пятница, 9 февраля 2018 г.

Мартирос Сарьян и "Голубая роза".

Я не собиралась рассказывать о  посещении выставки в Третьяковской галерее "Картины Мартироса Сарьяна". 
Но вот случайно я про эту выставку опять вспомнила.
Недавно, т.е. 1 февраля 2018 года, по радио я услышала информацию, что вечером можно будет наблюдать редкое явление. Луна будет необычно большого размера. За окном была сплошная облачность и я про это забыла. На следующий день я проснулась рано. Солнце еще не показалось над горизонтом. Было то мгновение, когда ночь прошла, а утро еще не наступило.  Над шпилем Котельнической высотки, на фоне необыкновенно синего оттенка неба -стояла большая луна. Как потом я не пыталась отредактировать цвет неба, мне достичь этого не удалось. Небо было ровного, чистого, синего цвета. Фотографируя через стекло, этот оттенок неба потерялся.
Вот это, необычного цвета небо, мне  и напомнило про картины Мартироса Сарьяна.
На рубеже 19 и 20 века в русской культуре возник очень интересный период под названием  "Серебряный век".
"Серебряный век" объединил самых разных поэтов, художников, артистов, музыкантов, философов в попытке найти новый сплав творчества и жизни.
Каких только творческих объединений художников не возникало в это время: "Алая Роза", "Голубая роза", Синий всадник", Бубновый валет" и т.д.
Мартирос Сарьян  как раз и входил в одно из этих объединений,а именно в объединение "Голубая Роза".
Свое название общество получило в 1907 году после одноименной выставки. Ядро общества сформировалось еще за 10 лет до выставки ,в городе Саратов. Группа молодых художников, вдохновившись произведениями Борисова-Мусатова и Врубеля, стали использовать в своих работах серо- голубые и блодно-розовые  тона. Уделяли особое  внимание музыкальности и нежности произведения. Вскоре они приехали в Москву и поступили в училище живописи и ваяния. Здесь они и познакомились с другими будущими участниками объединения.Среди них был и художник Мартирос Сарьян ( 1880-1972г.). Он тоже учился и окончил Московское  училище живописи и ваяния, а потом занимался еще в мастерских К.Коровина и В.Серова.
Выставка в Третьяковской галерее была  приуроченную дням культуры Армении в России. 39 работ Мартироса Сарьяна Третьяковская галерея приобрела еще в 1910 году.Из них на выставку были отобраны 13 картин. Музейные собрания Армении предоставили 16 произведений . В основном это были работы относившиеся к периоду 1910 года . В это время Сарьяну были близки идеи "Алой розы" дающей возможность свободно обращаться с формой и цветом.
Сарьян родился вблиза Ростова-на-Дону и впервые посетил Армению только в 20-летнем возрасте.Природа Армении,а потом путешествия в Турцию,Египет и Иран произвели на него сильное впечатление. Он понял, что обычными средствами передать ее своеобразие  не возможно , что нужны для этого новые средства. Постепенно он выработал свою , глубоко индивидуальную манеру живописи. Стилистика стала близка средневековой Армянской живописи: контраст цветов, простые формы и пластика.
Залы выставки были оформлены в синих тонах.
 На этом фоне очень выразительно смотрелись работы художника.

 Названия картин были очень простыми и часто повторяли то, что нарисовано на картине: "Виноград", "Кувшин и фрукты", "Улица в полдень", "Финиковая пальма","Константинополь" и т.д. Поэтому я не старалась запомнить названия каждой картины. 
Я  просто наслаждалась игрой красок , солнца и зелени на его художника. Казалось ,что хмурый, пасмурный московский день вдруг залили лучи яркого летнего солнца.




Полотна М.Сарьяна написаны яркими, насыщенными красками. Они дают возможность понять, что искусство не есть лишь имитация реальности. Оно требует  свободы воображения.



М.Сарьян считал природу своим главным учителем. Поэтому на своих полотнах художник всегда сохраняет простые природные формы.


Первые выставки французских художников конца 19 начала 20 веков были открыты в Москве только в 1906 году. Большое впечатление на М.Сарьяна произвели картины П.Гогена, В.Гога и Сезанна. Эти работы еще больше убедили художника в верности избранного им пути.



 Благополучная жизнь М.Сарьяна закончилась в 1915 году. Узнав о трагедии армянского народа он отправился из Москвы в Эчмиадзин , что бы помогать беженцам.
После революции вернулся в Россию, а в 1921 году переехал в Армению.
В Ереване, на улице М.Сарьяна, дом № 3 ( еще при жизни художника), 26 ноября 1967 года был открыт "Дом-Музей М.Сарьяна". Он состоит из двух частей: двухэтажного особняка, где с 1932-1972 год жил художник и трехэтажной галереи, возведенной в 1967 году.
Первая моя командировка после окончания института была в город Ереван. Потом была в Армении еще несколько раз. И вот теперь, написав это сообщение в блог, мне  стало очень  жалко, что я упустила такую хорошую возможность посетить этот музей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий