вторник, 12 февраля 2019 г.

Забытый поэт - Анна Бунина .(Моя электронная библиотека.)

Продолжаю  рассказывать  про свою  электронную библиотеку (2).
Я не люблю по несколько раз перечитывать одни и те же книги. Исключение было лишь для русской и зарубежной классики. Много лет назад я перечитала и прослушала аудиокниги многих русских и зарубежных писателей.
 Сейчас мне больше  нравится открывать для себя новые имена. Вот одно из  них.
Поэт Анна Бунина. 
 В предыдущем сообщении я писала о балладе  В.А.Жуковского "Старый рыцарь". Ниточка моего воображаемого клубка тянется дальше. Оказалось , что в древнем роду, из которого происходили В.А. Жуковский, И.А. Бунин, была первая профессиональная женщина поэт - Анна Петровна Бунина.  Из Википедии я узнала, что родилась она в 1774 году в селе Урусово Рязанской Губернии (сейчас Липецкая обл.) . Что в черновиках Анны Ахматовой найдена запись, что А.П. Бунина была теткой ее деда.
Анна рано осталась без матери и ее на воспитание взяла тетка. Знала русскую грамоту и 4 действия арифметики - этого считалось более чем достаточно. Зато хорошо вышивала и плела кружева.  После смерти отца получила наследство в размере 600 руб годового дохода и в 1802 году отправилась в Санкт -Петербург навестить своего брата. Оглядевшись в городе, она к негодованию родных, решила там остаться. Ей 28 лет и она занялась своим самообразованием. Стала изучать иностранные языки (французский, немецкий, английский), заниматься математикой , физикой и особенно русской словесностью. Начала писать  стихи.
Будучи уже известной в свете поэтессой, она заболела раком. Лечили ее самые лучшие врачи и даже на 2 года была отправлена на лечение в Англию.
Вернулась на родину в 1821 году. Издала трехтомник своих стихов . С этого времени творчеством  она уже занималась мало.
Умерла  в 1829 году в селе Денисовка Рязанской губернии в возрасте 54 лет. Памятник на ее могиле поставил ее крестник, внук ее сестры - великий путешественник П.П. Семенов-Тян-Шаньский.

Найти это имя в интернете и скачать в электронную книгу все что есть , дело нескольких минут. Оказалось, что в интернете об Анне Буниной не так уж много информации и книг: небольшой сборник стихотворений, небольшая книга писем и один рассказ в прозе. Я все это прочитала.
Прошло время. После этих книг я начала читать другие интересные книги, но на память часто приходит имя: Анна Бунина.

Наверное у многих в памяти со школьных времен осталась байка из жизни лицеиста А.С.Пушкина.
Один лицеист встает и читает: "Блеснул на западе румяный царь природы..." Раздался дружный смех. А.Пушкин  заканчивает: "И изумленные народы Не знают, что им предпринять: Ложиться спать или вставать..."
Так вот, это строчки из стихотворения Анны Буниной. Но только в отличии от лицеиста, Анна Бунина прекрасно знала, где восходит и где заходит солнце:
Сумерки. (Г.Р. Державину , в его деревню Званку)
 (имение, где с 1795г. и до конца жизни Г.Р. Державин проводил лето.)

Блеснул на западе румяный царь природы,
Скатился в океан, и загорелись воды...

...."Где я?"-
От изумления к восторгу преходя,
Спросила я у тех, которы тут стояли.
"На Званке ты"-ответы раздались.
Постой, мечта! продлись!..
Хоть час один!.. но ах! сокрылося виденье,
Оставя скуку мне одно уединенье.
 (1808год.)

А вот отрывки из другого ее стихотворения.
Разговор между мной и женщинами.
Женщины обрадовались, что и среди поэтов - мужчин  появилась первая поэт -женщина . Говорят, что они от поэтов -мужчин не дождались себе похвал и спрашивают ее : "О чем же она пишет".
Она им отвечает:
...Да, да, голубушки сестрицы!
Хвала всевышнему ! Пою уже пять лет...
Я.
...Пою природы я красы,
Рогами месяц в воду ставлю,
Счисляю капельки росы,
Восход светила славлю...
(долго она перечисляет темы своих стихов.)
Женщины
Эге! какая ахинея!
Да слова мы про нас не видим тут...
Что пользы песни нам такие принесут?...
...Я
Нет, милые сестрицы !
Пою я также и людей.
Женщины 
...Похвально! но кого и как ты величала?..
Я
...Подчас  я подвиги мужей вспевала,
В кровавый что вступают в бой...
(потом перечисляет как мужи верно служат царю и отечеству)
Женщины.
И тут ни слова нет про нас...
...Женщины
Изменница! Сама размысли зрело,
Твое ли это дело!
Иль нет у них хвалителей своих?
Иль добродетелей в нас меньше , чем у них...

Было интересно читать переписку Анны Буниной с ее племянником. Анна уже сильно больна, но ни одной жалобы на здоровье в письмах нет, только просьбы побольше прислать чистой бумаги.  В письмах много юмора, размышлений о том, что молодому человеку не интересно переписываться со старой и больной теткой, содержится масса бытовых мелочей, о которых мы уже очень мало знаем. Ведь- эти письма писались более двухсот  лет назад. Племянник просит ее, что бы она подробно описывала ему день за днем. Она отвечает, что один день похож на другой.  Большой круг родственников и друзей позволяли ежедневно собираться на обеды то у одного, то у другого. Решали за кем, какая карета заедет и потом отвезет домой.
Ездили друг к другу пить чай. Устраивали чтения в слух. Читали по очереди, а остальные занимались рукоделием. Часто устраивались музыкальные вечера.

Прочитала я и рассказ А.Буниной - "Спасение несчастного семейства". Это  трогательный история о том, как двое малых  детей оказались в пансионе под Смоленском, когда его в 1812 году заняли французы . Детей спас крепостной слуга, проведя их, через занятые врагом земли из Смоленска в Санкт -Петербург, к матери.
Я не литературный критик, поэтому не делю стихи на сильные и слабые , не разбираю их достоинства и недостатки. Для меня важно, какое впечатление стихи оставляют у меня.

Случайно узнав про ее судьбу и прочитав ее произведения - Анна .Бунина (1774-1829г.) надолго останется в моей памяти.
(февраль 2019г.)














Комментариев нет:

Отправить комментарий