пятница, 22 декабря 2023 г.

"Держава Рериха "- в Москве.

К творчеству Николая Константиновича Рериха (1874-1947) , я возвращалась ни один раз . Много раз  видела его картины в Музее Востока. Была и в Центре Рерихов в усадьбе Лопухиных (в Знаменском переулке), пока его  не закрыли. Прочитала несколько книг, написанных им и даже  его стихи . Про то, что он писал и стихи, узнала совсем недавно.

Его картины так не похожи на работы других художников, а судьба так необычна, что это целый "мир Рериха".

На выставке Н.Рериха в Москве, я прочитала слова Леонида Андреева(1971-1919), подтверждающие мою мысль: 

"Да он существует, этот прекрасный мир, эта держава Рериха, коей он единственный царь и повелитель. Не нанесенный ни на какие карты, он действителен и существует не менее, чем Орловская губерния или королевство Испанское. И туда можно ездить, как ездят люди за границу, чтобы потом долго рассказывать о его богатстве и особенной красоте, о его людях, о его страхах, радостях и страданиях, о небесах, облаках и молитвах..."

Выставка в Новой Третьяковке открылась  10 октября 2023 года и была посвящена 150- летию великого художника. 

Как и на многих других выставках, одна стена вставочного зала рассказывает и показывает летопись жизни и творчества Н.К.Рериха. Трудно представить, что кто-то из пришедших на вставку, смог всю эту информацию прочитать и запомнить.

Н.К.Рерих родился в 1874 году в Санкт-Петербурге. С 1883-1897 годы учился в гимназии К.И.Мая. На 3 класса старше, в этой гимназии учился и А.Н.Бенуа.(1870-1960). Они знали друг друга с детства.

С 1899г. по 1898г. Н.Рерих одновременно учился в двух высших учебных заведениях : в Императорской Академии художеств в классе профессора А.Куинджи( 1841-1910)  и в Университете на юридическом факультете. 

Обычно образ Н.Рериха представляется таким, каким его изобразил сын Святослав Рерих (1904-1993) на своей картине - старец с восточным типом лица ( фотография портрета вверху сообщения). А  на выставке, впервые увидела фотографии молодого  Н.Рериха .

Художественное образование продолжил в Париже , принимал участие в художественных выставках.

Археологией Н. Рерих начал увлекаться рано. Еще во время обучения и после окончания учебы Н.Рерих много внимания уделяет Славянской Руси: ведет раскопки в Новгородской и Псковской губерниях, читает лекции , пишет статьи. 

В 1903-1904, вместе с женой Еленой Ивановной, предпринимает путешествие  по старинным русским городам ( в их числе Киев, Ярославль, Псков, Суздаль, Тверь , Углич и другие -всего около 40 городов) с целью запечатлеть их архитектуру. На выставке было несколько картин этого периода.

"Ростов Великий."

Творчество Н.Рериха велико, более 5000 картин. Открытием для меня на выставке стал  уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907 год).

В  1916 году Н. Рерих по состоянию здоровья  выехал в Сердобль (Сортавалу), где вскоре оказался отрезанным от Родины, т.к. правительство Финляндии закрыло границу с революционной Россией ( чем не аналогия нашим дням .)

 Оттуда ездит в Европу, путешествует по Финляндии.С тех пор в Россию больше не возвращался.

Николая Рериха можно назвать человеком мира. В 1920 году едет в США, а в 1923 в Индию. С этого года начинается другой период в жизни Н.Рериха. Как написано в проспекте к выставке  "...Жизнь Рериха подобно яркой звезде ,облетевшей едва ли не весь мир.."

Экспозицию выставки делят на три части. 1 часть - знакомит с русским периодом художника.

Интерес к истории Древней Руси,  ее самобытности, неповторимой красоты -виден в каждой картине. Часть зала ограничено черным пространством. Черное пространство глубоко символично и изображает крест вписанный в квадрат (об этом я прочитала уже после посещения выставки.) 

 

"Заморские гости."

"Небесный бой".
Вторая часть выставки размещена в желтом круговом пространстве, т.н. колесо сансары. Если очень и очень кратко, то это круговорот рождения и смерти...в соответствии с законами кармы. (Википедия.)
 Этот раздел посвящен Азиатской теме.
В 1923 году , вернувшись из Америки, Н.Рерих едет в Индию.

Изучение истоков Руси , корней славянской народности, привели Н.Рериха к Востоку "колыбели человеческой цивилизации". Н.Рерих находил много общего в традициях, фольклоре, обычаях Востока, особенно Индии. 
Например, Прокопий на Двине благословлял неведомых плывущих...

а ламы в Азии -неведомых бедствующих...Это картина из большой серии картин "Майтрейя" (Красный всадник.) 
На выставке было представлено свыше 100 полотен из разных музеев и частных коллекций.
 Пейзажи Индии , Китая, Монголии  сменяли друг друга.

"Великая стена."
Но моя любимая серия "Гималаи".
Из Индии с женой и старшим сыном Юрием(1902-1960) -ученым-востоковедом- Н. Рерих предпринимает знаменитую Центрально-Азиатскую экспедицию  по маршруту :Индия-Гималаи- Тибет, Китайский Туркестан,-Алтай-Монголия-снова Китай и Индия.

Маршрут очень сложный. Опасные переходы через заснеженные перевалы, гремящие горные потоки, раскаленные пустыни, глубокие ущелья, реки и солончаки, нападение вооруженных банд и диких кочевых племен, провокации и препятствия чинимые местными чиновниками и многие другие трудности пришлось преодолеть экспедиции.

 Был пройден путь в 25 000 километров, преодолено 35 высокогорных перевалов, собраны уникальные экспонаты по археологии, этнографии, ботанике, геологии, искусству. Сам Н.Рерих кроме записей, привез около 500 картин и этюдов , запечатлевших мир древних Гималаев.


Перед этими двумя картинами посетители выставки останавливаются на долгое время. Нужно видеть оригиналы картин, чтобы поразиться мастерством художника и оценить их  красоту.


Поселившись в Индии, в "долине богов" Кулу, Рерихи основали институт научных исследований "Урсвати" для обработки собранного во время путешествия материала.

Экспонаты из Музея Востока дополняли атмосферу Азии.

Это фрагмент буддийской иконы в виде живописного свитка -Танка (Монголия)
Николай Рерих - автор  многих книг.  Его книги изданы на разных языках. На выставке целая стена была с цитатами из его произведений. Прочитала все.
Вот только некоторые из них.


Если многие картины из первого и второго раздела выставки мне были знакомы, то третий раздел, посвященный театральным работам художника, для меня был открытием.
На выставке был и особенный экспонат.  Он размещался в конце зала за стеной с окнами.
Специально к выставке отреставрировано самое крупное произведение из собрания Третьяковской галереи- занавес (задник) к легендарным "Половецким пляскам", представленным С.П.Дягелевым в 1909 году в Париже.
Для реставрации полотна размером 10 х 23 метра потребовалось изготовить конструкцию с двумя валами и электродвигателем. Отдельный стенд с фотографиями рассказывал о процесс реставрации.

Если заглянуть в окна, то перед вашими глазами появится половецкий стан с дымками из шатров. Охватить сразу все полотно взглядом нельзя. Рассматриваешь его частями.


Театру и оформлению спектаклей  отведен весь второй этаж.  Это костюм к балету И.Стравинского "Весна священная" (1910-1913г.) к сезонам С.Дягилева в Париже.

Декорации к спектаклям на музыку Э. Грига 1912 год.

и к "Снегурочке" г. 1912г.
У Н.Рериха есть картина "Армагедон" , На зловещем фоне города, объятого огненным заревом, движутся вереницей люди: кто спешит, кто молится, кто-то смело смотрит вперед. Художник написал картину в 1936 году и смысл ее глубок. Это как последняя битва добра и зла на планете. 
Художественные и литературные произведения Н.Рериха отражают его философские взгляды, мне их понять трудно.

В начале века в обществе царило увлечение спиритическими сеансами и ясновидением. Не обошло оно и семью Рерихов. Особенно ими увлекалась   жена Н.Рериха- Елена Ивановна Рерих(1879-1955).

Приведу лишь отрывок из книги "Мои воспоминания" А.Н.Бенуа
..."Заразившись от друзей, я сам стал увлекаться блюдечной ворожбой. (весьма характерным для того времени). Эти сеансы проходили у приятеля Сомовых...
Надо признать, что ответы через блюдечко бывали иногда поразительны по остроумию и по глубине...
Но после одного сеанса А.Н.Бенуа дал зарок больше не пытаться входить в какие-либо общения с духами".
..."Не так отнесся к спиритизму мой приятель, знаменитый художник Н.К.Рерих. С начала 20 века, вместе с женой, стал систематически заниматься общением с миром духов, а позже, в эмиграции, превратил это занятие в нечто как бы профессиональное, что , как говорят, принесло ему немалую материальную пользу и всяческий почет..."

Позже, произошло сближение Рерихов с теософским движением.

С 1939 года Н.Рерих стал готовиться к возвращению на Родину и тогда же написал свой последний завет:

"Собственности у меня нет. Картины и авторские права принадлежат Елене Ивановне, Юрию и Святославу. Но вот что завещаю всем, всем. Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятных просторах нашей Родины. Пусть эта любовь приучит любить все человечество. Чтобы полюбить Родину, надо  познать ее. Пусть познание чужих стран лишь приведет к Родине, ко всем ее несказуемым сокровищам...
Полюбите Родину всеми силами - и она вас возлюбит. Мы любовью к Родине богаты. Шире дорогу! Идет строитель! Идет русский народ!
Николай Рерих ,Гималаи."

После войны Н.Рерих получает разрешение вернуться на Родину. В 1947 году все готово к отъезду:упакованы и отправлены в порт картины, книги, архив, предметы тибетского искусства, рукописи. Однако болезнь во время этих сборов приковала Н.Рериха к постели и 13 декабря 1947 года его не стало. Ему исполнилось 73 года.

Выставку я посетила в октябре 2023 года, 
а книгу "Рерих" из серии ЖЗЛ ,автор Дубаев Максим Львович,  закончила читать только в конце декабря 2023 года. 
Так что продолжу свой рассказ. 

Простились с Николаем Рерихом по обычаю Индии. "...День прощания ( по воспоминанию жены Е.И.Рерих) выдался исключительно прекрасным и парадным; ни малейшего дуновения ветра, и все окружающие горы оделись в свежее снежное покрывало... "
..."Место прощание станет местом паломничества для многих почитателей ..."
"..Сердце (Н.Рериха) не выдержало количества яда, порожденного обезумевшим человечеством..."  
На месте прощания в Кулу был установлен памятник Н.Рериху, великому русскому другу Индии, а в Дели была  открыта выставка его картин. 

17 января 1948 года Елена Ивановна Рерих вместе с сыном Юрием уехали из Кулу. Теперь они точно решили, что все наследие Н.Рериха должно попасть в Россию.

..."Ожидание переезда в Советскую Россию превратилось в бесконечное сидение на чемоданах.
Елене Ивановне так и не удалось увидеть своей Родины. 5 октября 1955 года ее не стало.Ей было 76 лет.
А упакованные картины Н.К.Рериха продолжали лежать в Бомбее, ожидая 1957 года, когда Юрий Рерих, по приглашению Ген.секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущева (1894-1971), смог наконец вернуться в Россию вместе с огромным собранием картин выдающегося русского художника, общественного деятеля, поэта, писателя, философа и великого ученого...."

Заключение.
Говорить о Н.Рерихе отдельно от его жены и двух сыновьях, нельзя. Это мир и держава Рерихов . И я надеюсь, что снова в Москве, как и в прежние годы, будет открыт Центр  Рерихов, как дань уважения России к своим великим соотечественникам.


Источники: Проспект к выставке Н. Рериха в Новой Третьяковке, 10 октября 2023г.
Книга "Рерих" из серии ЖЗЛ , автор Дубаев Максим Львович;
"Мои Воспоминания" А.Н.Бенуа, том 1 стр 616-617. Издательство Захаров. 2003г.
Альбом "Николай Рерих" из собрания Нижегородского художественного музея.1998 год
Статьи в Википедии.


(Москва 26 октября 2023г.)



Комментариев нет:

Отправить комментарий