суббота, 3 декабря 2022 г.

Реставрация или "новодел" в Коломенском.

 Дворцы в царской резиденции "Коломенское" строили ИванIII, Василий III, Иван IV .Все они были сожжены при татарских нашествиях. Наивысшего расцвета "Коломенское" достигло при царе Алексее Михайловиче (1629-1676), втором государе из рода Романовых. 

Дворец строился с 1666-1671 г. и представлял 26 теремов, соединенных друг с другом переходами. Несколько раз дворец ремонтировался и расширялся. 

В 1703 году "Коломенское" утратило статус царской резиденции.

В 1768 году, по приказу Екатерины II, обветшавший деревянный дворец был разобран, простояв чуть больше 100 лет. 

В 2010 году на не застроенной территории музея "Коломенское" была воссоздана историческая копия дворца в натуральную величину.

Музей-заповедник "Коломенское"я знаю очень давно, но восстановленный дворец не видела. 

Наконец, осенью 2022 года ,я смогла туда съездить.

Середина октября. На  метро доехала до станции "Каширская". Очень давно я здесь не была, но найти дорогу к дворцу смогла сразу. Над деревьями виднелись башни дворца. 

Я пошла в ту сторону. Под Каширским шоссе к заповеднику "Коломенское" построили подземный переход. 

Раньше перехода не было, Я вышла сразу к воротам заповедника.

За воротами большой стенд. На нем детальная информация по достопримечательностям Коломенского.
Я вошла через вход № 5, с правой стороны плана. 
Дворец возведен в стороне от исторических строений Коломенского и не нарушает архитектурной  целостности ансамбля. 

Позже, просматривая сделанные фотографии я обнаружила, что сфотографированы в основном отдельные элементы дворца. Нет общего вида. Оказалось , что на это были объективные причины.
Дворец так изобилует архитектурными деталями и такой сложный у него силуэт, что охватить взглядом это сооружение не возможно. За каждым выступом свой вид. Это хорошо видно и на схеме дворца.
Осенний день. Солнце то появлялось, то скрывалось за облаками.
К тому же я подошла ко дворцу с теневой стороны. Дворец выглядел мрачно.
Начинаю осматривать дворец, обходя его по кругу.

Выглянуло солнце и дворец стал смотреться веселее.


Реконструкция дворца была проведена по сохранившимся документам, но многие критики реконструкции считают этот дворец художественным вымыслом. Мнения специалистов разделились: кто -за, кто -против.

Есть гипотеза, что перед разбором дворца в 1768 году были сделаны обмеры и чертежи. Была модель дворца в Оружейной палате, но она была утеряна. Есть изображение дворца на старинных гравюрах и описание дворца в записках путешественников того времени, которые называли дворец "восьмым чудом света".

В 1930-1950 годах художник Д.Сухов и исследователь И.В.Маковецкий попытались создать план дворца. Однако большинство и этих материалов тоже  не были найдены.
Так что понять, по каким чертежам выстроен этот дворец, трудно.
Перед глазами масса архитектурных элементов.



Будний день, время приближается к полудню, а посетителей около дворца нет. Работники музея заняты своими повседневными делами: что-то разгружают, распыляют  аэрозоль по дереву, снимают пленку с красивого окна.
Вот и обошла я дворец со всех сторон.
Очень странное он произвел на меня впечатление.Мне  дворец напомнил декорации к фильмам русских сказок, некий туристический аттракцион. Это впечатление появилось в связи с современными пристройками ресторанов  к "историческому " дворцу с разных сторон.
Зачем восстанавливать по документам "исторический" облик дворца, что бы его тут же испортить.


Недавно я была в Спасо-Андрониковом монастыре. Там на стендах были размещены фотографии 70-х годов прошлого века про реставрацию монастыря. Руководил реставрацией Петр Барановский. Так вот, чтобы мы видели Спасский собор таким, как он был построен, были убраны все поздние пристройка. 

А здесь мы поступаем наоборот. А ведь именно благодаря П. Барановскому мы сейчас имеем возможность любоваться Коломенским.
Заходить во внутрь  покоев дворца , мне не захотелось .
Я решила немного прогуляться по территории парка.- дойти до яблоневого сада.
Солнце то скрывалось за облаками , то появлялось. 

Я видела этот сад в разное время года, но особенно  запомнился мне цветущим. Это впечатление осталось у меня навсегда.



Посмотрев на сад, я не захотела идти дальше и пошла назад .
Подходя к выходу, оглянулась на дворец. Он снова погрузился во мрак.

Заключение. Нужно ли было  восстанавливать дворец или нет? 
Даже специалисты не могут ответить на этот вопрос однозначно, а что же говорить про меня. Но второй раз я туда уже не приеду.
(Москва, Коломенское, 13 октября 2022 года.)

Источник:Статья в Википедии.






Комментариев нет:

Отправить комментарий