пятница, 17 июня 2022 г.

"Константин Богаевский- Крымская мистерия."(Выставка.)

 Несколько лет назад, я прочитала книгу Максимилиана Волошина "Лики творчества". В одном  из очерков М. Волошин рассказывал про художника Константина Богаевского. 

К.Ф.Богаевский родился в Феодосии.

"...В годы детства и юности Богаевского , Феодосия была городом Айвазовского . Он здесь родился, прожил всю жизнь и наполнил ее славой своего имени. Ему нравилось быть отцом города. Почти в каждом доме висели его картины. Многочисленные для маленького городка художники копировали Айвазовского и подражали ему, это часто останавливало развитие их таланта. 

По этому пути сначала пошел и Богаевский, но потом нашел свой путь в искусстве. 

Мне очень хотелось увидеть картины К. Богаевского. Но в России нет ни одного музея посвященного этому художнику. Его полотна находятся в музеях по всей стране.

И вот, возвращаясь в конце апреля 2022 года с прогулки по Александровскому  саду (предыдущее сообщение), я увидела на здании Исторического музея афишу -"Константин Богаевский -Крымская мистерия".


Выставка скоро закрывается .
Дома прочитала в интернете статью о художнике  в Википедии, посмотрела  на репродукции его картин  и поспешила на выставку.
 Билет купила в музее. Утром 28 апреля 2022 года в музее пусто. Поднимаюсь на второй этаж. 

Такая масштабная выставка устроена в честь 150 летия художника, впервые за 50 лет. Свыше 100 картин привезены  из более чем 20 российских музеев.
Выставка проходит в большом двухсветном зале. В нем я впервые. Поэтому невольно мое внимание привлекло оформление этого зала. 


Но потом, я обо всем забываю, даже про фотоаппарат. Так необычно было то ,что я увидела на выставке. Большой зал был разделен на небольшие пространства. В каждом рассказывалось об определенном этапе творчества художника. 



А таких этапов у художника было много. Я прочитала информационный лист про выставку, но попав в зал, про особенности творческого пути художника мне размышлять не захотелось. Я не такой знаток Гомера, что бы находить аналогию с картинами художника, обращать внимание на темный и светлый период его творчества и т.д.
Но картины были такими необычными и такими своеобразными, что я долго не уходила с выставки.


М. Волошин пишет:"...Константин Федорович Богаевский родился в 1872 году в Феодосии. Рано проявился у него интерес к рисованию.Посещал мастерскую И. Айвазовского... 
После окончания гимназии в 1891 году его направили в Академию. Как и у Айвазовкого и Богаевского не было интереса к человеческой фигуре.  Все складывалось в Академии так, что бы убедить самого Богаевского. в своей бездарности. Он был исключен из Академии за неспособность. 

Взял бумаги и уже собирался уехать на юг, когда А. Куинджи увидав его летние этюды, включил его в свой класс. В одну группу с Богаевским вошли Рерих, Рылов, Борисов и др.ученики.
Свой индивидуальный стиль у Богаевского выработался постепенно и во многом благодаря Куинджи.
Куинджи сам родился и вырос Киммерийских степях и пас овец на берегу Азовского моря. Куинджи мало учил живописи, он учил  видеть." 
После завершения курса Богаевский в 1897 году отправился вместе с А. Куинджи и его учениками в заграничную поездку, чтобы познакомиться с зарубежными галереями.  Посетили Германию , Францию, Австрию. Начиная с 1900 года стал выставлять свои работы на выставках в России и за рубежом. Дважды был призван в армию: в 1904 и 1914 годах. 

В 1918 г. демобилизовался.
 После службы вернулся в Феодосию ,где прожил до конца своих дней.

В 1910 году был принят в Московское товарищество художников. Участвовал в выставках  Союза русских художников, Мира искусств. В том же году проиллюстрировал книгу стихов М.Волошина.

В 1933 году получил звание Заслуженного деятеля искусств.

Войну 1941 году встретил в Феодосии , где оказался в оккупации. Погиб от взрыва бомбы в 1943 году. Это информация из Википедии. М. Волошин лучше знал художника и я воспользуюсь его воспоминаниями.

"Плоское уныние этой земли заставляет невольно обращать глаза к небу. Там облака поднимаются и с Черного и с Азовского моря. Но дыхание одного  моря встречают дыхание другого, и два огромных полукружия туч непрерывно колеблются. Ветер придает упругость их очертаниям." Созерцание облаков имело громадное значение для творчества Богаевского.
 Какое небо  разное на его картинах
И в какой разной технике художник его пишет. 

Картина рядом и здесь совсем другие облака.
Трудно понять как художник их нарисовал.
А солнце! Кажется это обыкновенный пейзаж.
Но приглядитесь к солнечным лучам. Каким мастерством нужно обладать, чтобы передать лучи  жаркого южного солнца.
На выставке было представлено много картин с видами Феодосии.

 В годы детства Богаевского Феодосия была похожа на приморский городок южной Италии. Развалины генуэзских башен напоминали об ее историческом позавчера. Богаевский исходил пешком все окрестности Феодосии.


А здесь город изображен с топографической точностью.

В гимназические годы он копировал иллюстрации из старых журналов, а позже под наблюдением Айвазовского его картины. 
Под влиянием Куинджи у Богаевского выработался свой метод работы. 
"Творчество начиналось у Богаевского тогда , когда весь подготовительный материал усвоен и забыт настолько, что начинает сам подыматься из глубины души. Пейзажи им созданные он видел не внешней, а внутренней стороной глаза .

 Эта привычка появилась у него на службе в армии. Запертый в стенах казармы, лишенный возможности работать, он привык зарисовывать по ночам видения, проходившие у него в глубине зрачков. "
Наверное к таким картинам-видениям можно отнести эти работы.



Сколько интересных деталей можно увидеть разглядывая этот пейзаж.
Крепость на берегу залива,
или одинокие пальмы.
"Каждой картине предшествуют десятки рисунков и акварелей; из последних же большинство представляют сами по себе законченные произведения".
Отдельный зал на выставке был отведен акварелям.



Волошин в своей книге рассказывает о творчестве Богаевского до революции. Но Богаевский продолжал работать и после революции. Только темы его работ изменились. Теперь часто на своих картинах он изображает этапы великих строек. Здесь и Днепрогэс и Домбас
Акварель про строительство Днепрогэс мне понравилась больше , чем масштабное полотно.
Любую картину художника  интересно  рассматривать частями - от общего впечатления до мелких деталей. Это Домбасс. (Невольно ассоциация с событиями наших дней.)
Это уже фрагмент картины.Сколько мелких деталей и как они точны.
Вот другая картина про Домбас.
А это маленький  фрагмент -мост через речку, а как он подробно выписан.
Богаевский не принадлежит к художникам, одаренным природным даром техники. Ему пришлось много преодолеть в себе, пишет Волошин. И если посмотреть на то количество картин, которые были представлены на выставке- он был еще большим тружеником.

"Между тем Константин Богаевский был рожден  таким же  исключительным живописцем земли, как Иван Айвазовский -моря." пишет М.Волошин

Заключение.
Закончила свой рассказ и жалею, что мало сделала фотографий картин и что фото близко не передают того впечатления, какое эти картины произвели на меня на выставке. 
С каким-бы удовольствием я снова пошла бы на эту выставку, но картины уже разъехались по своим музеям.

Источники: "Лики творчества", М.Волошин. Статья о художнике К.Ф. Богаевском в Википедии.
(28 апреля 2022г. Москва)


Комментариев нет:

Отправить комментарий