понедельник, 8 августа 2016 г.

Ностальгические прогулки - "ВДНХ- назад в СССР".

Жара в Москве заставила меня большую часть времени проводить  в Северо-Восточном округе Москвы-это Бескудниково.
Сюда мои родители приехали еще до войны. Теперь, даже трудно вообразить, что тогда вокруг был лес. На месте Бескудниковского кирпичного завода была одна печь для обжига кирпича и ни одного дома вокруг. Вот за этой печью и поселилась семья моих родителей из 4 человек. Когда построили первый двухэтажный деревянный дом , родители получили там комнату. Этот дом застала еще я.
Постепенно  завод начал расти. Поднимались цеха по обе стороны железнодорожной станции Бескудниково и родителям выделили уже 2 комнаты в деревянном доме с общей кухней.
Первый кирпичный дом был построен в 1956 году и он стоит до сих пор. Вот в нем я и живу . Исчезли все леса, пруды, дачные поселки, но район еще сохраняет  атмосферу 60 годов. Может быть через 5-10 лет исчезнут последние следы - уже закрылся завод, который первым стал изготавливать панели для "хрущевских" пятиэтажек, закрыт заводской клуб, нет кинотеатра "Марс" и т.д.
Я помню , сколько гордости было в семье, когда за эти панели мама получила серебряную медаль ВДНХ и памятный подарок- женские часы. Эти часы я носила еще даже в институте.
При мне выставка меняла названия : из Сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) в 1959 году она   превратилась в ВДНХ. Потом в 90-х годах -в рынок электроники. Сейчас называется ВВЦ.
Вот и захотелось мне , после 20-25 летнего перерыва ,снова побывать на ВДНХ. 
От дома стал ходить новый маршрут автобуса -803. Он  довез меня до Главного входа ВДНХ.
Все как раньше, также украшают ворота скульптуры.

 Я решила свою прогулку посвятить фонтанам - символам и гордости ВДНХ. 
Пройти мимо трех фонтанов-"Дружба народов", Каменный цветок" и "Колос".
Встречает нас как и раньше  Главный павильон .
Я была даже обрадована, что он сохранился в прежнем виде.
Гордая надпись "Союз Советских Социалистических Республик",
герб СССР,
барельефы

и что было совсем неожиданным , так это памятник Владимиру Ильичу Ленину. Я его не помнила. Мне казалось, что на площади Ильича-единственный памятник.
Красивые цветники радуют глаз,



А вот впереди и первый фонтан- "Дружба народов".

Фонтан был открыт в 1954 году. Высота струй достигала 24 метров.В разное время он назывался по разному -"Золотой сноп", "Дружба народов СССР", Дружба народов".
Наверное, что было раннее утро буднего дня, мне показалось, что фонтан работал в пол силы.
Также сверкают на солнце золотые скульптуры девушек, олицетворяющие все союзные республики.( Кстати, для ник позировали реальные девушки.)

Но вот центральная часть фонтана сильно потемнела.
Обойдя фонтан вокруг и сфотографировав его со всех сторон, я пошла дальше.
Почти не осталось павильонов советских республик. 
Вот павильон "Армения"
и "Карелия". Все павильоны внутри закрыты.
Появился новый стеклянный павильон. В него всех по радио приглашают на масштабную выставку "Россия - моя история". Но ни одного человека заходящего на выставку или выходящего с нее я не видела. Не знаю почему и я, при всей моей любви посещать выставки, туда не пошла.
За деревьями виден огромный бык - это павильон "мясной промышленности".

В памяти осталось, когда мой дядя из деревни приезжал погостить к нам в Москву, то обязательно в его программе было посещение павильонов животноводства  ка Выставке. 
Вот и второй фонтан- "Каменный цветок".
.Какое разочарование.
 Фонтан "Каменный цветок" остался в памяти сверкающим самоцветом, т.к. весь был покрыт цветной смальтой. Он весь как-бы переливался разноцветными камнями. А сила водных струй поражала. Сейчас, наверное, если спросить молодых людей -как называется этот фонтан? то трудно ему дать название "Каменный цветок, настолько он имеет мрачный вид , даже при ярком солнце. Только сфотографировав верхнюю часть фонтана, можно вообразить , что он имеет какое-то отношение к цветам.

Это был первый в СССР и в мире светомузыкальный фонтан. Д.Шестакович специально для ВДНХ написал "Праздничную увертюру", которая в сочетании со световым оформлением фонтана "Каменный цветок" создавала единый художественный образ.
Я так и не могла понять, что же изменилось в фонтане с советских времен. Уже дома я прочитала, что оказывается большинство скульптурных деталей в настоящее время частично или полностью разобраны. Полностью отсутствуют скульптуры руб ( и действительно я вспомнила, что весь бассейн фонтана был ими украшен.) отсутствуют головы лебедей.
Осталось только небольшая часть скульптур от прошлого изобилия.


Но впереди меня ждал еще один фонтан -"Колос". 
Фонтан "Колос" -и тут полное  разочарование. 
Где струи воды , которые били из каждого зернышка, имитирующие "усики" колоса.?
Оказалось, что история фонтана очень печальна.
Уже к 70-х годах фонтан стал терять свою мощность, а струи били на высоту 25 метров. В  80-х годах фонтан стал разрушаться и был выключен полностью.
Только в 2013 году начались восстановительные работы, было восстановлено основание фонтана. К 2014 году фонтан частично восстановили. В настоящее время фонтан законсервирован.
День очень жаркий и пройдя через всю Выставку я с удовольствием отдохнула в кафе на берегу пруда.
За прудом уже территория Ботанического сада, но это следующий рассказ.
А пока, отдохнув в тени,  нужно отправляться в обратный путь к Главному входу.
Если свернуть немного в сторону от главной магистрали, то увидишь полное запустение. Разрушенные здания, некогда популярных павильонов и ресторанов. Даже у павильона цветоводства и садоводства цветы нарисованы на щитах, а не растут вокруг.
 Постепенно небо затягивают тучи. Я прохожу мимо красивого павильона "Белорусская республика" и женщина зазывает всех проходящих посетить его.







Вот наконец я подумала, единственный павильон в который можно зайти и узнать про Белоруссию. Я уже почти зашла, но остановилась в дверях пораженная. Темное помещение, внутри идет торговля в самом плохом и неприглядном виде,т.ч. тут же в дверях развернулась и вышла из павильона. А с снаружи сильный ливень и даже он не заставил посетителей выставки зайти во внутри этого павильона.

Через 10-15 минут дождь закончился, но посетители потянулись к выходу. Я удивилась сколько людей гуляло по выставке,

 но еще больше меня привело в изумление, сколько людей в это время шло на выставку.
И стало немного досадно и жалко, что практически там смотреть нечего. Дешевые аттракционы, разруха, нет возможности полноценного отдыха.
Раздумывая о том, как быстрее доехать до дома, я обратила внимание на эстакаду и вспомнила, что здесь проходит монорельсовая дорога.
 Часто слыша по радио , что ее собираются разобрать (т.к. она себя не оправдала) я решила вернуться домой на ней. Конечная станция этой дороги у платформы "Тимирязевская" Савеловской ж/д. А оттуда, две остановки до станции "Бескудниково".
Решено, еду.
Первый сюрприз -пенсионеры едут бесплатно, а поезда ходят через каждые 15 минут. По эскалатору поднимаюсь на платформу.
 Несмотря на навес над ней, все скамейки после дождя мокрые. Маршрут дороги очень короткий. Зато сверху открывается очень красивый вид
на музей Космонавтики,
Проспект Мира
и ВВЦ.
Подошел поезд,

Из поезда вышло очень много людей , не смотря на середину дня.
Также заполнился поезд  и на на нашей станции. Вагон разделен на купе. 7 сидячих мест и немного места для стоячих пассажиров. В вагоне тесно и душно, несмотря на кондиционер. Путь до "Тимирязевской" меньше 10 минут,
но из-за тесноты и духоты он показался очень долгим. На "Тимирязевской" поезд по кругу разворачивается
 и отправляется в обратный путь.
 Замечу, что поезд движется со скоростью пешехода. Может быть из -за того , что остановки очень близко и ему негде разогнаться. Но сама идея монорельса, как вида городского транспорта ,  мне понравилась- добавить комфортные вагоны, скорость и длинный маршрут. Жалко если ее разберут на металлолом.
Вот такая была у меня ностальгическая прогулка назад в СССР по ВДНХ.
(Конец 1 части. Продолжение следует.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий