вторник, 14 ноября 2023 г.

Мордовии два сына.

 Его называли "русским Роденом". В передаче "Пешком" по ТВ "Культура", где я впервые узнала о нем,  назвали "русским Микеланджело". В год его 145-летия со дня рождения (в 2021 году) в Москве, на Автозаводской улице дом 3 , открывается  Центр его имени с выставочным залом.

Это Степан Дмитриевич Эрьзя (настоящая фамилия Нефедов)(1876-1959). Прошло всего несколько дней после передачи "Пешком", а я уже иду по Автозаводской улице к дому № 3. 

В небольшом трехэтажном особняке находится "Центр-Эрьзя". "Центр-Эрьзя" открылся в 2021 году, в год 145-летия скульптора. Центр находит по всему миру работы С.Д.Эрьзи в аварийном состоянии, а потом их бесплатно реставрирует. В благодарность Центру разрешают сделать слепок с восстановленных скульптур. Вот эти работы и выставлены в выставочном зале Центра.
 Степан Дмитриевич Эрьзя  (1876-1959) родился в эрзянском селе Баево, Симбирской губернии (до 1928г.), теперь это Республика Мордовия. Эрзянский, советский художник, ваятель, мастер скульптуры, представитель стиля модерн.

Эрьзя вырос в крестьянской семье. Окончил церковно -приходскую школу. Первые уроки изобразительного искусства получил в иконописной мастерской, расписывая сельские церкви.

В 1902 году, со второго раза, поступил в Московское училище живописи и ваяния на вечернее отделение вольнослушателем. Что бы оплачивать учебу, работал ретушером в фотоателье. Ночевал в ночлежках . Это была школа выживания. В это время в училище учился и другой будущий  великий скульптор С.Т. Коненков (1874-1971), который позже выполнит скульптуру С.Д.Эрьзи.

Случайно, в одном музее, познакомился с  итальянским фотографом художественной фотографии. Был восхищен его работами передающими объем человеческого тела. Пробовал сам фотографировать, но из этого ничего не получилось. Тогда стал лепить фигуры из глины. Так возникло любимое дело, которому он посвятил всю жизнь.

 По  приглашению итальянца С.Д.Эрьзя поехал  в Италию. В Италии впервые стал работать по мрамору. Годы с 1906-1914 проведенные  в Италии были лучшими и одновременно очень трудными. В Италии  он получил признание. Показывал свои работы на выставках в Венеции и Милане. Здесь впервые подписал свою работу именем своего народа -Эрьзя. Добавив в фамилию только "Ь" знак. 




В 1916 году вернулся в Россию. Принял революцию 1917 года.  Прожил в России до 1926 года, Много ездил по стране  в поисках заказов и материала для работ. Его скульптуры в Баку, до настоящего времени, украшают здание города. Трудности быта С.Д.Эрьзю никогда не пугали, лишь бы было место, где можно работать и материал для скульптур.

 В 1926 году ,по разрешению А.В.Луначарского (1875-1933), уезжает в командировку в Париж для участия в своей персональной выставке и остается в Париже до 1927 года.

В 1927 году по приглашению едет в Аргентину и остается там на многие годы.. С 1927г. по 1950 г. скульптор работает в Аргентине. 

Здесь он открывает для себя новый материал- деревья альгаррабо, урундай, кербачо. В поисках деревьев совершил несколько походов в джунгли. В зале выставлены образцы стволов этих деревьев. В отличие от других музеев, эти экспонаты можно трогать руками.   А название дерева, из-за его твердой древесины,  переводиться как "рубщик топоров" или "сломай топор".  


Дерево было таким твердым, что для его обработки нужен был специальный электро-бор.
Большинство скульптур выставленных в зале ,это копии работ из кебрачо сделанные из других материалов. Как выглядят оригиналы работ ,представить трудно. Я спросила работника Центра: Есть ли в зале оригинальные работы мастера из кебрачо? Оказалось, что есть одна работа. Она помещена под стеклянным колпаком.
Это еще одна интересная работа, принесшая славу мастеру в Аргентине. Для одной из церквей ему заказали скульптуру Иоанна Крестителя . За неимением возможности оплачивать натурщика, скульптор лепил ее с себя. 
Когда он показал работу готовой, его спросили - не длинная ли шея? Все нормально, ответил он, скульптура будет стоять высоко.

Степан Эрьзя полюбил Аргентину, ее народ, ее культуру. Там у него появились почитатели его таланта и друзья. Когда умер аргентинский поэт Орасио Кироги, к С.Эрьзи  пришли   попросить  кусок кебрачо ,чтобы сделать урну для праха  поэта, Эрьзя сказал, что он сам ее сделает и за одну ночь создал портрет поэта для его урны.
С обратной стороны скульптуры было сделано углубление для урны.

Но постепенно скульптор стал мечтать о возвращении на Родину. Принять такое решение ему помог пример С.Т.Коненкова, который вернулся из Америки в Россию.

В 1950 г. он, наконец, получает долгожданное разрешение. В 1951 году возвращается в Россию. На пароходе в Россию скульптор привез 180 скульптур и дерево для работы, общей массой 175 тонн. Была с ним и верная собака  Леон.

Этот период был одним из самых трудных в жизни художника.  Стареющий мастер, плохие условия в мастерской. Только через год ему выделили для мастерской место в сыром подвале, на 2-й Песчаной улице в районе метро "Сокол".

В 1956 году его наградили орденом Трудового красного знамени.  За все время ,прожитое в России, у него была только одна персональная выставка, да и ту быстро закрыли из-за большого числа желающих увидеть его работы.

Тогда скульптор устроил выставку своих работ в подвале где работал и сам водил по ней посетителей. 

В конце жизни стал думать- кому завещать свои работы. Третьяковская галерея и Русский музей отказали из-за отсутствия у них места.. Тогда художник завещал свои работы городу Саранску - своей родине. Там построили великолепный музей его имени и где храниться самая большая коллекция его работ.

Умер мастер в своей мастерской в 1959 году.

  Задача "Центра - Эрьзя" вернуть забытое имя скульптора современной России. Это ему удается делать. В Центре проводятся экскурсии, читают лекции о творчестве скульптора, устраивают вечера посвященные культуре Мордовии .

Сейчас на 3 этаже Центра выставка работ учеников художественных школ, навеянная образом скульптора . 

Большое помещение на 3 этаже было очень красиво оформлено. Работы стояли не только на  подоконниках и висели на стенах. Они были на длинных нитях развешены по всему залу.







После посещения Центра,  стала искать в интернете  книги про скульптора. Оказалось, что таких книг написано много. Но меня  привлекли книги написанные Абрамовым К.Г. Это были романы.

 Очень редко про деятелей искусства   пишут романы, чаще ,это книги из серии "Жизнь замечательных людей".(ЖЗЛ). 

Абрамов Кузьма Григорьевич (1914-2000г.) вырос в крестьянской семье. Отец мордвин-эрзя, Мать русская. В детстве плохо владел русским и мордовскими языками. Школу систематически посещать не мог из-за ее удаленного местоположения. Но к 9 годам умел читать, писать и сочинять стихи. Продолжить обучение смог только в 16 лет.

В 1933 году поступает в Мордовский педагогический институт. Работал учителем в селе Косогоры. Примерно в это время началась его литературная деятельность. Был призван в армию, участвовал в ВОВ. Награжден медалями и орденами.

Почетный гражданин Мордовии. Член союза писателей с 1949 года. Заслуженный и народный писатель Мордовии .Список его произведений очень велик. В  советское время было издано собрание сочинений в 7 томах. Книги издавались на русском, эрзянском и других языках.

Первый роман про Степана Эрьзю  Абрамов Кузьма Григорьевич (1914-2000) издает через 15 лет после смерти скульптора в 1974 году . Он назвал его " Эрзянский сын". В 1976-выходит 2-я книга под тем же названием, а в 1981 году еще одна книга "Эрьзя" -посвящена скульптору.

Я нашла и скачала из интернета третью книгу. Трудно подобрать слова , какое приятное и интересное было чтение этой книги. Казалось , что я вместе со скульптором преодолеваю все трудности его  жизни.  Я  так была была покорена литературным талантом писателя, что после прочитанной книги "Эрьзя", стала искать другие  книги писателя. 

Абрамов родился в селе Старый Найман. И одно из первых больших произведений К.Г.Абрамова была трилогия "Найман". Я нашла и скачала первую книгу из трилогии  "Лес шуметь не перестал". Не думала, что про события 1922 года в глухой эрзянской деревне можно так интересно написать. Книгу прочла на одном дыхании. Но когда стала искать другие 2 книги трилогии - "Люди стали близкими" и Дым над землей", то оказалось, что их не только нельзя скачать, но и нельзя в интернете прочитать онлайн или купить книгу в бумажном варианте. Их просто нет. А  ведь это имя достояние мордовской культуры. 

Вот так я познакомилась с двумя сынами Мордовии жившими и творившими уже в такое далекое от нас советское время. Когда возвращалась из "Центра Эрьзя"- обратила внимание на потолок в вестибюле станции метро "Автозаводская". 

Над головой пассажиров огромное панно . В лучах солнца символ советского времени "Серп и Молот."

И такие забытые уже слова, которые в советское время знал каждый.

Заключение.

Имя Степана Дмитриевича Эрьзи (1876-1959) не забыто. В селе Баево в Мордовии есть дом-музей. В городе Саранск бульвар его имени. Его имя носит лучший музей в г. Саранске. Есть улица его имени и в Москве. На фасаде дома № 3 по 2-й Песчаной улице , где была мастерская скульптора, висим мемориальная доска.В парке "Музеон" находится памятник  скульптору работы Д.М.Тугаринова, но я сведи нескольких сот памятников ее там не нашла.

(Москва. 5 октября 2023г.)


Комментариев нет:

Отправить комментарий