вторник, 9 сентября 2014 г.

Встреча с прошлым -Степан Полубес.

Около года назад, рассказала мне приятельница о своей поездке в Подмосковье и о том, как в одном монастыре ей понравились изразцы Степана Полубеса. Я прочитала потом об этом мастере и пожалела , что я его работ не видела. Тема изразцов меня интересует . Об этом я рассказывала в сообщениях о Крутицком подворье и  Куракинской керамике.
Прошло время. И вот в конце августа 2014 года, я иду по Гончарной улице мимо Храма Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах. В 1948 году храм был отдан в качестве подворья Болгарской Православной церкви.
Обычно открыта только дверь в храм,
а глухие ворота закрыты.
Шел дождь, на улице никого и мое внимание привлекли раскрытые ворота. За воротами уютный двор,
а во дворе, на земле было расставлено около трех десятков больших фотографий. Надписи на них на английском, болгарском и русских языках рассказывали ,что это за храм в Болгарии и где он находится. Выставка мне очень понравилась.Уходя с  выставки я полюбовалась изразцовым орнаментом на стене храма и поехала домой.
Дома в интернете и по книгам выяснила, что Храм Пресвятой Богородицы был воздвигнут в 1654 году в Гончарной слободе.
Колокольня возведена значительно позже в 1790 году, а изразцы изготовил Степан Иванов по прозвищу Полубес.
Сам Степан Полубес родом из Белоруссии. Рано остался без родителей. Князь А.Н.Трубецкой вывез его в Россию и "одолжил " его настоятелю Воскресенского монастыря. Здесь в монастыре он и выучился гончарному искусству и особенно преуспел в изготовлению изразцов. Степан Полубес став известен благодаря работам в Иосифо-Волоколамском монастыре, Новоиерусалимском, а также Солотчинском монастырях, переехал в Москву.
(Про Солотчинский монастырь я рассказывала и даже сфотографировала изразцы, но не знала про Степана Полубеса.)
В Москве он поселился в Гончарной слободе и основал свою мастерскую на берегу Яузы. Вот здесь он и приступил к работе по украшению храма Успения Пресвятой Богородицы. На северной стороне храма он разместил изразцовый пояс.

Работы Степана Полубеса отличны точными линиями, богатством красок и живостью образов.
С южной стороны над приделом Тихона Амафунтского Степан Полубес украсил основание барабана. С четырех сторон основания он разместил свой излюбленный сюжет -пано с изображениями 4-х евангелистов.

Ворота в храм , когда я приехала фотографировать изразцы, были опять плотно закрыты.  Я долго не могла разглядеть эту главу. Наконец поднявшись на носки смогла ее увидеть из-за забора.
Вот она самая маленькая виднеется над воротами. Стала искать точку откуда она видна целиком и нашла.
В 1667 году Степан Полубес изготовил печные изразцы и подарил царю . Изразцы царю очень понравились и Степану было присвоено звание "государевый ценных дел мастер". С этого времени Степан Полубес работал при дворе. Вот тогда то мастеру и доверили украшение Храма Григория Неокессарийского, расположенного на Полянке дом 29А, который возводился при содействии царского двора.


Церковь величественная и нарядная построена зотчим- крестьянином по имени Карп Губа. Ее архитектурные формы просты, но в тоже время богато архитектурно украшены.



Но больше всего привлекает внимание изразцовый фриз.

И опять та же проблема. Обойти храм вокруг нельзя, вся территория за высоким забором.
Пытаюсь фотографировать через высокий забор, но видно честно говоря мало. Очень обидно. 
  Снаружи храм богато украшен иконами, но я не знаю к какому времени они относятся.

Я редко захожу во внутрь храма. Так как я атеист, то считаю это не совсем корректным, меня интересует архитектура и история их возведения. Но на этот раз я изменила своим  принципам.  Храм внутри очень интересен - высокие своды и поэтому кажется очень просторным . живопись внутри храма потемнела. Входишь сначала в сени, потом еще в одно помещение и только потом, через красивый вход попадаешь в сам храм.
 Вот так я неожиданно познакомилась с творчеством Степана Полубеса. Наверное он и не думал, что его работы сохранятся и через 350 лет. Изразцы Степана Полубеса объединяют все самое лучшее из декоративного искусства 17 века. Это красочность и народность, и  веселая сказочность Изразцы схожи с вышивкой на ткани.
На улице бабье лето и я решила прогуляться по Большой Полянка. Недалеко другая церковь -церковь Успения в казачьей слободе (1695 год) и колокольня 1797год. Возможно мимо этой церкви ходил Степан Полубес.
И снова все за высокими заборами.
Зачем же так церковь отгораживается от прихожан?
(Вот опять я отступила от рассказа про Дубровник. Обязательно продолжу его в следующий раз.)








Комментариев нет:

Отправить комментарий