вторник, 11 декабря 2018 г.

"Заяц с янтарными глазами."(Нэцке и японская графика.)

2018 год стал годом Японии в России. На нескольких выставках японского искусства я была. Особенно мне запомнилась небольшая выставка в Историческом музее "Очарование Японией" в марте 2018 года, о ней я уже рассказывала.
Завершала год Японии в Москве большая  выставка " Шедевры живописи и графики эпохи Эдо (1603-1868 г.)"  которая проходила в "Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина" в два этапа:  первый этап - в сентябре , второй -в октябре 2018 года.
Я пришла на выставку за день до ее закрытия, 25 октября 2018 года. В музей стоит очередь,
но я с электронным билетом прохожу быстро через другой подъезд. Посетителей на выставке много .

Иногда трудно было просто  пройти дальше. 

Показываются произведения японского искусства из музеев Японии и России.
Я только что закончила читать удивительную  книгу голландского писателя Эдмунада де Вааль,  "Заяц с янтарными глазами". Об этой  книге я узнала случайно из интервью куратора этой выставки. Под впечатлением от этой книги я стала знакомиться с  выставкой.
Япония очень долго была закрытой страной для европейцев.
"С 1859 года во Францию начали проникать первые гравюры и керамика."
"Японское искусство было дивным новым миром. Оно знакомило с новыми фактурами, новыми способами чувствовать предмет. Это были не просто гравюры, которые можно было повесить на стену. Это были откровения- лак отличался непревзойденной глубиной и темнотой, 



складные ширмы служили и для членения комнатного пространства и для отражения света."


 К началу 70-х годов 19 века  ручеек вещей превратился в настоящее наводнение. Хотя сами японцы оставались редкими гостями в Париже. Японское искусство сделалось вездесущим. Всем хотелось непременно обладать какой-нибудь "японщиной".


"Лавка восточного искусства" в Париже была нагромождением всего японского. Количество предметов на продажу было ошеломляющим. После одной только поездки в 1874 году французский торговец  отправил из Японии в Париж 45 контейнеров с 5 тысячами предметов. Это провоцировало лихорадку."

Придавалось большое значение тому, когда ты начал собирать свою коллекцию. Первые поклонники японского искусства яростно соревновались между собой -"японизм " сделался чем-то вроде религии.
Тогда европейцы впервые  познакомились и с работами художника  Кацусика  Хокусай (1760-1849). На выставке было несколько его работ
 и альбом "100 видов горы Фудзи" в 3-х томах ( , изданный еще при его жизни художника в 1834-35 годах.
"В Париже всем была известна истина о том, что японцы сами маленькие и потому делают маленькие вещицы. Искусство Японии начисто лишено тщеславия. Японцы виртуозно , ювелирно передавали быстрые чувства и движения, но отступали , когда речь заходила о сильных,  трагических чувствах. Поэтому у них и  не было своего Рембранта ."
 На выставке были представлены гравюры выполненные на многометровых бумажных рулонах. Такие рулоны постепенно разматывали и любовались каждым рисунком по очереди.
Поражает ювелирная точность в изображении мелких деталей.Каждый эпизод здесь можно долго разглядывать.





"А были вещи вовсе не имевшие соответствия в западном искусстве, вещи, которые можно отнести лишь к "игрушкам" и которые можно было вертеть в руках.
Вот к таким вещам и относятся брелоки -нэцке. Нэцке маленькие резные фигурки людей , занятых повседневными делами , детей и животных.
Один коллекционер описывал одно смешное нэцке: -очень роскошное, очень простое, очень нежное. Трудно превзойти эту характеристику."
"Однажды владелец парижского магазина подошел к японцу, сидевшему на пороге своего дома и заметил в его руках нэцке почти законченное. Он спросил , не желает ли он ее продать , когда оно будет закончено. Японец рассмеялся и сказал, что на доработку уйдет еще 18 месяцев. ..Это не оттого , что японец медленно работает, а потому, что он занимается этим когда у него веселое настроение и он полон сил."
(Фотографии нэцке сделаны мною на выставке "Очарование Японией".)
Жирным шрифтом в моем рассказе были выделены цитаты из книги Эдмунда де Вааля "Заяц с янтарными глазами".
Известный английский художник-керамист Эдмунд де Вааль, потомок рода международной банкирской династии Эфрусси, основанной в 1830 году,  берется за перо, чтобы прочертить путь своей семьи и сопровождавшей ее в скитаниях  коллекцией брелоков-нэцке с 1871 года до 2009 года.
Задумал автор свою книгу после того, как в 1994 году получил по завещанию деда коллекцию брелоков-нзцке в количестве 264 штук. Ему захотелось проследить весь путь какой прошла эта коллекция прежде чем она досталась ему в наследство. Он не ожидал, что это путешествие продлиться около 2 лет.
Автор перемещается   в Париж импрессионистов и Пруста, из захваченной нацистами Вены в оккупированный американцами Токио и заканчивает путешествие в царской  Одессе. Он рассказывает не выдуманные истории об утраченном и обретенном доме, о том как хрупка жизнь и как истории людей сплетаются с историей человечества.
Именно тогда, в 70-х годах 19 века  Шарль Эфрусси в Париже  покупает  264 штуки  брелоков -нэцке.
 Первый владелец коллекции нэцке Шарль Эфрусси был удивительным человеком - французский меценат, искусствовед, художественный критик, редактор и издатель книг и журналов по искусству. За вклад в развитие искусства Франции был удостоен ордена "Почетного легиона". Это он изображен на заднем плане в сюртуке и в цилиндре на картине Ренуара "Завтрак гребцов".
"Когда держишь в руках предмет японского искусства, он сам себя раскрывает. Прикосновение - вот знак, по которому опознает себя любитель. Неуклюжие пальцы не способны к любовному касанию . Такой человек не одержим страстью к искусству."
Восхищение Японией распространилось настолько, что в 80-е годы 19 века  дома у всех буквально ломились от "японщины".
Японские эстампы стали источником вдохновения для многих импрессионистов. Такие эстампы были очень доступны по цене. Поэтому Ван Гогу удалось собрать  их коллекцию состоящую примерно из 200 работ. Он использовал их для украшения своей комнаты в Париже.
 Эти картинки привлекали Ван Гога тем, что помогали расслабиться и на время забыть о тяготах жизни. А в 1887 году устроил даже их выставку в одном из кафе. Именно японские гравюры вдохновили художника на использование в своих картинах более ярких цветов.

В 90-е годы 19 века интерес к японскому искусству стал ослабевать.
"Все теперь японское"- сказал Александр Дюма.
Дом Золя под Парижем , сплошь уставленный японскими вещицами, уже служил поводом для насмешек. Исчезает благоговейное отношение к японскому искусству. Постепенно коллекционеры обращаются к искусству Франции 18 века. 
В доме Шарля Эфрусси тоже все изменилось. В этом доме уже меньше предметов приглашающих прикоснуться к себе. Уже не отважишься так просто брать  эти мейсенские вазы с бронзовых подставок и передавать их по кругу.
Коллекция нэцке уже не смотрелась в новом интерьере  и ее подарили родственникам из Вены  на свадьбу, где она и хранилась  до прихода к власти Гитлера.

В 1938 году евреи были признаны в не закона. В один миг Эфрусси  лишились всего что имели. Произведения искусств собираемые многими  поколениями, были конфискованы. В дальнейшем они пополнили собрания ведущих музеев мира, а старинные книги фонды библиотек.

В 1938 году после прихода фашистов к власти одним из первых пострадал дом Эфрусси в Вене. Все слуги из дома сбежали, осталась одна служанка Анна.
"Анне гестаповцы объявили, что она больше не будет работать на евреев и пора ей поработать на благо страны. Ей поручили разбирать вещи бывших хозяев и упаковывать их в деревянные ящики. Работы много, пусть начинает со столового серебра, которое занимает целую комнату. Анна начала присматриваться, не может ли она что-то  спасти для хозяйки и ее детей. За ней следили и тогда она стала потихоньку забирать по 3 игрушки ( так Анна называла нэцке),
 относить к себе в комнату, а там зашивала в матрац. Гитлеровцы ничего не заметили . В 1945 году Анна передала Элизабет (дочери хозяйки ) 264 японских статуэток. Фамилию Анны автор книги так и не смог установить, хотя она прослужила в доме не один десяток лет.
Книгу "Заяц с янтарными глазами" автор посветил своим детям Бену, Мэтью , своему отцу и  Анне.
Династия Эфрусси была сначала одной из самых богатых семей в России, а потом и в мире . В 1883 году она породнилась с династией Ротшильдов .
Но в один миг под ударами исторических событий: дело Дрейфуса, Первая Мировая война,  Революция в России, Вторая Мировая война, вся эта империя рухнула. Они лишились всего.
От их сказочного богатства до наших дней дошли лишь 264 нэцке. Эта коллекция сейчас находится у автора этой книги в Лондоне.
Я закончила осмотр выставки и в этом мне помогла книга "Заяц с янтарными глазами". Мое впечатление от выставки двоякое. После прочитанной книге я с удовольствием погрузилась в атмосферу японского искусства. Но японские произведения искусства не созданы для показа в таких больших пространствах и для такого большого количества посетителей. Мне даже больше понравилось рассматривать фотографии гравюр  дома.
 Среди отзывов об этой книге можно было прочитать и такие:
- " Это гораздо больше, нежели семейная история: это великолепная картина исчезнувшего мира."
-"Книга десятилетия...предназначена для того, чтобы ее читали и перечитывали..."
Я вышла на улицу. В музей все также стоит очередь.
 Но почему-то из садика перед входом в музей мне не захотелось сразу уходить. Этот садик был спроектирован специально  еще при строительстве музея, чтобы посетители, проходя через него,  настраивались на встречу с прекрасным. Сотрудник музея сетовала, что новые музейные пространства, открываемые в бывших промышленных зонах уже лишены этой атмосферы.



Сейчас я читаю не менее интересные книги, но время от времени, я  открываю книгу " Заяц с янтарными глазами" и  с любого места начинаю ее читать.





Комментариев нет:

Отправить комментарий