно. Она называется "Водный сад".Они вдохновились работой Клода Моне "Водяные лилии".
Представьте красивый светлый зал. На стене экран, а кажется, что это водная поверхность, то тут то там лопаются на воде пузырьки. На поверхности водные живые растения.
Перед экраном , как на качелях висят кашпо с растениями. (за 4 месяца работы выставки они слегка завяли). В горшках, в земле находятся маленький датчик (экскурсовод мне его показал).

Я дотронулась до этого растения,
мой импульс через растение передается на экран и на нем распускается новое растение.
Вот этот папоротник в центре распустился от моего прикосновения.

Эти художники работают с генерирующими системами ( что это такое я не знаю, потом прочитаю) и искусственной жизнью.

Мне понравилась инсталляция "Распадающиеся перспективы 2,0". Автор этой инсталляции Марникс де Нийс из Нидерландов. Если использовать непонятные мне термины  из путеводителя по выставке, то "специальная программа  анализирует GPS-теги фотографий, доступных на фотохостингах социальных медиаплатформ и  реконструирует в 3D формате  400 самых популярных мест. Автор исследует, каким образом современная технологическая культура воздействует на наши чувства и формирует способы нашего восприятия".
На выставке это выглядит так: темный зал, большой экран, на нем  точечное изображение.


 Перед экраном установлен большой шар. Вращая этот шар то в одном, то в другом направлении меняется изображение на экране, приобретая узнаваемые формы архитектурных достопримечательностей планеты, чаще всего фотографируемые туристами. С помощью шара можно даже заглянуть во внутрь объекта.
.
Вот еще одна инсталляция. Каждый автор , предлагая свою инсталляцию на выставку, учитывал пространство и историю этого дома.  А вот эту инсталляцию авторам подсказала история жизни княгини  Евдокии Ивановны Голицыной (Авдотья Ивановна)(1780-1850). В юности известная московская гадалка  предсказала ей, что она умрем во сне. С этих пор она стала по ночам устраивать в Петербурге ночные балы и получила прозвище "Ночная принцесса". На этих балах часто бывал юный А.С.Пушкин. По словам Карамзина он был в нее "смертельно влюблен". Ей он посвятил следующие строки, написанные в 1817 году и при жизни поэта не печатавшиеся..
Краев чужих неопытный любитель
И своего всегдашний обвинитель,
Я говорил: в отечестве моем
Где верный ум, где гений мы найдем?
Где гражданин с душою благородной,
Возвышенной и пламенно свободной?
Где женщина — не с хладной красотой,
Но с пламенной, пленительной, живой?
Где разговор найду непринужденный,
Блистательный, веселый, просвещенный?
С кем можно быть не хладным, не пустым?
Отечество почти я ненавидел —
Но я вчера Голицыну увидел
И примирен с отечеством моим.
"Ночная принцесса"- так  назвали свою инсталляцию Татьяна Ахметгалиева и теоретик визуальной культуры ,психоаналитик Виктор Мазин из России.
На старинном потолке возникают сюжеты, в которые бессонными ночами могла вглядываться княгиня .
 На стене висят листы написанные разными авторами и собранные в замысловатый сюжет.
Чтение этой истории сопровождает показ. В середине зала стоят кушетки, на которые можно сесть или лечь, рассматривать потолок и слушать ее воображаемую беседу. Один из отрывков написан А.С.Пушкиным.
Кн. ГОЛИЦЫНОЙ
ПОСЫЛАЯ ЕЙ ОДУ «ВОЛЬНОСТЬ»
Простой воспитанник природы,
Так я, бывало, воспевал
Мечту прекрасную свободы
И ею сладостно дышал.
Но вас я вижу, вам внимаю,
И что же?.. слабый человек!..
Свободу потеряв навек,
Неволю сердцем обожаю.

Художник из Албании Адриан Пачи свою инсталляцию построил от реального события - двое детей бегут за машиной.
 Размывая это изображение до тех пор, пока экран не становится похожим на абстрактное полотно Эдварда Мунка "Крик".
Пожалуй я остановлюсь на этом. Наверное многое из моего рассказа трудно понять, что я увидела и что почувствовала на этой выставке.
Если бы выставка продолжала работать,  пошла бы туда еще раз, но здание на несколько лет закрывают на реставрацию.
29 сентября 2016г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий