понедельник, 26 декабря 2022 г.

Тихий, забытый, но не заброшенный монастырь Москвы.

"Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этой величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве...".

"...О какое блаженство внимать этой неземной музыке (звону колоколов), взобравшись на самый верхний ярус Ивана Великого, облокотясь на узкое мшистое окно, к которому привела вас истертая, скользкая витая лестница , и думать, что весь этот оркестр гремит под вашими ногами , и воображать, что все это для вас одних..."

"...Утомленный взор с трудом может достигнуть дальнего горизонта, на котором рисуются группы нескольких монастырей, между коими Симонов примечателен особенно своею, почти между небом и землей висящею платформой, откуда наши предки  наблюдали за движениями приближающихся татар..."

Это маленькое произведение, написанное приблизительно в 1833 году юнкером М.Лермонтовым- "Панорама Москвы", я перечитала после просмотренной передачи по  ТВ каналу "Культура" -"Пешком- Москва тихая".В ней шла речь про забытые монастыри Москвы.

Один из сюжетов был посвящен Симонову монастырю. Начинал свой рассказ Михаил Жебрак(1) словами  Петра Барановского (1892-1984) (2). За точность цитаты я не уверена, но смысл ее передаю верно.

Как-то, на одном совещании ,его спросили: "Назовите самый лучший архитектурный ансамбль в Москве." - П.Барановский не задумываясь ответил -Симонов монастырь. 

Я монастырь этот не видела, а после этой передачи, съездила в ноябре туда два раза. Погода была разная , но особенно хорошо монастырь смотрелся в солнечный день. 

Симонов Успенский монастырь основал ученик и племянник   Сергия Радонежского Федор в 1370 году. Место было выбрано на берегу Москвы-реки на возвышенном месте. Эти земли пожертвовал боярин Василий Ховрин, в постриге получил имя Симон. (отсюда и название монастыря.) Но это только версия.

 Симонов монастырь был одним  из самых крупных и богатых в Москве. В 16-17 веках входил в пояс укреплений, защищавших подступы к Москве с юга. Отражал нападение татар, помешал войскам Ивана Болотникова, был разорен польскими интервентами и пострадал от французов. Его разрушали и восстанавливали заново.

На ограде монастыря висит большой плакат с подробным описанием истории монастыря.

 Но пережить советское время монастырь не смог.

Художник А. Васнецов(1856-1933) успел запечатлеть Симонов монастырь на акварели в 1927 году. Небольшая акварель в нежных тонах была так красива, что я, как сумела, срисовала ее себе на память из интернета.

На аквареле А.Васнецов еще успел запечатлить самую высокую колокольню в Москве. По одним источникам она была выше колокольни Ивана Великого на 9 метров, по другим - на 12 метров.

В 1929 году территорию монастыря выбрали для строительства Дворца культуры Пролетарского района г. Москвы.

В ночь на 21 января 1930 года были взорваны постройки обители.

 Снесли 5 из 6 церквей, колокольню, надвратные храмы. Сторожевую и Тайницкие башни с прилегающими стенами и постройками.

Приехав в Симонов монастырь узнала, что большая часть его  территории  закрыта для посетителей. Вход на закрытую территорию только по воскресеньям с экскурсией. 

 Многие постройки монастыря находятся в аварийном состоянии , а некоторые внесены в "Красную книгу Архнадзора Москвы" т.е. памятники находящиеся под угрозой исчезновения. Поэтому большинство фотографий сделано из-за стены и железной ограды монастыря.

Вдоль сохранившейся южной стены монастыря разбит Детский парк "Липки".

Пошла  вдоль нее. 
До наших дней сохранились три башни Симонова монастыря. Все они были построены в 1630-1640 годы. Первая сторожевая башня -"Солевая".
 В середине стены находится "Кузнечная" башня.
В конце стены , башня  -"Дуло".
Башня "Дуло" самая большая сторожевая башня в Москве. Внутренний диаметр по первому ярусу -13,8 м. Толщина стен доходит до 2,5 метров. Фундамент сложен из огромных валунов.
У каждой башни свой шатер.


Всюду следы разрушений.  Башни находятся в аварийном состоянии. Особенно это видно у "Солевой" башни. Глубокие трещины проходят по ней сверху вниз.

Сохранилась южная стена. Высота стены кое где достигает 7 метров. Стены и башни Симонова монастыря - это настоящий шедевр фортификационной мысли. 



Часть стен можно увидеть и внутри монастыря, куда открыт доступ.

Как красиво оформлен верх стены.

Над стенами видны монастырские сооружения. Трудно понять, что М.Лермонтов имел ввиду под словами "висящие платформы". Но такие архитектурные элементы над строениями я видела в первый раз.


Особенно притягивал внимание "ступенчатый щипец" возвышающийся над стеной. 
Осмотрев стены и башни вдоль южной стены иду в другую сторону .Выхожу из парка
и иду вдоль металлической ограды монастыря.
С другой стороны "щипец" над трапезной виден лучше.

Видно почти все здание трапезной. Хорошо что прутья ограды редкие.
В глубине территории монастыря вижу здание  "Сушило".
 Это один из выдающихся памятников древнерусского гражданского зодчества. Трехэтажное здание построено в конце 17 века. Некогда здание окружала галерея -гульбище на которую вела парадная лестница. Галерея существовала еще в 30-х годах 20 века.
До настоящего времени не выяснено первоначальное назначение "Сушило". Одни ученые считают, что здание предназначалось для сушки и хранения монастырских запасов, другие -что оно представляло собой царский дворец для загородных приемов.

Из-за забора рассматриваю другой уникальный архитектурный объект -трапезную палату и снова возвращаюсь на территорию монастыря.


Окончательно ансамбль монастыря сложился к середине 19 века. Первоначально трапезную палату строил архитектор Парфен Петров, но палата не понравилась заказчику и дело дошло до суда. Уже в 1685 году зодчий Осип Старцев перестраивает и достраивает  знаменитую трапезную палату. Открытый сегодня Тихвинский храм и есть та самая трапезная.Трапезную обойти кругом нельзя. 
 Проход на территорию монастыря  закрыт от самого храма.

На стене плакат, сообщающий, что храм открыт и я пошла искать вход в храм.
Обхожу храм, сколько разных архитектурных деталей можно разглядеть на нем.
На стене храма вижу икону. Я не верующая, но очень люблю древнерусское искусство. Пыталась в интернете найти название этой иконы и не смогла.


Главный вход в трапезную расположен не центре, а ближе к западному фасаду. 
Часть крыльца на реставрации. Поднимаюсь вверх. Вход в трапезную оформлен резными колоннами.
Какая красивая резьба украшает их.
Хотелось очень подробно рассмотреть ее.

Само крыльцо после реставрации тоже будет выглядеть красиво.
С крыльца можно лучше разглядеть закрытую территорию монастыря.
За всей территорией монастыря очень старательно ухаживают.
Радуют глаз последние осенние растения. 

Стены трапезной когда-то были покрыты плиткой. С крыльца можно разглядеть трапезную лучше. Необычно сооружение с круглыми окнами.
Над входом в храм -панно.
Обычно я не захожу в храмы, это не место для праздного любопытства, но здесь зашла. 
До середины 1950-х годов здания монастыря служили в основном общежитиями для рабочих ближайших заводов. 
В 1991 году монастырь передан Русской православной церкви, которая отреставрировала трапезную и в 1992 году в ней состоялась первая служба.

Просторный уютный холл. В углу холла стояли удивительные стулья. В холле никого не было. Но как я ни старалась их сфотографировать, ничего хорошо не получилось.
Двери в храм открыты. 
Прекрасно знаю, что нарушать покой верующих и фотографировать в храме нельзя. 
Но так этот храм не был похож на другие храмы; такая в нем стояла тишина; так был весь храм залит солнцем; так солнце отражалось от зеркально начищенного пола. В храме службы не было, двое прихожан стояли далеко и я сделала два снимка.
Но конечно, самое удивительное в этой трапезной, это "ступенчатый щипец".
Как образ Флоренции чудом проник за толстые стены Симонова монастыря- не известно . Фотографировала "щипец" то с одной точки, то с другой и жалела, что территория монастыря закрыта.

С историей монастыря связано много известных имен.
Был здесь и А.С.Пушкин. Раньше рядом с территорией монастыря  находился знаменитый монастырский некрополь. А.С.Пушкин приезжал сюда проводить в последний путь своего друга -поэта Д.Веневитинова (1805-1827). Он умер в 21 год и предчувствовал свой быстрый уход.

Душа сказала мне давно:
Ты в мире молнией промчишься!
Тебе все чувствовать дано,
Но жизнью ты не насладишься.

Могилы старинных дворянских родов были не нужны и в  1930-е годы кладбище уничтожили.  Часть захоронений перенесли, но многое безвозвратно исчезло. Рядом с трапезной находятся несколько памятников.
Заключение.

Не хотелось завершать свой расскааз на этой печальной ноте. Монастырь забыт, но не заброшен. Очень жаль, что про него церковь забыла и скоро может исчезнуть даже то, что еще можно увидеть сегодня .
Но монастырь живет. Он отдан прихожанам с проблемами слуха и в этом смысле действительно он "тихий".
На территории монастыря работает пекарня. Такой вкусной и разнообразной выпечки по доступным ценам, я нигде не пробовала. Приятно было в прохладный день после прогулки зайти в это маленькое уютное кафе у ворот монастыря. 

Закончив прогулку, оглянулась на монастырь. Солнце светило прямо в окно одной из башен и мне запомнится этот образ монастыря на долго.
(Москва, ноябрь 2022г.)


Источники:
(1)М.Жебрак-Автор и ведущий передачи "Пешком" на ТВ "Культура".
(2)П.Барановский(1892-1984) российский, советский архитектор, реставратор памятников древнерусского зодчества.
-Статья в Википедии.
-Сайт -vostlit.info
-Сайт-pravoslavie.ru



Комментариев нет:

Отправить комментарий