пятница, 8 февраля 2019 г.

"Возвращение. Долгий путь домой".(Художник Александра Азовцева.)

В афише музеев я увидела, что в "Доме русского зарубежья" 1 февраля 2019 года 
открывается   новая выставка. Последний раз я была там в прошлом году и рассказывала про выставку Марии Башкирцевой.
В этот раз, ДРЗ знакомит российского зрителя с новым именем - художник Алесандра Александровна Азовцева. Выставка называется "Возвращение. Долгий путь домой", где представлена китайская серия ее работ. Афиша была так интересно написана, что сначала я подумала,что это иероглифы.
 Александра Александровна Азовцева (урожденная Людикормина) родилась в 1910 году в городе Никольское (ныне Уссурийск) в семье служащего телеграфа, который работал на Китайско-Восточной ж/д. В 1911 году отец был командирован в Харбин, куда он и переехал с семьей.
 С раннего детства Александра Александровна любила рисовать. Свой дар она унаследовала от деда, который рисовал иконы.
После окончания гимназии в Харбине, она поступила на Первые Хрбинские художественные курсы, где обучение было построено по типу художественных курсов в России.
Но первое признание пришло к Александре Александровне, когда она занялась художественной вышивкой. Вышивки хорошо раскупались, стали поступать заказы. Это явилось хорошим подспорьем для семьи. Когда  Ф. Шаляпин выступал в Харбине, ему преподнесли вышитый его портрет работы Александры. Портрет ему очень понравился и он попросил познакомить его с мастерицей.
На выставке было представлено несколько вышивок. Они располагались за застекленной витриной. 
К сожалению блики от ламп на стекле мешали их сфотографировать.
В то же время Александра продолжала занятия живописью. В 1942 году она вышла замуж за Дмитрия Васильевича Азовцева. Это был очень одаренный человек. 
В Харбине и Шанхае Александра Александровна участвовала во всех художественных выставках. Она работала в разных жанрах: китайские сюжеты, пейзажи , натюрморты. На выставке были представлены несколько пейзажей написанных маслом




и бытовые сцены.


Художница наблюдала жизнь простого китайского народа, изучала его быт и традиции.


Добавляли  атмосферу Востока на выставке несколько красивых китайских ваз и предметов.


Особенно красива была высокая ваза в витрине за стеклом.
 Я простояла около нее несколько минут, рассматривая роспись на ней.


Но особое место в  творчестве Александры Азовцевой  занимал портрет. Этот жанр был ей  интересен, т.к. требовал повышенного внимания к человеку. Она  для написания портретов выработала даже свою особую  графическую технику.




 Она делала сотни зарисовок прежде чем нарисовать картину.
Вот трогательный портрет "Старички".
Портреты написаны в очень нежных тонах. На них  запечатлена тихая жизнь простого человека. 


 Мне понравился этот портрет но блики на стекле помешали сделать фото в полный рост.


Очень чувствуется атмосфера доверия между художницей и его моделью. 
В 1950 годах меняется политическая обстановка в Китае. Начались аресты русских эмигрантов. Опасаясь за свою жизнь в 1954 году она с мужем принимают решение переехать в Сидней.
В Сидней она забрала все работы китайского периода.
В Австралии она продолжает продуктивно работать. Но теперь темой ее картин становятся коренные жители и пейзажи  Австралии. 
Она получила признание в Китае и в Австралии. Её художественные произведения являются национальным достоянием этих стран. Её фамилия внесена в международный реестр художников.
 За свою жизнь она организовала 13 персональных выставок. К большому сожалению ее работы и ее жизнь очень мало известны в России.
Пережила она своего мужа на 14 лет. Умерла в 1994 году в Сиднее.
Свои работы она завещала  приятельнице Ии Михайловне Глебовой , у которой долгие годы они хранились. Работы. представленные на выставке, являются даром И.М.Глебовой Национальному фонду поддержки правообладателей.
 За  время хранения не в музейных условиях многие картины пострадали и были отреставрированы. 
И вот, проделав путь по нескольким городам России, картины Александры Азовцевой впервые выставляются в Москве.
Накануне, по каналу ТВ "Культура" , был показан репортаж об открытии этой выставки. Мне казалось, что посетителей в зале будет много. Но нет, по залу я хожу одна.
Не заметила как прошло  много времени. Вышла на улицу. На улице немного посветлело. 
  О жизни Александры Азовцевой информации в интернете очень мало. Я использовала сведения, приведенные в рассказе о художнице на стендах выставки.
 Наверное, жизнь у Александры Азовцевой не всегда  была легкой. Но в ее картинах столько спокойствия и  тишины, что это настроение передалось и мне.
(5 февраля 2019 года.)


Комментариев нет:

Отправить комментарий