четверг, 2 ноября 2023 г.

Плакучие ивы в Коломенском.

В Коломенское,  одно из интересных мест в Москве, я езжу давно.

Когда мне хочется погулять по исторической части заповедника ,

посмотреть на  Церковь  Вознесения Господня (памятник архитектуры 1532г.),

полюбоваться его уникальным шатром,

неповторимым гульбищем, с тремя входами,

то я доезжаю на метро до станции "Коломенская". 15- 20  минут и я у "Передних ворот" и прогулка начинается.

Кроме церкви Вознесения Господня, здесь много других архитектурных памятников разных времен

 и прогулка обычно занимает много времени.

Когда я, в прошлом году ,решила посмотреть на  Дворец царя Алексея Михайловича ( 1629-1676 ),

то доехала  до станции метро "Каширская". 10-15 минут и я на месте. От Дворца можно дойти до  знаменитого старинного яблоневого сада. Но лучше всего гулять в этом саду весной, когда все яблони в цвету.

Дойти от этих объектов до Музея деревянного зодчества довольно сложно. Он находится в северной части заповедника и чаще всего сил на такую прогулку у меня не хватает.

Трудно сказать почему, но недавно у меня возникло  желание посетить  именно  этот Музей, а заодно, наконец-то, дойти до мельницы, которую я еще не видела. 

Готовясь к этой прогулке узнаю, что с запуском Большой кольцевой линии метро (БКЛ), рядом с Музеем-заповедником "Коломенское", появилась еще одна станция метро -"Кленовый бульвар."

От этой станции до Музея деревянного зодчества- 5 минут. Лучшего маршрута и желать нельзя. Начало осени в Москве необычно теплое.  От дома до метро "Печатники" доехала очень быстро. 

 Переход  на  БКЛ с  большим количеством ступеней, не самый удобный способ передвижения. Через одну остановку, я выхожу на станции "Кленовом бульваре." Я редко фотографирую в метро. Но станция такая неожиданная, что я сделала несколько снимков.


 Как это совместить с названием станции "Кленовый бульвар", понять трудно. Но такое впечатление, что идешь по "млечному пути". Звезды над головой и под ногами. Кажется ,что идешь над "звездной" бездной. 

Но вот я на улице. Придя в себя от красоты станции,  уже издали вижу головки деревянных строений. 

Пять минут и я в Музее деревянного зодчества. 

На схеме музея заповедника видно: в верху схемы станция "Кленовый бульвар" . И совсем рядом Музей деревянного зодчества .

В этот музей свезено несколько уникальных строений с Севера и Сибири. Знакомлюсь с ними.

Моховая башня Сумского острога.(конец 16в)  Единственная деревянная башня сохранившаяся в Европейской части России.
Проездная башня Николо-Корельского монастыря (17 век).

Башня Братского острога 1630г. В нижнем ярусе жили . С верхнего яруса вели бои. Из внутреннего помещения  на верхний ярус попасть нельзя. Можно только снаружи. Острог представлял собой квадрат из частокола, по углам 4 башни. Братский острог служил местом заточения протопопа Аввакума во 2-й половине 17 в. Перевезена в 1959 году.


Церковь Георгия Победоносца 1685 год. Была последней восстановлена в Коломенском.
Во время восстановления, было сделано открытие . Под козырьком крыши была обнаружена травяная роспись.

Подробно про эти строения и их историю написано на официальном сайте музея.

Этот музей в Коломенском появился благодаря легендарному искусствоведу П.Д. Барановскому (1892-1984). 

 В 1921 году молодой профессор Петр Дмитриевич Барановский отправился в экспедицию на Север Архангельской области по реке Пинеге и был покорен ее архитектурой.  Именно тогда у него зародилась идея создать Музей деревянного зодчества под открытым небом и место было выбрано -Коломенское. 

Шедевры 16 века были весьма в плачевном состоянии. В это время уничтожались многие памятники и спасти хоть малую часть П.Д. Барановский считал своим долгом.

Первое строение появилась в Коломенском в 1927 году. В 1933 году П.Д. Барановский был арестован и в Коломенское больше не вернулся. Но до этого времени он успел спасти несколько ценных сооружений.

Буквально по бревнышку , он всеми возможными способами перевозил их в Москву.

Мне не повезло . Во внутрь строений я не попала, они открываются для посетителей очень  редко. Бросается в глаза, как старательно заделаны все входы, чтобы ни один посетитель даже ни пытался туда попасть.  Очень жаль.


Осмотр закончен . Еще дома я наметила для прогулки и другой объект. До него (не смотря на многочисленные посещения Коломенского), я так, никогда и не доходила. Это мельница.

На схеме эта часть Коломенского выглядит так. От церкви объекты 22 и 23 совсем не далеко. 

 Достаточно выйти к реке , что я и сделала.


Вот и берег Москва-реки
Продолжаю прогулку уже вдоль берега, влево. И вот, пройдя совсем немного, в глубине вижу деревянные строения и необычные деревья.
Ускоряю шаги и буквально через несколько минут передо мной чудесный вид осеннего пейзажа с удивительными деревьями.
При виде их, даже перспектива найти мельницу, отошла на второй план. Тропа ведет вперед.
Первый деревянный дом - "Соколиный двор".


По специальной дорожке прохожу дальше.
С левой стороны дорожки течет небольшой ручей. Это и есть речка Жужа.
Вот впереди и сама мельница. Она сооружена в 2007 году по образцу мельницы из деревни Владимировка в Иркутской области. Для ее работы специально была создана платина.

Подойти к мельнице ближе по огороженной дорожке -нельзя. При создании мельницы использовалась старинная технология строительства, Сруб высотой 6 метров построен без единого гвоздя. Колесо диаметром 2 метра.
Стараюсь разглядеть, крутиться ли колесо или нет. Оказалось, что мельница работает и колесо вращает тоненькая струйка воды. Дождей в Москве давно не было, возможно поэтому и речка  обмелела. Музей в открыт с 17 мая по 1 октября. Я была 3 октября и все было закрыто.

Но в этой части заповедника меня поразила даже не сама мельница, хотя она и смотрится очень живописно. А старые плакучие ивы, которые росли вокруг. Увидеть их в парке Коломенское я не ожидала. 

Ветла или по другому белая ива растет более 100 лет, но три дерева в Коломенском живут более 200 лет. Я к сожалению об этом узнала после прогулки. За свои 2 века деревья застали времена Российской империи, Октябрьской революции, современную Россию. 

У этого дерева много имен. В русском языке часто используют другие названия ивы - верба, ракита, лоза, ветла и т.д. Как знакомы эти  названия деревьев  из русских романов, стихотворений , русских песен. А то ,что это дерево выглядит так , увидела наверное впервые.

Плакучая ива -это гибрид ивы из Китая и ивы из Европы. Насчитывают более 350 видов ив, которые хорошо совместимы между собой.

Будний день. Посетителей и туристов много в исторической части Коломенского. Их я увидела , когда возвращалась домой, пройдя через весь заповедник, уже к другой станции метро  -"Коломенская". 

Но если Вы захотите насладиться  красотой деревянной архитектуры,

 отдохнуть на берегу реки и посмотреть на облака,

 почувствовать простор  

и полюбоваться на плакучие ивы у мельницы,

то ваш путь к "звездной "станции метро "Кленовый бульвар". Деревянные постройки и мельница с плакучими ивами, все это вместе оставляют сильное впечатление.

Вот строчки из дневника  П.Д. Барановского, когда он вернулся с Севера:..." Ничего не знаю чудеснее русской деревянной архитектуры..."

Заключение.

Мнения о Музее деревянного зодчества противоположные -от восторга до неприятия.

Мой интерес к деревянному зодчеству не случаен. Когда  я впервые приехала  в Архангельскую область и на Соловецкие острова, то на много лет забыла про поездки к Югу , в Среднюю Азию и на Кавказ. Архангельск , Соловецкие острова, Карелия, остров Кижи стали любимыми местами отдыха.
 Была и музеях деревянного зодчества во многих городах России. Но все это уже в прошлом.
Сейчас мне  остается только пожалеть  , что деревянных строений в московском Музее деревянного зодчества так мало.

Конец.
(Москва .3 октября 2023г.)



Комментариев нет:

Отправить комментарий