воскресенье, 18 февраля 2018 г.

Питер Брейгель Старший и современное искусство.

Сколько раз давала себе слово -больше в "Аrtplay" не хожу и каждый раз его нарушаю. Дизайнерский центр " Аrtplay " занимает всю территорию бывшего завода "Манометр".
Здесь, в доме № 10, оборудован большой зал  с экранами на всех стенах. Пройти к нему нужно через всю территорию Центра.
После первых выставочных проектов, уровень показа произведений художников значительно снизился. И все равно я иду туда из-за желания увидеть работы художников в малейших деталях .
В этот раз на больших экранах демонстрировались работы великого нидерландского живописца, прекрасного графика и рисовальщика Питера Брейгеля Старшего, иногда его называют "мужицким".
Я очень люблю живопись нидерландских художников за возможность познакомиться с бытом  людей 15-17 веков.
Питер Брейгель Старший родился около 1525/30 годов. Точная дата не известна. Одни исследователи считают, что он родился в городе Бреда, другие утверждают, что он родился в маленькой деревушке Брегел. Одно известно точно, что он родом из Нидерландов.
Показ  работ сопровождается рассказом от первого лица о его жизни. На фоне графических произведений неторопливо герой рассказывает о своих первых успехах.

Большое влияние на раннее творчество Питера Брейгеля  оказал другой нидерландский художник - Иероним Босх. (1450-1516 год.)  Несколько месяцев назад был отдельный показ его произведений и я об этом уже рассказывала. Теперь, 19 января 2018 года, когда я пришла в "Аrtplay", администрация решила совместить показ картин  двух этих художников в одном сеансе, без перерыва. И это было сделано зря. Впечатления от работ стало хуже.
Была показана работа И.Босха "Сад земных наслаждений" .


Когда я увидела эти работы в первый раз, мне было интересно. Сказать , что они мне понравились,не могу.  
Постепенно влияние И.Босха на работы П.Брейгеля стало уменьшаться. Он перешел к созданию обобщенных картин крестьянской жизни. "Крестьянская свадьба","Крестьянский танец" , Игры детей", "Зимний пейзаж" и др. - раскрывают заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство, неиссякаемое жизнелюбие.



Особый этап в жизни художника -это создание картин посвященных бедствиям нидерландцев, страдавших под испанским игом - "Избиение младенцев" (1567г.)," Притча о слепых"(1568г.). На многих работах изображены инвалиды. отчаяние и скорбь народа.



Большое место в его творчестве занимали картины на религиозные темы.

Творчески переработав уроки итальянской живописи эпохи Высокого Возраждения он создал глубоко народное искусство опирающееся на местные традиции и фольклер ."Фламандские пословицы" ," Безумная Грета".

Особое место в творчестве П.Брейгеля занимает картина "Вавилонская Башня".созданная в 1563 году.
Это полотно размером   114х155 мм.  можно рассматривать очень долго.

 Есть два варианта картины- большая и маленькая. На счет второй картины до сих пор ведутся споры.
Существует легенда, которая рассказывает о возникновении различных языков и народов. По преданию после потопа жили только потомки Ноя и они все разговаривали на одном языке. Люди всегда стремились возвысится до Бога и они решили воздвигнуть высокую башню до небес.
Бог был против и решил послать на людей кару. В одно прекрасное утро люди пришли на строительство и начался хаос. Они перестали понимать друг друга, т.к. стали разговаривать на разных языках. Строительство прекратилось, а люди разбрелись в разные стороны, надеясь найти тех, кто их будет понимать.
Картина наполнена десятками разных исторических деталей. Изображен царь Нимрод, который возглавлял строительство.
 Изображены орудия труда, с помощью которых возводились стены.



 Сам же П.Брейгель считал, что башню можно было бы достроить, если бы не ошибки при строительстве. Поэтому он изобразил башню неравномерно строящейся, где этажи расположены неровно, иногда и кренятся вбок.

Интересно рассматривать жизнь простых людей, которая изображена около башни. Здесь и город, реки, мосты, поля.  Невозможно даже оценить масштаб города.
Поэтому, когда показ картин П.Брейгеля прерывается работами И.Босха, становится жалко. что так мало уделено времени этому художнику.
А в фойе развернута совсем другая экспозиция. 
И здесь я невольно вспомнила слова Ирины Антоновой (президента ГМИИ им.А.С.Пушкина ). Её спросили, что она думает о выставках современного искусства: "Наверное , когда нибудь к этому подберут название, но искусством это назвать  нельзя".
Вот большой экран. Под медленную, приятную музыку монотонно движутся фигуры и нет этому движению ни начала ни конца.
Рядом выставлены работы, которые созданы  под впечатлением картин П. Брейгеля,  в частности "Игры детей". И приведены слова Патона.
Процесс игры важнее результата.






А вот этой композиции и названия нет. Сколько я не искала, а пояснения не нашла.
Трудно даже представить сколько сил , труда и терпения потратил автор на создание этой инсталляции.


Вот осмотр и закончен.
 Выйдя из зала, я   на балконе под снегом  и увидела эту инсталляцию с прекрасным летнем платьем.

 Сразу вспомнилось про весну и что не долго продолжаться зиме.
С таким хорошим, весенним  настроении я покинула "Аrtplay".
Заключение. Очень жаль, что таких выставок "современного искусства" в музеях и выставочных залах становится все больше. Все реже появляются выставки достойные названия "Искусство" в самом широком смысле этого слова. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий