воскресенье, 17 октября 2021 г.

Колокольня номер 2. (Новоспасский монастырь)

Церкви и монастыри -это  наше национальное достояние.

Для одних - это православные святыни.

Для других - это памятники древнего зодчества.

Я принадлежу ко второй категории. Для меня церкви и монастыри -это погружение в историю России и восхищение неизвестными зодчими и строителями построившие их. Я чувствую себя очень комфортно, когда там всем  предоставлена возможность  прикоснуться к истории.

В Новоспасском монастыре я была один раз и  очень давно. Тогда он произвел на меня  удручающее впечатление и желание посетить его еще раз пропало на долго. Перед монастырем большая территория была огороженная забором. В воротах монастыря  охранники зорко следили за женщинами. чтобы те надевали на себя грязные юбки и платки. Сам монастырь внутри показался мне не ухоженным и не приветливым . Я  поспешила скорее его покинуть.

 Прошло много лет. В начале октября 2021 года установилась солнечная, прохладная погода. Дома усидеть трудно и я вспомнила про этот монастырь. Доехать до него  от дома на трамвае А можно за 15-20 минут.

Вот и моя остановка. Как все изменилось. Сразу перед Вами открывается красивый вид на монастырь и на рядом стоящий храм Сорока Севастопольских мучеников.

Перед ними сквер и фотовыставка посвященная соборам Александра Невского в разных странах. 

Открыты ворота. Охраны нет. Рядом с воротами стоит сундук с платками и юбками для желающих войти во внутрь храмов. В действующие храмы я не захожу, поэтому мне эта одежда не понадобилась.

То, что я увидела внутри, меня поразило. Обилие зелени. 


Ухоженная территория. 


Все спокойно гуляют по монастырю и фотографируют , никто не делает замечаний. У входа небольшая ярмарка с монастырской выпечкой и медом. 

Справа трапезная. В большие окна видно как за столами с аппетитом обедают.  Там же находится и хлебный дом.

 Красивые указатели показывают дорогу к книжной лавке, церковной лавке, к экскурсионному бюро. Тут же можно увидеть клетку с белками и просьбой не шуметь , т.к. белки любят тишину. 


Монастырь мужской . И что меня особенно поразило, то это большой розарий. 


Начало октября, а здесь во всю цветут розы, гортензии  и другие цветы. 


Помню ездила я на экскурсию в Малоярославец. Сначала заехали в мужской монастырь, потом в женский. Как они отличались друг от друга. А в этом монастыре порядок во всем, не у всякой хозяйки дома  такой.

Немного истории.

 Первоначально Спасский монастырь располагался в Кремле, но в связи с начавшейся перестройкой Кремля в 15 веке он был переведен на новое место и получил название Ново-Спасский. Выбор места не был случайным -высокий берег Яузы отвечал условиям обороны Москвы с юго-востока. Сразу вспоминаю , какая сейчас Москва большая. А раньше за Таганским районом у метро Пролетарская Москва заканчивалась  и строились оборонительные сооружения. 

Новый собор был сооружен в 1491-96 годах, однако в начале 17 века его разобрали до основания. Особое значение в это время предавалось оборонительным сооружениям. Вот тогда вокруг монастыря возвели стены и башни. Они и сейчас производят сильное впечатление.  А как внушительно наверное  смотрелся монастырь на фоне деревянных изб.


Началось строительство нового собора. 

Собор должен был стать усыпальницей рода Романовых - царствующей династии. Это назначение собора отразилось на его архитектуре -грандиозность, торжественность.  Строился Спасо-Преображенский  5-главый собор по образцу Успенского собора в Кремле.

Простота и строгость внешних форм контрастирует с красочными узорами и причудливостью архитектурных деталей распространенными в 17 веке.



Я не смогла удержаться и вошла в храм.
Вверх вела красивая лестница, 

 Внутри собора сохранились фрески 17 века. Но я их не видела. По лестнице я тоже не стала подниматься. Но мне понравилась сама лестница и вид ступеней.


В храме шла служба . Слышно пение. Я заслушалась и не заметила, что простояла внизу очень долго -так хорошо пел хор.  

Рядом с собором в 2013 году установлен памятник в честь 400летия дома Романовых. 

Перед памятником  большая фотовыставка. Фотографии большого формата рассказывают про разных представителях этой династии. Какое  благородство лиц и поз.




 Позднее на территории монастыря строятся трапезная, больничная палаты. Никольская церковь и другие службы и здания. 

Из-за густой зелени большинство зданий на территории монастыря трудно рассмотреть. Но я такую задачу перед собой и не ставила. Ко многим сооружениям  проход закрыт, но это нисколько не мешает общему впечатлению от монастыря. Я просто наслаждалась атмосферой монастыря.











В монастыре не только поражает архитектура , но и краски осени. Вот в одну прогулку на деревьях только первые признаки осени , 

А через неделю все вокруг не узнать.

Среди всех построек монастыря особое внимание привлекает надвратная колокольня. Высота колокольни 80,4 метра. Это  вторая по высоте, после колокольни Ивана Великого ( 81 метр),колокольня в Москве.
Начали строить ее в 1759 году по проекту И.Жеребцова (1724-1788). Надвратный храм строился 30 лет. Пятый ярус, из-за нехватки средств, не был достроен. Зодчий видимо был увлечен красотой колокольни Троице-Сергиевой лавры (незадолго до этого построенной).
Однако его колокольня отличается обилием архитектурных деталей ,так характерных для барокко. От этого она кажется тяжеловесной. Поражает обилие колонн.



Выступов, портиков и мелких архитектурных форм.

Во время моей прогулки с колокольни послышался звон и я имела возможность послушать колокола.

Однако знаменита колокольня Новоспасского монастыря не только своей архитектурой.

Уникальность сооружению придает роспись внутри первого яруса надвратной колокольни.

Целая галерея иконописных изображений на стенах и сводах арки Святых ворот в нижнем ярусе этого сооружения. Причем роспись выполнена на высоком профессиональном уровне. Её реставрировали в 2018 году. Но в настоящее время она находится в плачевном состоянии. Роспись на сводах арки полностью осыпалась. Часть пространства огорожено- с просьбой за него не заходить. Многие изображения очень сильно повреждены. В начале арки работы в лучшей сохранности. В интернете я нашла полное описание каждого изображения. Над каждым изображением есть надпись на древнеславянском языке. Но для меня это не столь и важно. Я просто была рада, что смогла увидеть хотя бы часть этих изображений. (Внутри Святых ворот очень темно. Приношу извинение за качество фотографий.)






На территории я увидела скульптуру
и камень, что скоро на этом месте будет установлен памятник художнику Ф.Рокотову. 

Прогулка по монастырю закончилась.
Но за стенами есть еще одна достопримечательность и связанна она с именем Н.М. Карамзина. В народе это место называют "Лизин пруд". У Карамзина есть небольшая повесть "Бедная Лиза". Вот молва и гласит , что бедная Лиза погубила себя из-за любви именно на этом месте. Но это только легенда.

Заключение.
Монастырь был упразднен в 1918 году. Службы возобновились в 1991 году. Вот наверное я и была здесь примерно в эти годы. Неудивительно, что он произвел на меня тогда не лучшее впечатление.
По своей красоте и истории это один из лучших монастырей в Москве. Здесь просто приятно побыть в тишине и отдохнуть от суеты города.
Интересный факт. По генеральному плану реконструкции Москвы предусматривался снос Новоспасского монастыря. По предположению в 1945 году был даже построен первый дом по этому плану -Саринский проезд , дом 2. Одиноким островом он возвышается перед Новоспасским мостом
Дом был построен по индивидуальному проекту.





(Октябрь 2021г.)


Комментариев нет:

Отправить комментарий